Парафраз переписки Ивана Грозного с Курбским

Письмо 1 Андрея Курбского Ивану Грозному

Царю прославленному среди православных,       
Чей лик украшен царственным венцом,               
Кто вознесён был для деяний славных
Небесным нашим праведным отцом               

Над нами грешными, я обращаю слово.    
Пусть разумеет тот, в ком мудрость есть.             
Впал государь в невиданную ересь -               
Зело алкает сладостную лесть.               

Такую совесть прокажённую не встретить            
И у народов прозябающих во тьме,               
Во тьме безбожья. Сможешь, царь, ответить       
Куда ведёт правление твое?               

Зачем, скажи, предал ты лютым казням               
И истребил бояр и воевод?               
Поверил лживым россказням и басням,               
Наветам окруженья своего.               

Я, совесть мне моя тому свидетель,               
Искал вину в себе, в том, как я жил.               
Чем прогневить тебя посмел, радетель,               
И в чём перед тобою согрешил?               

Не раз к тебе я в мыслях обратился,               
От многих горестей для сердца моего.             
Искал ответ в уме, чем провинился,   
Чем прогневил я господина своего?               

Я был лишен всего и прочь отогнан.               
Так много зла, гонений претерпел.               
Клеветниками пред тобой оболган.       
Не разумею я, за что мне сей удел?   

Не раз ходил с тобою я в походы.
Бесчестья поражений не принёс.
Одни лишь, царь, пресветлые победы,
К которым вёл меня Иисус Христос.

А в чём же провинились христиане,   
Вчерашние соратники твои?      
И не они ли славу добывали               
Тебе, ведя на смерть свои полки.      

Ты обагрил церковные пороги         
Невинной кровью агнцев земных,   
И доброхотов, данных тебе богом,   
Изгнал с земель исконных и родных.      

Изменой, чародейством попрекая, 
Ты резал их, как режут поросят.               
Они уж у господнего престола               
Стоят и об отмщеньи вопият.               

Товарищам твоих трапез бесовских               
Ты веришь боле, нежели тому,               
Кто ратными делами отличился,               
Геройством изумляя смерть саму.               

Но ты за возлюбление моё,               
За раны варваров, полученных в бою,               
Воздал хулой, без удержу явив,               
Непримирительную ненависть свою.               

Или, царь, мнишь себе, что ты бессмертен,               
И пред верховным неподкупным судиёй               
Предстанешь в одеяниях безгрешных?               
Христос – судитель между мною и тобой.               

В Писании Священном говорится,
Что послан дьяволом на христианский род
В прелюбодеяньи зачатый царь-антихрист, 
Тот, что погубит русский наш народ.

Советники тебе нашепчут в уши
Ложь-патоку, она рассудок твой
Затмит, коль их советы станешь слушать.
Под корень изведёшь весь род людской.

Я призываю в помощь матерь божью,               
Надёжу и заступницу мою.               
Судьбу свою на высший суд вверяю               
И приговор любой тотчас приму. 

Не думай, царь, что мы уже погибли,
Истреблены тобою, казнены…
Мы у престола господа взываем
О мщеньи, искуплении вины.             

С тобою не надеюсь на свиданье
И до вердикта Страшного суда.
Не уповай же на моё молчанье.
Повсюду буду обличать тебя.

Письмо прощальное слезой омою,
Чтобы во гроб с собою положить,
И прежде чем идти на суд с тобою
Иисуса попрошу благословить.

Кровь христианская тебе, царь, не водица.
Студёная она, в ней смерть найдёшь.
И жаждой мучимый не сможешь ввек напиться.
Своих детей, как Кронос ты пожрёшь.

Душа моя объята предвкушеньем,               
Великий государь, узреть твой страх,               
Когда Геенны огненной горенье               
Поселит ужас в царственных очах.         


Письмо 1 Ивана Грозного Андрею Курбскому

Благочестивого царя и государя,
Самодержавного правителя Руси,
Великого земель бесчётных князя
Посланию, собачий сын, внемли.

Мы, Иоанн Васильевич, на царство
По воле Провидения взошли,
И окружения враждебного коварство
Отринуть с божьей волей возмогли. 

Была дана нам Иисусом нашим
Победоносная хоругвь, она вела   
К победам нас от наших братьев старших
И праотцов. Их славные дела,

Их подвиг ратный, житие в раденье         
Достойны возлюбления Мессии.               
Так благотворно отчине служенье
Смиренных скипетродержателей России.

Исполненное истинным веленьем
Руси самодержавство началось
С Великого Владимира крещенья.
Над нами солнце христианства занялось.

Князь Мономах и Александр Невский,
Димитрий, одолевший на Дону
Безбожных агарян, Иван Великий          
И мой отец Василий. Всех я чту.

Мы хвалим бога за безмерну милость,
С высот небес ниспосланную нам.
Не попустил он, чтоб царя десница         
Христьянской кровушкой была обагрена.

Чужого царства мы не возжелали,
По изволению творца любой узрит.               
На праотцов земле мы воцарились,
Забрав лишь то, что нам принадлежит.

Вот наш ответ смиренный, христианский
Когда-то воеводе моему,
А ныне же отступнику от веры,
Губителю, примкнувшему к врагу.

Крестопреступник князь Андрей Михалыч
Курбской и иже со товарищи свои               
Сокрылся в королевстве Сигизмунда, 
Ливонской, нам не дружеской земли.

Ты  отступил от поклонения иконам,
Попрал божественные нормы и устав
И осквернил священные сосуды
И образы, как некогда Исавр.            

Изменнически Ярославским князем
Предстал, да будет ведомо тебе,
Пусть мнишь себя благочестивым – разом
Отверг ты душу господа в себе.

Пойми, несчастный, с высоты какой же
Низверг ты душу в пропасть. Для чего?
Сбылись слова: «Кто грезит, что имеет,
Лишится божьей волею всего».

А в судный день, чем душу ты заменишь?
Пусть даже целый мир приобретёшь.
Вердикт смертельный всё же не отменишь,
Ведь против Иисуса восстаёшь.

Бежал ты не от смерти, ради славы,
Богатства для. В тебе заговорил
Злобесный яд. Ведь ежели расправы
Ты убоялся, коли честен был,

Пошто не пожелал безвинно сгинуть?
Не смерть то, воздаяния рука.
Но предпочёл ты прошлое отринуть,
Свой род проклясть на многие века.

В конце концов ты всё равно умрешь.
И коли по злодейскому навету
Поверишь всё ж в чудовищную ложь
Друзей твоих - слуг сатаны, то это

Изменнический умысел от вас,
Как это было в прошлом, есть поныне.
Презрел же ты апостола слова:      
 «…Душа да повинуется владыке,

Имеющему власть, и для тебя,
Холоп, нет власти, кроме как от бога».
А тот, кто супротивен для меня
Не переступит божьего порога.

Отступником зовётся он и грех
Тягчайший изо всех грехов земных.
Слова апостола верны для всех:
«Рабы! Послушайтесь господ своих,

Работая на них, как слуги бога,
Покорно повинуйтесь даже злым,
И не за страх один, а и за совесть».
И мы, цари, за верность воздадим

Сверх меры, коли праведен в стараньи,
Благочестив на службе был слуга.
Но ты не пожелал принять страданье,
И заслужить венец свой на века.

Ты ради славы, радостей минутных
Попрал законы веры навсегда,
И словно семя, павшее на камень,
Отвергся, и не вырастил плода...

Как ты не устыдишься раба Васьки,               
Что облик благочестия являл,
Не изменил тебе под пыткой царской,
Целуя крест тебя всё ж прославлял.

С ним в благочестьи не схотел сравняться,
Из-за пустого гневного словца,
Ты погубил не только свою душу,
Но души предков и покров отца,

Отца небесного. Забыл про это?
Нарушив целование креста,
Не сознавая тяжести злодейства,
Вступил в ряды врагов, врагов Христа.

Письмо твоё прочитано с вниманьем.
Змеиный яд под языком отринь.               
Медовость слов не скрыть при всём стараньи.
На вкус они как горькая полынь.

Что ж ты, собака, совершив злодейство,
Мне письма пишешь, жалуешься что ж?
Чему подобен твой совет, смердящий
Дерьма гнуснее, лишь с Геенной схож.      

Своё лицо так высоко ты ценишь.
Прости меня за красное словцо,
Зреть лишний раз премерзко мне, поверишь,
Такое ефиопское лицо.

А коли ты писание своё
Захочешь в гроб с собою положить,
Так, значит, окончательно отпал
От права в христианском мире жить.

Итак, внемли, от Бога власть моя,               
И не тебе хулить царёву волю…               
Пока стоит российская земля               
Терпи, холоп. Такая твоя доля.               

Дано мной это смерду наставленье
В Москве – престольном граде всей Руси,
Июля в 5-й день семьсот второго года.               
Господь наш, от грехов нас упаси.


Письмо 2. Андрея Курбского Ивану Грозному


Послание твоё я получил.               
И мнится, будто аспид брызжет гневом.    
Ты столько яда на меня излил,               
Что не царю Руси, а, видит небо,               

Холопу ближе твой площадный слог.         
Из книг священных нахватал цитат,            
И, пустозвонством прикрываясь, смог         
Письмом потешить только вздорных баб.   

Меня твоё злословие ничуть               
Не удивило. Стольких ты замучил,            
Что о господней милости забудь.         
Любить, прощать ты, видно, не приучен.            

Вместо того,  чтобы меня хулить,               
И проклинать бесстыдно и крамольно,      
Пророка вспоминай призыв любить:         
«Не унижай раба, ему довольно».               

Постыдной философией своей               
Сам выставил себя на осмеянье.               
В умах пытливых сведущих людей            
Ты потерял заметное влиянье.               

Я знаю, будет бог тебе судьёй,               
К кресту пойдёшь терновою дорогой.               
И тот, кто тебе верным был слугой,            
Поведает о бедах своих богу.               

Я руку удержал свою с пером               
И промолчу, чтоб раньше не открыться.               
Предстанут праведники пред лицом             
Мучителей. От истины не скрыться.       

Так Соломон премудрый говорил.               
Христос осудит тех, в ком зло и корысть.    
И обвинят тебя все те, кого убил,               
Свидетелем же будет твоя совесть.      
   
Не подобает истинным мужам               
Как простолюдинам бранить друг друга,         
И придавать значение словам.               
Слова ничто, лишь по делам заслуга.

А посему, я возложу надежду               
На Спаса всемогущего, чьё око               
Зрит вглубь души, твои раскроет вежды.      
Пришествие его уж недалёко.               


Письмо 2. Ивана Грозного Андрею Курбскому

Великий государь всея Руси,               
Великий князь Владимирский, Московский,    
Царь всей Сибирской, Северной земли,            
Царь Астраханский, Вятский, Новгородский….   
Иван Васильич, при честном народе               
Пишу изменнику, и в прошлом воеводе.            

Смиренно князь тебе напоминаю,               
Узри, как к согрешениям моим               
И беззаконию господь внимает.               
И как он милосердием своим,               
В котором я ничуть не сомневаюсь,               

Спасенье шлёт нам. В праведных строках         
Писания начертано, что грешник,               
Раскаявшийся в собственных грехах,               
Милее господу, чем сотня правоверных.         

Быть может многочисленней песка               
Морского беззакония дней прежних.               
Надеюсь все ж, Спасителя рука               
Оценит их с радением прилежным.               

Мои деянья, сотворённые в любви               
К земле Российской, моему народу               
В бескрайнем море милости смогли               
Их потопить. И Господу в угоду
   
Победы бранные. А к ним хоругвь ведёт.               
О том давно мир просвещённый знает:
Бог власть над миром лишь тому даёт,
Кого на троне царском зреть желает.    

Писал ты, что я разумом растлён,               
Который и у варваров не встретишь.               
Что ж будь тогда меж нами судиёй.               
И коль ты честен, может быть ответишь             

Пошто с женой любимой разлучили?               
Я разве эту муку не стерпел?               
Негодовал в душе, но все мы люди.               
И обретать, терять - земной удел.               

Зачем вы тайно захотели князя               
Владимира на мой престол ввести?         
Со мной, детьми моими кончить разом,   
Чтоб рюриково семя извести?               

По бога изволенью с малолетства            
Я был назначен к царству и меня             
Мой государь-отец с раннего детства      
Благословил на трон и царствия.

Итак, мы написали лишь немного         
Из многого, и рассуди уж сам,               
Что ты наделал, чем прогневал бога.    
И что тебе воздалось по делам.            

Иов сказал: «Всю землю обошёл            
И вот теперь иду я по Вселенной».       
Я за тобою князь в Литву пришёл,         
А ты умчался с резвостью отменной.

Прошли ногами наших мы коней         
В Литву. Нам расстоянье не помеха.    
И жаль, что здесь мы не нашли тебя,   
И что ты дальноконнее поехал.            

Провидение образумит нас.               
Не из надменности письмо тебе писалось, 
Чтоб вразумить тебя, свидетель Спас,         
Чтоб о спасении души подумал малость. 

Вот ради этого я поострил свое перо.          
Уж сорок третий год правленья моего!
7086г. г. Вольмер. Ливонская земля.


Письмо 3. Андрея Курбского Ивану Грозному

Ответ царю Великому,
Московскому и Грозному,
От князя земли Ковельской
Андрея Михайловича Курбского.

В скитаниях и бедности
Живу тобою изгнанный.
Прости, что царский титул твой
Пространнейший и признанный

Монархами великими
И знатными опущен мной.
С тобой, как с повиликою
Дружить – проститься с головой.

Ты словно исповедуешь
Мне душу, как священнику.
Так это не по чину мне,
Тем боле, что изменнику,

Изгнаннику земли родной
Доверья нет. К тому же я
Грехами сам обременён.
Какой уж из меня судья.

Но если б покаяние
Твоё царь было истинным –
Дела твои с Писанием
Священным не разнились бы.

Достойно изумления,
Как правишь ты державою
На две ноги хромаючи.
Себя покрыл ты славою.

Господь вещал апостолам:
- Все заповеди соблюди,
Заслуги меряй по делам,
Себе, однако ж, говори:  –

Рабы мы недостойные
И дьявол подстрекает нас.
Мы на словах покаемся,
А сердце ублажаем фраз

Потоком льстивым, сладостным.
Себя с мужами славными
Равняем, (хоть не ровня им),
С отцами православными.

Господь велел не осуждать
До часа Страшного суда
Других. Тщись прежде извлекать
Ты брёвна из очей своих,

А уж потом тягать сучок
Из ока брата своего.
Иначе, я не вижу прок
От словоблудья твоего.

Меня ты чтишь изменником?
Забыл, что крест целован мной
Под силой принуждения?
Меч занесён над головой

Моею был. И мой ответ
Тебе, коль по нуждению
Кто поклянётся, присягнёт,
То факт грехопадения

Зачтётся более тому,
Кто понуждает слугу верного.
И должно знать – нет посему
На мне греха отменного.

А то, что я ушёл в Литву,
Так мой ответ тебе такой:
Сказал Господь – «Коль ты гоним
В сим городе – иди в другой».

Но, каюсь я в грехе своём,
Что выполняя царские
Веленья - Витебск сжёг и в нём
Все церкви христианские.

Так же по воле Сигизмунда
Луцкую волость разорил.
Измаильтян чрезмерну лютость
На христиан не упредил.

А то, что будто бы царевну
Твою вражбой околдовал,
И трон Владимиру представить
Род погубив твой возжелал -

Тебе словами Соломона
Могу сказать, их каждый знает:
«Глупцу на лживые наветы
Ответ давать не подобает».

И ежли всё-таки ты мудрый –
Забудь меня. И я забуду.
Писать мне не пытайся боле.
На ложь я отвечать не буду.

А на прощанье Цицерона,
Когда-то римского советника,
Шлю две главы. Они об участи
Такого же как я изменника.

Прости твоё величество
Меня раба убогого.
И стрелы грозные свои
Не трать ты боле попусту.

Андрей Курбский, князь ковельский.

       _______________


 -  Исавр  -  Лев Исавр – император-иконоборец.
 -  Сигизмунд II Август -  польский король.
 -  Раб Васька - Шибанов Василий – слуга Курбского, послан
    к царю с посланием, бит посохом на Красном крыльце Кремля
    и запытан до смерти за отказ отречься от хозяина.
 -  Жена царя Анастасия Романова умерла в возрасте 27лет.
    Отравлена солями ртути в косметике либо от сифилиса.
 -  Владимир Андреевич Старицкий – двоюродный брат царя.
    Пытался сместить царя «из-за душевной болезни», был им
    отравлен.   
 


Рецензии