Ш. Р. Гирша. Цитаты

***

Педагогические воззрения Шимшона Рафаэля Гирша не были изолированы от его философских взглядов, а являлись их частью. В одном из своих полемических писем к реформистам рав Гирш убеждал оппонентов:

«Иудаизм  — не украшение жизни; невозможно быть евреем ”отчасти“, ”в чем-то“. Быть евреем  — это всеобъемлющее человеческое предназначение, которое реализуется везде: в синагоге и на кухне, в поле и в лавке, в конторе и на трибуне, в отцовстве и материнстве, в сыновних и дочерних обязанностях, в послушании и господстве, в человечности и гражданственности, в мыслях и чувствах, в слове и деле, в наслаждении и самоограничении, с иглой, резцом и пером в руке  — во всем, из чего состоит жизнь. Быть евреем означает всю свою жизнь основывать на слове Божьем и во всей ее полноте подчинять Его воле. Поскольку иудаизм охватывает всю жизнь человека и возвещает, как о том недвусмысленно сказано, счастье всего человечества, его невозможно запереть в четырех стенах бет-мидраша, замкнуть вокруг семейного очага. Чем в большей мере еврей является евреем, тем универсальней его взгляды и склонности, и сам он ближе ко всему доброму и прекрасному, открытому и истинному: в искусствах и науках, в культуре и образовании. Он приветствует и воздает хвалу всякому проявлению истины, справедливости, миролюбия, радуется любому проявлению благородства. Более того: он сам торит ко всему этому пути, чтобы исполнить свое предназначение и предназначение иудаизма за новыми горизонтами, которых не достигали отцы его. С искренним усердием он движет прогресс культуры и образования  — при том единственном условии, что прогресс этот будет истинным, то есть не потребует от еврея пожертвовать своим еврейским предназначением, а, наоборот, позволит с небывалой прежде полнотой реализовать его».

Таким образом, широта взглядов Ш. Р. Гирша касалась не только образования. Однако нельзя умолчать о том, что при всем значении взглядов рава Гирша для западного, особенно немецкого, ортодоксального еврейства, они не возобладали в ортодоксальной среде в целом.


Рецензии