Легенда о беспутном принце. Альтернативная

О фильме The King/ Король/ Король Англии. Режиссер Д. Мишо, в главной роли Т. Шаламэ. Австралия, США, 2019.

Вопреки тому, что зритель может ожидать по аннотациям, это не экранизация второй тетралогии шекспировских исторических хроник. И не исторический фильм на тему «как это было на самом деле». Те, кто может отыскивать исторические ляпы, найдут их здесь великое множество. Что тогда это за фильм? Фантазия по мотивам шекспировских хроник. Именно хроник. Их читатели знают, что в основе сюжета второй тетралогии, Генриады, - легенда о принце Уэльском, который до восшествия на престол валял дурака, а после восшествия стал великим королем-воином. Здесь эта легенда тоже отражена, но иначе.


Сначала я этот фильм постараюсь охарактеризовать, а потом объясню, как я понимаю, почему – кроме экономических причин – такой фильм появился.


По порядку. Что здесь есть, как и в шекспировских хрониках:

- Конфликт между отцом, Генрихом IV, и сыном, принцем Халом, из-за того, что сын к своим обязанностям принца пренебрежителен;


- Конфликт между Генрихом IV и Генри Перси Хотспером из-за пленников;


- Генри Перси Хотспер изображен как юноша, между тем, как исторически должен быть старше Генриха IV;


- Поединок между принцем Генрихом и Хотспером, в котором побеждает принц;


- Друг и собутыльник принца сэр Джон Фальстаф;


- Контраст между сэром Джоном и лордом Верховным судьей;


- Оскорбительный подарок молодому королю Генриху из Франции (не несколько теннисных мячиков, а один);


- Контраст между королем Генрихом и французским дофином. В отличие от шекспировской пьесы “Генрих V” они встречаются лично, а затем – лично в бою;
дофин не просто глупый, а невероятно противный;


- В общем развитие сюжета такое же, как в шекспировской пьесе “Генрих V”: королевский совет по поводу возможной войны с Францией и Салического закона; раскрытие в Англии заговора; поход во Францию, взятие Гарфлера, битва при Азинкуре, убитые мальчики при английском обозе (но, в отличие от пьесы, не во время битвы, а до); казненные по приказу Генриха пленные (но, в отличие от пьесы и истории, не один раз, а даже дважды), совместная сцена Генриха с Екатериной де Валуа, его французской невестой.


Что здесь отличается от шекспировских хроник:

- принц Генрих не притворяется беспутным временно, а валяет дурака искренне, протестуя таким образом против политики отца;


- принц, а затем король Генрих – самый большой сюрприз! – искренне хочет мира, и внутреннего, и внешнего, а крестового похода не хочет. Война с Францией происходит потому, что его дезинформируют, чтобы заставить воевать. Якобы на него готовилось покушение;


- принц, а затем король Генрих свободно говорит по-французски (как должен исторически);


- принц, а затем король Генрих, действительно, очень не любит своего отца, поэтому здесь вместо сцены с короной сцена с одеялом, которое он с умирающего отца срывает;


 - Король Генрих здесь произносит всего один монолог – под Азинкуром и в прозе, речь, обращенную к солдатам. Смысл : «Вы пришли сражаться за Англию» (которой в данном случае считается и завоевываемая Франция);


- у короля Генриха здесь – шрам на лице, как должен быть у исторического, но – небольшой, заметен, если присмотреться;


- сэр Джон Фальстаф здесь – совсем не шекспировский персонаж. Он не окружен фальстафовской компанией. Он не труслив и не пренебрежителен в вопросах чести, а грабил на большой дороге он только тех, кто, по его мнению, этого заслуживал. Он, оказывается, - опытный военачальник, который гуляет и много развлекается потому, что война ему стала отвратительна. Он, действительно, - второе «я» принца Генриха, которое берется его дружески контролировать, предостерегает от слишком большой жестокости. (Народ в Сети демонстрирует эрудицию, замечая, что Фальстаф – это вымышленный Шекспиром персонаж. Но у этого персонажа два исторических прототипа. В этом фильме обыгран первый из них: не тот, сэр Джон Олдкасл, которого живьем зажарили, а тот, сэр Джон Фастольф или Фальстаф, который в Ирландии и Франции воевал. Правда, именно обыгран, а не изображен с точностью. Исполнитель роли Фальстафа Дж. Эдгертон – еще и автор сценария);


- поэтому молодой король Генрих, воцарившись, не отвергает Фальстафа, а, напротив, приближает его, как того человека, которому точно сможет всегда доверять. Сэр Джон становится командующим его армией, предсказывает ход битвы при Азинкуре и в ней погибает;


- Генрих IV здесь вначале назначает наследником другого сына – Томаса, герцога Кларенса, который затем ведет себя глупо, а затем погибает. Исторически должен погибнуть уже после завершения действия фильма, во Франции;


- здесь появляется еще один второстепенный женский персонаж – сестра Генриха Филиппа, королева Дании, которая брату Генриху симпатизирует;


- главный негодяй здесь – лорд Верховный судья, который и отправляет короля Генриха воевать во Францию, прибегнув для этого к обману: ложной ссылке на угрозу покушения. За это Генрих, узнав правду, собственноручно убивает его в конце фильма;


- принцесса Екатерина здесь не комична. Это она объявляет жениху, что в действительности плана покушения на него не было, называет его в глаза тщеславным и глупым. Но она же должна после смерти Фальстафа стать тем человеком, которому муж будет безукоризненно доверять, и она согласна стать таким человеком.


Теперь о том, почему, по моему мнению, такой фильм появился. Снят он в 2019 году. Это значит, что на зрителей его в англоязычных странах перед тем обрушилось два юбилея: шекспировский в 2014 г. и битвы при Азинкуре в 2015 г. Юбилеи – это лавина информации: книги, фильмы, телепередачи. «Пустая корона», насколько близки к истории шекспировские пьесы-хроники, насколько хороший или плохой исторический Генрих V… И фильм – реакция на этот поток информации, игра с ним. Вы же знаете, что шекспировские пьесы строятся на легенде – ну, вот вам другой вариант той же легенды. Депоэтизированный. Король-герой здесь не настолько умный, но хочет мира. А его обманом принудили воевать. Обмануть его возможно, так как сам он по натуре честен. И ценит чужую честность. Вследствии его победы возник его возвышенный образ: тот, который - в шекспировских пьесах. «Тогда бы Генрих принял образ Марса…» (пер. Е. Бируковой). С которым имеют дело историки. А он мог быть еще и другим.


Почему этот фильм, кроме мордобоя, стоит посмотреть: например, для того, чтобы представить себе его зрителей. В эпоху глобализации зритель этого фильма в англоязычных странах отличается от зрителей в остальном мире.


Он, во-первых, шекспировские пьесы должен очень хорошо знать. Во-вторых, он должен события фильма сличать со своей современностью: помнить, что войны могут иногда начинаться из-за терактов, и из-за того, что решения на высшем уровне могут иногда приниматься на основе ложной информации. В том числе – решения о войнах.


Но и зритель из любой страны должен помнить, как тяжело человеку может даваться взросление.


Рецензии