Бодрствовать

В египетском языке понятие «сновидение» передавалось словом rswt, которое восходит к глаголу r(j)s, "бодрствовать". Таким образом, сновидение в Египте понималось как один из видов реальности, бодрствования.

В папирусе Инсингер сказано: «Бог создал сновидения, чтобы указать путь спящему, глаза которого во мраке». Позднее Сократ задавался вопросом: «Грезить - во сне или наяву - не значит ли считать подобие вещи не подобием, а самой вещью, на которую оно походит?».

Платон в «Теории познания» вкладывает в уста Сократа и Теэтета любопытный диалог. Сократ задает Теэтету вопрос: «Можно ли доказать, что мы вот в это мгновение спим и все, что воображаем, видим во сне или же мы бодрствуем и разговариваем друг с другом наяву?». И последний отвечает: «В самом деле, Сократ, трудно найти здесь какие-либо доказательства: ведь одно повторяет другое, как антистрофа строфу. Ничто не мешает нам принять наш теперешний разговор за сон, и даже когда во сне нам кажется, что мы видим сны, получается нелепое сходство этого с происходящим наяву».


Рецензии