Песнь о жемчуге

ПЕСНЬ О ЖЕМЧУГЕ
Новелла Матвеева

          ...Серебристая трава под ногой
          Казалась далекой.
          А ведь я на нее наступала!
          Как странно наступать на далекое!
          Или видеть далеким то,
          на что наступаешь...
          «В парке туман...» («Душа вещей», 1966)

В закате раннем
Море убегает,
Трофеями —
           роняя корни трав,
И, убегая, даль отодвигает
В такую даль,
             что обдувает страх
Мой лоб —
             в замену ветра...

     Мнится: море
     При мне мелеет!
                На глазах моих!
      Мгновенно вязнут в каменном зазоре
      Песок да ил с печатью волновых
      Плоеных сгибов, —
                следом волн живых...
Для орошенья устричной усадьбы —
Еще сочит их оттиск под песком...
Как быстро сохнет море!
                Век бежать бы
      Наперерез!
                Неужто всем куском
      Вот так и пропадет?
                Не вспомнит ни о ком?!

      Вслед морю замигали торопливо
      Две лужицы у сохнущих камней...
      Постой же!
      Да ведь это час отлива!
      И нянькой с нами —
                даже в час отлива
      Осталась даль
                и все, что есть при ней!

По ребрам дюн метет морская птица,
Неутомимый перистый компас...
Отлив невечен!
               Море возвратится,
А даль —
               и не могла уйти от нас.

II

Даль — всем помощник, каждому союзник.
И зримая и скрытая в цене.
Ни для кого не хуже. Даже узник
Железной маски в толще башен грузных
Полоску дали видел на стене.

     И мыслил только с далью совокупно
     Тень пламени в решетке фонаря.
     О недоступном — всем мечтать доступно.
     Кому откажешь в праве рваться зря?

А вещи рядом?
Но ведь вещи рядом
Мне только укорачивают взгляд!
Им даже лестно властвовать над взглядом
И, чуть зазнался, гнать его назад,
Назад, в глаза!
А те опять глядят!

     Но вещи есть... Из дыма ли, из стали, —
     Казалось бы, до них недалеко,
     А весь их вид отмечен знаком дали,
     Как маркой странной фирмы: «Даль и К°»!

Таинственные.
Даже если тронешь, —
Не встрепенутся, не заговорят!
     Глядишь на них и вместе с ними тонешь
     В том далеке, где души их парят.

III

Где вяжут воду водорослей ветки,
Все пазухи подводные забив,
Где — кровь морей — проносятся креветки
В артериях течений голубых,

     Где океан кидается бодливо,
     Как синий бык на пурпурный платок,
     На цвет зари... И по краям залива
     Дымятся ребра сломанных плотов.

Но лучше всех рассказывает жемчуг, —
Бездонная росинка-водоем;
И не упомнишь, сколько он нашепчет,
Наговорит — в безмолвии своем!

    Раз, например, сказал (с такой тоскою!)
    О раковине, матери своей;
     «Она больна, а я здоров. Я стою
     Тем меньше, чем я больше стоил ей».

Или еще: «Всплыла в своей скорлупке
Жемчужина с заоблачного дна;
Дитя луны, малютка в лунной шлюпке,
Большой луне была удивлена!»

     Зимою, летом, осенью ль, весною,
     Презрев каменья, злато, дуб, орех,
     Так и хожу я с книжкой записною
     За жемчугом; он видел больше всех!

(Для скальда
За жемчужиной тащиться,
Как за богатством, надобности нет;
Она мне дорога не как вещица,
А как рассказчица и как поэт.)

     Одно названье голову закружит:
     «Жемчужина»! Читай: «Я же молчу!»
     «И мчу же я!» (простор!) И «Чу!», и «Вчуже» —
     Перечислять я больше не хочу.

Тут столько сразу!
Радуги явленье,
Ваянье облаков, закабаленье
Огня, полузавернутого в снег,
Молчание, журчанье, затопленье,
Бездонная пучина, вечный бег...

     ...Но ждал меня удар, почти смертельный!
     Сказали мне, короче говоря,
     Оценщики, что... жемчуг был поддельный,
     Что он не видел дали беспредельной,
     И все мне лгал про синие моря.

Новелла Матвеева
Печатается по книге "Страна прибоя", 1983

Новелла Николаевна Матвеева – (7 октября 1934, Детское Село, Ленинградская область, СССР - 4 сентября 2016, Сходня, Московская область, Россия) – советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, драматург, литературовед, исполнительница своих песен – легенда бардовского движения.





___________________
Книга "Страна прибоя" https:// mwerden.de/pdf/ma tveeva_strana_priboya_1983__ocr.pdf (без пробелов)


Рецензии
Очень красиво и много интересного и поистине стоящего, но
проблема концовок и тут налицо, увы.

Добрый вечер, Ирина. а вы наблюдали - не наблюдали проблему концовок в произведениях?

Юля Жинь   07.03.2024 22:57     Заявить о нарушении
Как-то не задумывалась... А что не так в конце этой поэмы? Концовка, не оправдывающая ожиданий, разочаровывающая? Мне эта концовка тоже не нравится, как не нравятся незавершённые концовки. Большое спасибо, Юля, за Ваши мысли, вопросы.

Ирина Петал   07.03.2024 23:11   Заявить о нарушении
это концовка разочаровавшегося.
а потому и не концовка вовсе )
актива-то нет )
есть тормозящий пессимизм. чем он может понравиться? )))
но - время идёт.

уже некоторое время эту тему обдумываю, и разные у неё нюансы есть.
тут вот - немножко материала иллюстративного собрала:

http://stihi.ru/diary/ulliahn/2024-03-10

оценщики.. поддельными бывают,
а жемчуг - не бывает. а вот так.
и даже если его круглый шарик -
пластмассовый. весь шёпот - в головах.

всё настояще. все глубины моря.
слои и свет - и верхний, и другой:
свеченье черенковское и пенного прибоя,
всё настояще. вот об этом пой.

Открытые концовки - задают вопросы, их же надо задавать, вопросы сами по себе ценны.
и ответ на них давать нужно.

вот, например, я думаю, что "Старомодная комедия" Алексея Арбузова - это решение проблемы взаимоотношений из "Моя прекрасная леди/Пигмалиона" Бернарда Шоу.

http://youtu.be/bafawIOSeIY?t=5380

населять собой ту вселенную,
наполнять энергией ту вселенную,
умещать с собой ту вселенную,
и сдвигать свою частоту в ту вселенную,
что зовётся,
зовёт,..

мечта -
она настояща.
это настоящее, но - как горы на горизонте )
вон она!

Ещё концовкой или новым прочтением, постановкой - можно менять/чистить сознание/подсознание!.

или вот - Меркуцио в "Ромео и Джульетте" - ну, кто, кто его за язык тянул с этими проклятьями - чума и всё такое. а эти, в 1996 г. - так свободно.. и талантливо обошлись с формой, актёры - молодцы, но.. могли и Шекспира поправить. могли, могли. когда прав - тогда прав, а чаще не прав ) ну, или время идёт, новые знания, шире горизонты, другой язык. и исправлять ошибки, неуниверсальное, - необходимо.
и древних греков - изучать, но человек - это не ощипанный петух. и даже не "с плоскими ногтями" ), и т.д. ) бодриться.
исправлять ся. мир большой.
и это здорово.

завершённая концовка - вот у динозавров завершённая концовка. и то.. )) некоторые мечтают. про мамонтов )

Юля Жинь   10.03.2024 17:47   Заявить о нарушении
Клондайк мыслей!!! Благодарю. Перевариваю :))

Остановлюсь пока о жемчуге... Полностью солидарна с Вашими мыслями, Юля. Да и любую мишура, да и любое творчество, способы дарить радость не меньшую, чем настоящая драгоценность, высокое искусство.

"..оценщики.. "

Жемчужина

В коралловом лесу жемчужина живет,
Похожая на капельку тумана.
Баюкает ее столетья напролет
Жужжанье голубого океана.

Занятно, что ее когда-нибудь найдет
Ловец жемчужин: цепкий, как лиана,
Цейлонец или сын чужих широт.
Могучий, точно хвост Левиафана.

Кто скажет? - велика ль, мала ль ее цена
Там, под водой, где цен не назначают?
В сияние свое, как в сон, погружена,

Опасности она не замечает.

Но цену ей дадут. И сны ее - ценой -
Спугнут. А эти сны - ценней ее самой.

Новелла Матвеева

Ирина Петал   10.03.2024 23:11   Заявить о нарушении
спасибо вам )

Юля Жинь   10.03.2024 23:20   Заявить о нарушении