Пушкин-1833 Анджело. Дискуссия

На основе публикаций Михаила Просперо
http://stihi.ru/2024/03/06/3142
http://stihi.ru/2024/03/07/3940
и
http://stihi.ru/2024/02/08/5125
А утро - как урок, помилуй Бог
 
А утро - как урок - тогда и впредь,
В высоком смысле если "ныне, присно".
Позволил бы он другу умереть
За честь свою, за боль нелепой жизни?

А что не так? У Пушкина спроси,
Коль это не сумел прочесть подстрочно.
Честь Третьим бысть Поэтом Всей Руси.
Два сильных сына, две милейших дочки.

Царём дан не по должности оклад,
Что порождает зависть, злобу, сплетни.
Служить, а не прислуживаться рад,
Не отрицая декабристов бредни.

Такой, своеобразный, паритет
Высоких и служебных интересов.
И наплевать бы на пре-высший Свет,
Да Катька в круг семьи ввела Д"Антеса...

За стол и в дом, а не к сестре в постель.
Здесь детский сад наш, а не дом свиданий.
...как воет зло февральская метель.
Дом стал вокзальным залом ожидания.

И кто спросил бы - можно в этом жить?
И чей навет сей... ну всю душу вымет...
И Бог поможет по-мужски решить.
Или, спасая, в руки душу примет.

А утро - как урок, помилуй Бог.

...

Накануне отъезда из Болдина Пушкин подводит итоги.
За пять недель было написано:
«Медный всадник»,
«История Пугачева»,
«Анджело»,
«Осень»,
«Сват Иван, как пить мы станем»,
«Когда б не смутное влеченье»,
«Пиковая дама»,
«Воевода»,
«Будрыс и его сыновья»,
две сказки в стихах: о рыбаке и рыбке и о мертвой царевне.
Этой осенью поэт сумел завершить свои замыслы, которые он обдумывал в течение нескольких лет.
...


Из беседы на форуме "Галактический Ковчег"  в теме "Пушкин" -
на Стихире опубликованы также:

Лев Полыковский http://stihi.ru/2024/02/08/7572
Александр Беличенко http://stihi.ru/2017/07/13/9719
Феано http://stihi.ru/2008/12/30/1883

Особое внимание уделили персонажам поэмы "Анджело"

Михаил Просперо:
А на мой взгляд, Пушкин преднамеренно вводит в пьесу сплошные дурацкие условности-стереотипы, смеётся над публикой, но зал, воспитанный на церковных условностях этого не замечает.

1. УСЛОВНОСТЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ - у Пушкина вскользь отмечается:

Попался Клавдио, патриций молодой.
В надежде всю беду со временем исправить
И не любовницу, супругу в свет представить,
Джульету нежную успел он обольстить
И к таинствам любви безбрачной преклонить.
Но их последствия к несчастью явны стали;

у Шекспира это подробнее, с пояснением, что у ребят просто денег нет на свадьбу. Но ведь это в суде (а Анджело бывший судья по Шекспиру, по Пушкину просто опытный чиновник) - это же всё меняет - вплоть до полного отсутствия состава преступления. Ребёнка своего будущего Клавдио признаёт, девицу недевственную супругой готов объявить хоть завтра. Да у нас сейчас если не Путин, то Собянин дал бы им материнский капитал, комнату в общежитии и похвалил за участие в проекте народосбережения.

То есть Пушкин заведомо показывает нам ситуацию, которую обычно рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних, или органы соцобеспечения, наверняка нечто подобное было и при царе, показывает нам чуть ли не Ромео и Джульетту - и вот на этих ребят обрушивается Верховная Власть. Насмешка над каким-то реальным событием тех времён, может быть? Не знаю, пока не нашёл фоновый сюжет, информационный повод, из-за чего Пушкин обратился к Шекспиру? Не события же 400-летней давности заинтересовали гения.

Отмечу, что и другой гений - Вагнер в Германии тоже - почти одновременно - этот сюжет прорабатывал в своей комической опере, подробнее я написал в эпизоде "Соляриса". То есть во всей евро-культуре возникло (полтысячелетия назад?) какое-то противоречие условностей с действительностью. И власть, вместо того, чтобы решать проблему, примитивно её усугубляет.
рукопись Анджело.
Так по Пушкину. Или это я так понимаю? surprised

2.УСЛОВНОСТЬ СПАСЕНИЯ СЕБЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Изабелла:
Для брата, для себя решилась бы скорей,
 Поверь как яхонты, носить рубцы бичей
 И лечь в кровавый гроб спокойно, как на ложе,
 Чем осквернить себя.

 Анджело

 Твой брат умрёт.

 Изабелла

 Так что же?
 Он лучший путь себе, конечно, изберёт.
 Бесчестием сестры души он не спасёт.
 Брат лучше раз умри, чем гибнуть мне навечно.
рис Пушкина в рукописи

ЧЕМ ГИБНУТЬ МНЕ...  Непростая коллизия. Изабелла не готова повторить подвиг Юдифи. А ещё в монашки собралась, учебник не дочитала. Или, проще, идёт в монастырь, чтоб спасти только себя.

Упрощение Пушкиным ситуации до сарказма?
Зачем? В рукописи указано: "Анджело (повесть, взятая из шекспировской трагедии "Measure for measure" ("Мера за меру")". Пьеса Шекспира привлекла к себе сочувственное внимание Пушкина глубоко психологической разработкой образа Анджело. В одной из заметок 1835-1836 гг., противопоставляя Шекспира Мольеру, Пушкин писал: "Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков."
Зачем такое упрощение?
Или просто естественная брезгливость Изабеллы сильнее всех прочих чувств?
Или её неоднозначность и есть признак жизненности?
Хотелось бы знать мнение коллег, особенно женщин.


Цитата Белоснежка ()
"Возможно, он проник вглубь шекспировского замысла, и отразил его инаковую грань, намеренно акцентируя  событийные "весы" сюжета - "меры за меры" иные, реализуя связь разных уровней восприятия воедино - сюжетом своей повести".

Возможно wacko
то есть читатель Белоснежка проникновения вглубь Шекспира не видит ?  ...как и я пока не вижу, честно скажу. Сама пьеса "Мера за меру" довольно вульгарна, в числе первых персонажей посетители и хозяйка публичного дома, обеспокоенные введёнными ограничениями на прелюбодейство - и бизнесу эти санкции не в прибыль, и клиентуре не в кайф.

НЕТ.

У Пушкина этого ничего и никого нет. Он напрочь отметает всех второстепенных персонажей, то ли за недостатком практического опыта в местах столь публичных, то ли как уже отец семейства думает о том, что его сочинения могут прочесть и дети, тог ли знает, что император всё равно про бордель вычеркнет

НЕТ

Пиеса отшлифована до алмазной чистоты.

Всё в полумраке, луч света на одном герое - АНДЖЕЛО - и далеко не ангелок, ещё и более, чем в оригинале.

ЭГОИЗМ АНдЖЕЛО

"Чем более мы холодны, расчетливы, осмотрительны, тем менее подвергаемсянападениям насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо
отменно благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такою
нежностию, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем
благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким
состраданием, что в них и эгоизм имеет всю смешную сторону энтузиазма и
чувствительности."

Не знаю, писал это Пушкин именно об Анджело, просто отрывок его, но как подходит нашему персонажу - лучшему юристу и самому праведному из особ приближённых к Самому...


***


Белоснежка:
Друзья, получается, что надо перечитать и Шекспира, а там описаны совсем другие нравы, и законы были малопонятные нам и, возможно, Пушкину!  Поэтому и получается у нового автора Новое произведение, даже если сюжет полностью идентичен, как в этом случае.
Поэтому и каждое прочтение одного и того же произведения воспринимается разными людьми различно.
И не может быть одного правильного взгляда или понимания, все (в итоге) оказываются правильными - в мире воспринимающего по-своему. (Речь веду о зрелом восприятии а не школьном).

Уильям Шекспир. Мера за меру (пер.М.А.Зенкевича)

А. С. Пушкин. Анджело

И это называется изначальный замысел Творца, а если кому-то непонятна логика, время всё разобъяснит.  Исходный сюжет одинаков, а судьбы у всех людей разные. Но нам нестерпимо сознавать себя подобными, к примеру, преступникам или ханжам, сравнивать судьбу свою с судьбами вымышленных героев, как в этих пьесах...  но мы именно это делаем!  Мы сравниваем себя мысленно или чувственно с каждым персонажем, читая заинтересованно то или иное произведение. Сравнивая, (каждый раз по-новому), делаем свои особые выводы, опираясь на уникальный жизненный опыт, на неповторимое восприятие... Да, мы ошибаемся очень часто, с возрастом это очевиднее становится, но стремимся не признавать своих ошибок, указывая только на чужие.  Эта мысль для меня важна, потому и повторяюсь в разных темах... об интрасферном восприятии...

дополню ваше, Михаил

Цитата Просперо ()
"Или просто естественная брезгливость Изабеллы сильнее всех прочих чувств? Или её неоднозначность и есть признак жизненности?
Хотелось бы знать мнение коллег, особенно женщин".


Изабелла была молода и неопытна, опасалась неразбуженных чувств и, следствием этого, порочности женской природы, осуждаемой общественным Законом. Да, ею двигал эгоизм души, защищающий себя от искушения, верящая в свой свет душа выбрала путь Любви к Богу.
Но ведь она воспринимала себя не телесностью, чей эгоизм биологически обусловлен, а высшим эгоизмом души стремящейся к свету.



***
Конечно, в наше время всё видится по-другому, а Шекспир пытался заинтересовать зрителя тем, что народу понятно и приятно, при этом, хотел все же чему-то научить или заронить хотя бы зернышко для раздумий о сюжете.
Так и Пушкин, хотел этим же сюжетом (с привычной порочностью и привычными законами) привлечь читателя с целью заронить в него зернышко своего миропонимания человеческих нравов, законов и обычаев.
Действительно, сюжет (спектакль, роман, кино...) интересен в любом времени, когда он закольцовывает мысль зрителя неким новым осознанием, позволяя взглянуть со стороны именно на себя, в масках персонажей и их судьи.

Цитата Просперо ()
У Пушкина этого ничего и никого нет. Он напрочь отметает всех второстепенных персонажей, то ли за недостатком практического опыта в местах столь публичных, то ли как уже отец семейства думает о том, что его сочинения могут прочесть и дети, тог ли знает, что император всё равно про бордель вычеркнет


На мой взгляд, он упрощает сюжет, сокращая персонажей, с целью рельефнее выявить замысел Автора, который, допускаю, и Шекспир, и Пушкин прекрасно чувствовали и воспринимали подобным образом. Повторюсь, что на мой взгляд, победителем в сюжете стал Лацио - у Пушкина, или Люцио, гуляка - у Шекспира.

Относительно эгоизма. Конечно, эта черта есть у каждого, даже самого бескорыстного, альтруиста, просто его эгоизм смещён в другое измерение души, и называется иначе. Автор пишет с целью донести свое (особое) авторское восприятия до читателя, это ведь тоже эгоизм!

Цитата Просперо ()
АНДЖЕЛО - и далеко не ангелок, ещё и более, чем в оригинале.

ЭГОИЗМ АНдЖЕЛО

"Чем более мы холодны, расчетливы, осмотрительны, тем менее подвергаемся нападениям насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо
отменно благоразумен".


Согласна, чем более мы (ум людей) расчетливы, благоразумны, тем более бесчеловечны. Но и наоборот! Чем более мы чувственно раскрепощены, тем более безнравственны и, следовательно, бесчеловечны. И потому можно сравнивать меры внутреннего соглашательства со своими противозаконными мыслями Анджело и Изабеллы - с одной стороны, и Марьяны и Лацио, с другой. Мера за меру - по совести, по уровню развития души. Кто из четверых без греха и по закону поступал? Сколько раз каждый из троих персонажей сомневался, ища выход, и прикидывал свою пользу (эгоистическую выгоду) от ситуации! Анджело следовал закону, скрывая внезапные порочные мысли внутри, ради праведности публичных дел, Изабелла следовала закону души, слушая и поддаваясь при этом уговорам беса Лацио, Марьяна следовала закону своей любви, поддаваясь хитрым замыслам обмана своего любимого, а Лацио... Друзья, Лацио не хитрил сам с собой, проявил человечность в отношении к друзьям и героиням-женщинам. Он не сомневался в себе, не шел на компромисс, чтобы выглядеть законопослушным или получить иную выгоду! Поэтому называю его победителем в сюжете.

Цитата Белоснежка ()
Победа Лацио свершилась!
А чей был Замысел простой?
И чья же милость всем явилась
В конце спектакля?
Пир златой!


***

Просперо:
У Шекспира Марианна - невеста Анджело - то есть девица и равно новая для него.

У нас же - "так обмануться" - а Пушкин, возможно, таким образом подчёркивает саму стрессовую ситуацию антилюбви, когда Анджело вообще не видит человека перед собой, только своё желание - чуть ли не как маньяк какой-то. Подчеркнутая преступность действий...

Ну - если языком современной психологии, специально посмотрел публикации о такого рода насилии, у нас же Анджело получает удовольствие уже от предложения Изабелле того, что для них обоих (праведников) хуже смертоубийства:

"Содержательно в основе такой типологической дифференциации лежит специфика мотивационной детерминации криминального поведения убийц, заключающаяся у "ситуативников" в недостаточной опосредованности базовых мотивов, у "силовиков" - в фиксации насильственного способа удовлетворения потребности в самоутверждении, у "сексуальных маньяков" - в мотивационных отклонениях, связанных с неадекватной фиксацией сексуальной потребности на садистском причинении страдания партнеру", - говорится в исследовании.

Разумеется, в своих стихах Пушкин не описывает для читателя всех этих профессионалам доступных нюансов. Просто одной деталью - подменой перепуганной девицы на истосковавшуюся по плотскому соитию вдовую женщину подчёркивает, что это не любовь и даже не секс.


***

Феано:
Цитата Въедливый ()
"Пушкин в поэме "Анджело", написанной в болдинской осенью, повествует, как все эти условности вступают в противоречие с естественностью"

Условности необходимы, они и должны вступать в противоречие с естественными потребностями человека, поэтому развивается Культура, руководствующаяся Этикой отношений, облагороженных, воспитывающихся с детства, но формирующихся все же социальной средой и законами социума. Поэтому в одних обществах одни законы, в других иные... - правильные.

Цитата Въедливый ()
"Развязка интриги в поэме довольно модельная, только для понимания скрытой морали. Действительно, разве мог, в натуре, зрелый мужчина не отличить истосковавшуюся по плотскому соитию вдовую женщину от невинной девушки, жертвующей своей девичьей (в людском понимании) честью ради спасения брата, чтобы, даже в темноте, так обмануться? Но побеждает, как межстрочная мораль поэмы, здравый смысл, естественность, Дух Природы в лице доброго Дука, устроивший счастливое разрешение столкновения условностей, сулившего стать роковым. Помогла решить ему Изабелла, наглядно показав своим видом его собственному, пусть и старому, нутру, что устоять мужчине перед такой прелестью просто невозможно".

Скорее всего, Анджело почувствовал обман своих собственных ожиданий. Ну, и боязнь за нарушение закона, страх посрамления, казни для себя.

**
Вы говорите "Дух Природы в лице Дука"...  С этим надо бы разобраться повнимательнее. Какова его природа, мировосприятие Дука и, главное, отношение к своим же Законам своей страны??

В чем была "игра Дука" с самим собой? Он поставил вместо себя законопослушника с целью посмотреть, станет ли лучше в подчиненном ему мире? Или с иной целью?  Что или какой урок он извлёк, явившись в конце сюжета "добрым" судией?  Как вы думаете, он сам безгрешен ли, а замысел испытать Анджело был по закону его совести или как иначе?

Цитата Въедливый ()
"Выбирает естество женская суть Марьяны, отринув все условности обид и отмщения ради любимого человека, и открывает тем цепь прощений (согласен с комментатором) вплоть до помилования самого Анджело (ангел именем, хоть и падший), что замыкает кольцо проявленного милосердия к себе подобным. Вот оно и есть то естественное, что не отягощается никакими людскими условностями. В этом я вижу причину определения Пушкиным поэмы "Анджело", как своё лучшее. Поэт сказал,  как на духу!"

Марьяна для меня совершенно противоестественная сущность. Мало того, что отвергнутая женщина сохранила влечение (любовью назвать не могу) к бывшему возлюбленному, предавшего их любовь из-за денег, она не ушла в монастырь, как следует из сюжета, но ещё и согласилась под видом другой женщины обмануть своего любимого с целью... добиться своего... не знаю, как назвать ее цель... желание быть рядом с отвергающим ее любовь или желанием доказать свою власть над ним? Самый темный персонаж в этом сюжете... да ведь у Пушкина лишь один раз её имя упомянуто.

Думаю, Пушкин её роль не додумал...

***
Просперо - Анджело - о бедной Марьяне замолвите слово - эссе и статьи, 07.03.2024 12:59
http://stihi.ru/2024/03/07/3940

Полностью диалоги и сама дискуссия продолжается на форуме
https://kovcheg.ucoz.ru/forum/40-3169


***
Возможно есть желающие присоединиться к обсуждению?
Вход на форум свободный по гостевому паролю.


Рецензии