Конкурс 44 Лепестки сакуры Скрытое сравнение хайку

  Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости, продолжаем наш проект, открытый для всех любителей, опытных и начинающих познавать тонкости редкого уникального жанра!

   Нам привычно сравнивать хайку с живописью. Несмотря на то, что живописное полотно плоское в нём ощущается пространство, когда правильно построена перспектива, соразмерно показан ближний и дальний план. Построению перспективы был посвящён 26-ой конкурс из серии "Лепестки сакуры". С кратким конспектом можно ознакомиться по ссылке: http://stihi.ru/2023/10/22/4545

   Но дальнейшее развитие проекта показало нечто удивительное. Обычно принято подмечать движение вперёд, уходящее вдаль уменьшенее объекта, а вот такой процесс в прошлый раз перевернул всё в обратную сторону:

   талый ручеёк
  всё шире и шире
    грязная лужа               (автор  Просто Сергеич)
*

  И действительно, хайку имеет продолжение в пространстве, а не во времени, увлекает зрителя за собой и производит впечатление. Что же всё-таки не так? Сравнение. Вторая строка кажется лишней. Но и без неё не обойтись, картинка не складывается. Мы здесь не акцентируем внимание на эстетике, поэтому на 3-ю строку не обращаем внимания. (недаром эта работа заняла 12 место, а не призовое, хотя интересный замысел)

  Давайте разбираться... Приведём отрывок из статьи Валентины Марковой:

    "...поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях.

     Чехов писал в одном из своих писем брату Александру: "...у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка..." Такой способ изображения требует от читателя максимальной активности, втягивает его в творческий процесс, дает толчок его мысли. Сборник хокку нельзя "пробегать глазами", листая страницу за страницей. Если читатель будет пассивным и недостаточно внимательным, он не воспримет импульса, посланного ему поэтом. Японская портика учитывает встречную работу мысли читателя. Так удар смычка и ответное дрожание струны вместе рождают музыку.

    Хокку миниатюрно по своим размерам, но это не умаляет того поэтического или философского смысла, который может придать ему поэт, не ограничивает масштаб его мысли. Однако дать многостороннее изображение и пространно, до конца развить свою мысль в пределах хокку поэт, конечно, не может. В каждом явлении он ищет лишь его кульминационный пункт. Некоторые поэты, и в первую очередь Исса, поэзия которого наиболее полно отражала народное мировоззрение, любовно изображали малое, слабое, утверждая за ним право на жизнь. Когда Исса заступается за светлячка, муху, лягушку, нетрудно понять, что тем самым он встает на защиту маленького, обездоленного человека, которого мог стереть с лица земли его господин - феодал.

   Таким образом, стихи поэта наполняются социальным звучанием.

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен,

- говорит Исса, и мы узнаем в этих словах мечту о равенстве людей.

Отдавая предпочтение малому, хокку иногда рисовало и картину большого масштаба:

Бушует морской простор!
Далеко, до острова Садо,
Стелется Млечный Путь.

     Это стихотворение Басе - своего рода смотровая щель. Прильнув к ней глазом, мы увидим большое пространство. Перед нами откроется Японское море в ветреную, но ясную осеннюю ночь: блеск звезд, белые буруны, а вдали, па краю неба, черный силуэт острова Садо.

Или возьмем другое стихотворение Басе:

На высокой насыпи - сосны,
А меж ними вишни сквозят, и дворец
В глубине цветущих деревьев...

В трех строчках - три плана перспективы.

   Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников; подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней. Иногда поэты прибегали к способам изображения, родственным искусству живописи. Таково, например, трехстишие Бусона:

Цветы сурепки вокруг.
На западе гаснет солнце.
Луна на востоке встает.

     Широкие поля покрыты желтыми цветами сурепки, они кажутся особенно яркими в лучах заката. С огненным шаром заходящего солнца контрастирует восходящая на востоке бледная луна. Поэт не рассказывает нам подробно, какой при этом создается эффект освещения, какие краски на его палитре. Он только предлагает по-новому взглянуть на ту картину, которую каждый видел, может быть, десятки раз... Группировка и выбор живописных деталей - вот в чем основная задача поэта. В колчане у него всего две-три стрелы: ни одна не должна пролететь мимо.

    Эта лаконичная манера иногда очень напоминает обобщенный способ изображения, которым пользовались мастера цветной гравюры укиёэ. Разные виды искусства - хокку и цветная гравюра - отмечены чертами общего стиля эпохи городской культуры в Японии семнадцатого - восемнадцатого веков, и это роднит их между собою."

   Укиё-э (яп., «картины изменчивого мира») — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо.
    Слово «укиё» дословно переводится как «плывущий мир», но записывается другими иероглифами.  Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии.

   Все гравюры укиё-э объединяла общая техника их создания и ряд характерных черт, обусловливающих их самобытность и «узнаваемость». Одними из этих черт является:

1. композиционная асимметрия, создающая эффект некоторой неуравновешенности и естественности;

2. отсутствие светотеневой моделировки;

  Асимметрия предполагает акценты на что-то значимое и наоборот, выстраивая композицию так, что невольно взгляд падает на то, что нужно.

 Так же и в хайку, пейзажной зарисовке, возможно двумя-тремя штрихами сопоставить вещи, имеющие нечто общее - или цвет, или форму, что создаст дополнительный шанс возникновению нужной ассоциации. Не указывая на цвет. цвет возникает. Не указывая на форму (круглая, овальная, острая и т.д.) ощущение тоже возникнет. Главное правильно найти подобие.

 Как обойтись без прямой сравнительной характеристики, которая нежелательна для хайку? Сопоставляя подобное. Соположение вещей, их взаимодействие между собой по форме, цвету, предназначению будет выстраивать нужный ракурс и перспективу. А отсюда получится и нужный эффект сравнения сиюминутного и вечного, далёкого и близкого, необъятного и мелкого, в котором тоже бушует свой мир, надо только его увидеть и, может быть, услышать. А звуки... они возникнут, стоит только взять в руки морскую раковину.

   Напоминаем, что тексты перевода (в данном случае В. Марковой) не являются образцом для подражания. Желающий увидит, усмотрит, нужное.

================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над СКРЫТЫМ СРАВНЕНИЕМ в хайку, несмотря на то, что прямое использование этого, можно сказать, в запрете.  Наши тексты должны содержать нужные описательные штрихи, возможно, разных предметов, которые можно сопоставить между собой! Это филигранная работа!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «СКРЫТОЕ СРАВНЕНИЕ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ АВТОРУ НАЙТИ ПОДХОДЯЩИЕ ОБРАЗЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ПУТЁМ СРАВНЕНИЯ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВЫЗВАТЬ АССОЦИАЦИЙ В СОЗНАНИИ ЧИТАТЕЛЯ. Картинка не должна быть просто красивой зарисовкой и всё.   Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется.  Помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю. Но и сами проверяйте, что видите по прочтению.

 Для настроения рекомендуется тема «ЦВЕТЕНИЕ ВИШНИ», но совсем не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом сезоне, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

ВНИМАНИЕ!  Текст хайку в количестве от 1 до 2 (!) от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

   За 3 дня до окончания срока приёма работ, если останутся вакантные места, будут приниматься от участников третьи хайку!!! Ниже по тексту сроки оговариваются.

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 43 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 20 МАЯ 2024 года или до 30 работ максимум! Но с 17 мая, если не будет набрано 30 хайку, откроется набор от участников ДО 3-Х ХАЙКУ! После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!
________________

Принято на данный момент: 30  хайку.

Принимаю только неопубликованные хайку!

Иллюстрация: Японская живопись укиё-э

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование открыто: http://stihi.ru/2024/05/21/5599

Маллар Ме   21.05.2024 20:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.