26 Лепесток сакуры Перспектива в хайку

Татьяна Игнатова 5
 Мы не раз сравнивали процесс написания хайку с творческим порывом живописца, который воспроизводит увиденное в пейзаже сезона и не навязывает нам своих чувств, не называет их. Сама картина вызывает эти чувства и иногда надолго. Давайте разберёмся, почему. У художников есть такие понятия, как ближний план, дальний план и перспектива. Перспектива может быть разных видов: прямая, обратная, панорамная и сферическая -  в зависимости от того, где расположить точку зрения, или точку соединения всех линий изображения предметов: на горизонте, в самом наблюдателе, в центре картины и т.д. Не будем подробно останавливаться на этом, но выделим главное. Воспроизводимая картина  зависит от точек зрения. Теперь обратимся к написанию хайку.

Три строчки хайку напоминают как бы три точки в геометрии, через которые можно провести бесконечную плоскость. Так краткое трёхстишие служит нередко проводником к целой картине, которую должен увидеть слушатель.

Интересно, что написал Константин Бальмонт по этому поводу:
"В хокку три строки, но три мгновения суть идеальный лик молниеносного явления. Начало, вспышка и конец. Троестрочие есть мгновенный просвет души, освободительно врезавшийся в косное вещество и превративший его в видение."

   Хайку - это внезапный всплеск эмоций, вспышка света, шок. Если ты прочитал хайку и удалось перенестись в другой мир и впечатление осталось на весь день – значит, всё не зря.
    Останавливая зафиксированное в словах мгновение, хокку, или хайку, становятся как бы вневременными, почти вечными. Особенно это характерно для описаний природы и чувств человека, которые со временем меняются мало.

*
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Басе)

Когда это написано? Вчера, год назад, в прошлом веке или в прошлом тысячелетии? Сказать наверное невозможно. Хотелось бы надеяться, что и через тысячу лет на Земле сохранятся старые пруды с живущими в них лягушками. Тогда эти строчки Басе по-прежнему будут абсолютно точно фиксировать тишину, которая наступает вслед за водяным плеском. Умиротворяющую тишину природы, которой можно насладиться и в которой растворяются преходящие проблемы человеческой жизни.


 ================


  Итак, дорогие друзья, давайте остановимся и, не спеша, поработаем над тем, чтобы приблизиться к вечному, создавая три точки опоры для воспроизведения зафиксированного мгновения. Куда будет направлен наш взор, будет зависеть от вас: внутрь себя, в нескончаемую даль, где исчезают все звуки и помыслы, или останутся в центре изображения, покоряя своей наивностью и пленяя великолепием увиденного.


  Итак, в рамках конкурса «ПЕРСПЕКТИВА В ХАЙКУ» оценивалось:

 НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ПОКАЗАТЬ НЕКУЮ ПЕРСПЕКТИВУ УВИДЕННОГО, БУДЬ ТО ПАНОРАМА, УХОДЯЩАЯ ДАЛЬ, ИЛИ ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ СИЮМИНУТНОСТЬ И МГНОВЕНИЕ БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО НАДОЛГО И ПЕЙЗАЖ КАРТИНКИ МОЖНО БЫЛО ОТНЕСТИ К НЕОПРЕДЕЛЁННОМУ ВРЕМЕНИ ИЗ ЖИЗНИ ПОКОЛЕНИЙ, А ЗНАЧИТ, К ВЕЧНОСТИ.

ИТОГИ 26 КОНКУРСА "Перспектива в хайку":
             
1-Е МЕСТО
5)  тополиный пух
  между небом и землёй
     стая голубей
                (Арина Шик)
*         

2-Е МЕСТО 
 крыша в сосульках
  капли на землю летят
    солнечным утром
                (Вера Аношина)
*         

3-Е МЕСТО
   Сосны на сопке.
  Мчатся с пологой горы
    Финские санки             (Наталия Белоус)

*

4-Е МЕСТО 
    заснеженный сад
  склоняется до земли
    белая сирень
                (Елена Графская)
и

   снежинки блестят
  на плечах у торговки
   пуховый платок
                (Арина Шик)

*

5-Е МЕСТО
 лопата в руках
вверх-вниз наперегонки
падает снег
            (Елена Графская)