Пока зима. Бесснежный сонет

Лови меня, лови, пока не поздно,      
пока зима – не белый-белый остров…
 
Пускай печаль к любви твоей прильнёт,   
пригреется, задремлет, станет грустью.
Слова померкнут, в облака отпустят      
никчёмный блеск, бессмысленный налёт.

Пусть время – снег, декабрь – всего лишь поза:
цветет сирень безвременья – смотри, –
пока, мерцая, теплится внутри
огонь – антагонист анабиоза,

мгновений сыплется бесценный снег
в опаловом, с подпалинами, сне…

Пока зима – не белый-белый остров,
верни меня, верни, пока не поздно…


Бонн, 29 января 2024 г.


Закольцованный сонет
(АА) bCCb AddA ee (АА)

написано на Коллективный творческий проект
"БАХРАМСКИЙ МАНУСКРИПТ"
http://stihi.ru/2023/12/06/3515

растет отсюда:http://stihi.ru/2022/12/10/4060


Рецензии
А напоследок я скажу…

На самом поверхностном уровне — этот текст можно воспринимать как простое (хотя и очень красивое) эмоциональное стихотворение о любви и уходящем времени.
Но это только на первый, беглый, скользящий по поверхности взгляд. Но дело как раз в том, что эта поверхность мгновенно проваливается в бездонную глубину при малейшем внимании. Вот для более глубокого) погружения в глубину)) глубин))) этого текста предлагаю провести мысленный анализ каждой строки. И мысленно же задать самому себе вопрос. Какая фраза, строка или её часть является ключевой для понимания метафизики смысла этого произведения? Мой ответ Чемберлену.

огонь – антагонист анабиоза

Как мне кажется это подвижная ось, на которой закреплено закольцованное тело вращения всего стихотворения. Вся динамика, вся боль, вся красота стихотворения проистекают из напряженного взаимодействия - вращающаяся ось вечного Анабиоза влечет за собой неумолимый закон миропорядка, а вращающийся, изменчивый мир человеческого переживания отчаянно пытается удержать ускользающее пламя жизни на своей собственной орбите.

И вот почему.

Это стихотворение – не рассказ о зиме, любви или тоске. Это карта великой метафизической битвы, где единственные истинные действующие силы суть Огонь и Анабиоз (Перламутр и Пырей если вспомнить Пикник альбом "Египтянин" 2001 года). В самой сердцевине этой вечной схватки сияет откровение: "огонь – антагонист анабиоза". Огонь – не пламя чувств или тепло тела. Это само Бытие в его активном, сопротивляющемся состоянии. Это сознание, утверждающее "я есмь". Это воля к существованию, к осмыслению, к непрерывному акту горения вопреки. Его "мерцание" и "тепление" внутри времени и/или внутри человеческого естества – не признаки слабости, но формула существования: жизнь длится лишь пока длится это сопротивление. Анабиоз – не сон и не покой. Это само Небытие в его поглощающей, замораживающей сути. Это не активное разрушение, но пассивное, вечное Угасание, возврат в докосмическое состояние отсутствия, где нет времени ("декабрь – всего лишь поза"), нет различий ("белый-белый"), нет движения. Анабиоз – это вечное отсутствие Жизни, фон и предел Огня. Вся трепетная мольба – "лови меня", "верни меня" – это не крик о человеческой любви или памяти, но голос самого принципа Бытия, осознавшего свою хрупкость перед лицом принципа Не-Бытия. "Пока зима – не белый-белый остров..." – не описание сезона, но констатация предельной изоляции – точки, где стирается не только тепло, но и сама возможность связи, восприятия, отдельного "я". Это растворение в ледяном Ничто, где немыслимы ни "лови", ни "верни". И слово "антагонист" – ключ. Оно означает не просто противоположность, но непримиримую, сущностную вражду. Огонь существует только как сопротивление Анабиозу. Его природа – борьба. Без этой угрозы Не-Бытия Огонь теряет свою суть борца.

Все иные образы – лишь отблески этой дуэли. "Сирень безвременья" – чудо: вспышка Огня (жизни, красоты, смысла) вопреки законам умирающего времени, дерзкий вызов самого Бытия своему аннигилятору. Призыв "смотри!" – заклинание засвидетельствовать это чудо присутствия здесь и сейчас, пока сопротивление возможно. "Мгновений сыплется бесценный снег" – трагедия времени, неумолимо текущего в сторону Анабиоза. Каждое "мгновение" – акт горения Огня, бесценный именно как акт сопротивления в потоке, ведущем к застою. А "опаловый, с подпалинами сон", в который сыплются эти мгновения – уже погружение актов жизни (Огня) в вечную материю Небытия (Анабиоз). Кольцевое движение от "Лови меня..." к "Верни меня..." – не сюжет, а нарастание онтологической тоски: от попытки удержать ускользающее Бытие – к отчаянной мольбе вернуть уже утраченное присутствие, пока "остров" Анабиоза не стал единственной реальностью. Это предсмертный крик Огня, чувствующего неотвратимость своего поглощения. Ценность мгновения – в самом факте этого хрупкого, мерцающего горения вопреки.

Всё, больше не буду надоедать.

Дмитрий Куваев   03.07.2025 12:36     Заявить о нарушении
Димочка! Что Вы со мной делаете...
Да собственно, ничего особенного. Вы просто меня читаете))

Вижу, что Вы частенько называете себя графоманом. Считаете себя таковым. Я согласна. Мне вообще непонятно, почему это слово имеет отрицательную коннотацию.
Меломан - это здорово, а графоман почему-то - фи... Побольше бы подобных графоманов на наши головы:)

Этот сонет - сублимированный продукт, изначально написан стиш под другую музыку :)
Забыла ссылку поставить, теперь ищу через гугл :)) не нахожу( но найду

Спасибо!!!
Пью кофе под "Пикник"
и умоляю Вас - надоедайте мне ещё :)

Екатерина Чаусова   03.07.2025 13:56   Заявить о нарушении
Искала ссылку через антиплагиат)))
растет отсюда:http://stihi.ru/2022/12/10/4060 - я от другой музыки отплывала)

Екатерина Чаусова   03.07.2025 14:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.