нечёрное чёрное 21 плюс

снова собрались толпой черти*
и так уже четыреста лет кричать –
всё со свету квадрат сжить хотять,
которым и Малевич Бога намалявал
в его Абсолютной Тайне Непознаваемости,
Бесконечности и Космичности,
и в смерти чертовой комичности.



* от праслав. * ьrtъ., укр., белор. чорт, сербохорв. цртити, цртим «заклинать, клясть», словенск. ;r^t «чёрт, ненависть, вражда», ;rtiti «ненавидеть», чешск., словацк. ;еrt «чёрт», польск. czart; родственно лит. kyreti «злиться», i-kyrti «гнушаться», apkyreti «надоедать», ;kyrus «назойливый, навязчивый», kereti «сглазить, околдовать».



однако абстрактного мышления правда
от предметности земной отвязанная
столь велика, как и ночь,
и содержит в себе Всё,
которое прорастает Человеком-Творцом.

как и было Запланировано
ещё до Сотворения Мира.

https://youtu.be/6jQAG_FmCzY?si=htNVl3UC-y1MpnIF




* в коллаже:

- «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». 1915. Казимир Малевич. также экспонировалась на выставке «0.10».

- «Белый квадрат» («Белое на белом»). 1918. Казимир Малевич. Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду.

- Иллюстрация понятий макро- и микрокосма, 1617 г. Роберт Фладд (Robert Fludd) — английский врач, философ-мистик, автор латинских трудов; астролог, музыковед и теоретик музыки --  изобразил чёрный четырёхугольник для иллюстрации первозданной темноты Вселенной перед появлением мира сего в своём трактате «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia», 1617 год.

- гравюра "Человек и макрокосм" из книги Fludd R. Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia, 1617.


- Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10». 1915 г.

первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге, было «Четырёхугольник»: не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии он действительно являлся четырёхугольником, это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.


- «Чёрный круг» и «Чёрный крест» - были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке, представляя, вместе с квадратами, три основных формо-элемента супрематической системы.

Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью и выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм». В оригинальной супрематической доктрине значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». Квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчёта, как традиционно математическое понятие. Нулевой абсолютной пластической формой его делал пластический лаконизм. Одновременно, он являлся и «нулевым» выражением цвета — чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».

«Супрематизм настолько строг, абсолютен, классичен, торжественен, что только он один может выразить сущность мистических ощущений» — написал один из учеников художника.

ох, этот юношеский максимализм )


Рецензии
Квадраты Малевича: смысл и цель
Казимир Малевич создал серию «Чёрных квадратов», которые стали символом революции в искусстве и ключевыми работами супрематизма. Вот их основные аспекты:

1. Количество и особенности квадратов
Малевич написал четыре версии «Чёрного квадрата», каждая из которых имеет свою историю:

1915 год — Первый экземпляр, написанный для выставки «0,10». Размещён в «красном углу» как икона нового искусства. Обнаружено, что под слоем краски скрыты две более ранние работы: кубофутуристическая и протосупрематическая композиции .

1923 год — Второй вариант, часть триптиха для Венецианской биеннале (вместе с «Чёрным кругом» и «Чёрным крестом»). Самый крупный (106×106 см), создан с учениками. Хранится в Русском музее .

1929 год — Точная копия первого квадрата, написанная для персональной выставки в Третьяковке .

1932 год — Четвёртый вариант, забытый на полвека. Обнаружен в 1993 году, сейчас в Эрмитаже .

Квадраты отличаются размерами, пропорциями и контекстом создания, но все воплощают идею супрематизма.

2. Смысл: философия и революция в искусстве
Супрематизм как «высшая ступень»
Малевич считал квадрат «нулём форм» — отправной точкой для нового искусства, свободного от изображения реальности. Он писал: «Когда исчезнет привычка видеть в картинах уголки природы, мадонн и венер, тогда увидим чистое живописное произведение» .

Антиикона и символ пустоты
Разместив квадрат в «красном углу», Малевич бросил вызов традиционной религиозной живописи, предложив вместо священных образов «икону нового времени» — символ нигилизма и перерождения .

Цвет как квинтэссенция
Чёрный цвет выбран не случайно: это смесь всех красок, поглощающая свет. Однако Малевич использовал сложный состав (жжёная кость, охра, зелёный пигмент), чтобы создать глубину и избежать бликов .

3. Цели создания
Поиск границ искусства
Малевич стремился разрушить представление о том, что искусство должно изображать реальность. Квадрат стал экспериментом, доказывающим, что форма и цвет самодостаточны.

Философский манифест
Работа отражает идеи Ницше о «смерти Бога» и необходимости нового языка для эпохи индустриализации. Малевич видел в супрематизме инструмент для выражения «массовой культуры» XX века.

Провокация и пиар
Выставка «0,10» вызвала скандал. Критик Александр Бенуа назвал квадрат «мерзостью запустения», но именно это сделало его легендой. Малевич использовал эпатаж, чтобы привлечь внимание к своим идеям .

4. Влияние и критика
Наследие авангарда
Квадрат вдохновил художников на эксперименты с абстракцией и геометрией, став символом русского авангарда. Его сравнивают с «Чёрной дырой», поглотившей старые каноны .

Споры о гениальности
Некоторые критики считали квадрат «эффектом голого короля», где зрители придумывают смысл из-за страха показаться непонимающими. Однако исследования подтвердили, что Малевич серьёзно подошёл к концепции, в отличие от шуток Альфонса Алле с его «Битвой негров в пещере» .

5. Современное восприятие
Сегодня квадрат остаётся объектом дискуссий. Его ценность (до 20 млн долларов) объясняется не только художественными, но и историческими причинами: это манифест эпохи, перевернувшей представление о творчестве. Как отмечал искусствовед Андрей Сарабьянов, «после „Квадрата“ искусство исполнения стало анахронизмом».

Если кратко: квадраты Малевича — это не просто геометрические фигуры, а философские высказывания, изменившие вектор искусства XX века.

Евгений Хмельницкий1   18.04.2025 21:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений )

Юля Жинь   19.04.2025 10:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.