Из жизни минувшей

          под впечатлением:

          http://stihi.ru/2021/08/04/5631 (автор Никита Хороший Плохой Злой)
          https://rupoem.ru/tyutchev/ot-zhizni-toj.aspx (автор Фёдор Тютчев)


Там, где правители горды,
Там жди наверняка
Нашествия лихой орды
И сабли степняка.

Забыли Бога, ей-же-ей,
Погрязшие в грехах,
И втуне наставлял князей
Взыскательный монах.

Тогда и щёлкнул Божий бич,
И грянул ураган.
Победы быстро смог достичь
Степной свирепый хан.

Со всех сторон пылает град
Под карканье ворон,
Внизу огнём горит посад,
Людей ведут в полон.

Так лютый ворог одолел,
И сбылся страшный сон.
Сожжённый город запустел
И не был заселён.

Теперь под солнечным лучом
Весной поёт скворец
На городище том пустом,
Где раньше был дворец.

Скворец отсвищет, улетит –
И тишина нема
Там, где былую боль хранит
Сон древнего холма.


Рецензии
По многим признакам похоже на стихи Вессы Блюменбаум.

Виталий Антонов 6   11.02.2024 10:54     Заявить о нарушении
Не отрицаю и не запираюсь. Сходства, и действительно, ужасть сколько много. Могу даже основные признаки этого самого сходства перечислить, облегчая задачу будущим филологам и литературоведам:
1) И она пишет, в основном, буквами русского кириллического алфавита, и я те же самые буквы использую;
2) И она стихи рифмует, и я рифмую;
3) И она строчки четверостишиями группирует, и я в большинстве случаев того же странного обычая придерживаюсь;
4) И у неё есть какие-то произведения на исторические темы, и данное стихотворение тоже на историческую тему написано.
Так что крыть нечем, куда ни плюнь, куда ни сморкнись, кругом бесперечь сплошное сходство с помянутою Вессой. 😉

С признательностью за неравнодушный отклик,
Ст. Пт.

Стас Птаха   11.02.2024 16:18   Заявить о нарушении
Стас, браво! Достойный ответ)))

Виталия Дудинская   11.02.2024 18:24   Заявить о нарушении
Удивительный ответ!Ничего плохого и в мыслях не было. Просто Весса очень умна и талантлива и похожесть на её стихи это большая похвала. Вы не находите!-то я удаляю свою запись.

Виталий Антонов 6   11.02.2024 19:37   Заявить о нарушении
Ну вот так уж сразу и удалять! Юмора с иронией пока ещё никто не отменял, и, как говорил Василий Кубанёв, "без озорства не жизнь, а канцелярия".
Что касаемо конкретно творчества Вессы Блюменбаум, у меня к нему отношение несколько неоднозначное. Года полтора-два тому назад читал её километрами, пожалуй, больше половины размещённых на её странице текстов прочёл, но в итоге к стихам несколько охладел. А вот прозаические миниатюры у неё есть вполне себе замечательные.
Спасибо!!!

С уважением,
Ст. Пт.

Стас Птаха   11.02.2024 20:11   Заявить о нарушении
Вот Василия Кубанёва,признаюсь,не читал о чём сожалёю,ибо моя необразованность стала стала причиной весёлого недоразумения. С уважением.

Виталий Антонов 6   12.02.2024 10:45   Заявить о нарушении
И ещё, Стас, она использует глаголы. И Вы тоже. Ну, разве не поразительное сходство.

Евгений Латаев   21.02.2024 18:47   Заявить о нарушении
И жжёт ими сердца людей!!!
🔥🔥💕🔥🔥

Впрочем, если вдруг имеются в виду не глаголы вообще, а глагольные рифмы, на мой взгляд, греха в этом нет. Один автор (он же автор вышеприведённой формулировки о жжении сердец) широко их использовал в своих произведениях, вот тут, например:

Буря мглою небо КРОЕТ,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она ЗАВОЕТ,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой ЗАШУМИТ,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко ЗАСТУЧИТ.

И даже подводил под это дело теоретическое обоснование:

Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

А чтоб им путь открыть широкий, вольный,
Глаголы тотчас им я разрешу...
Вы знаете, что рифмой наглагольной
Гнушаемся мы. Почему? спрошу.
Так писывал Шихматов богомольный;
По большей части так и я пишу
К чему? скажите; уж и так мы голы.
Отныне в рифмы буду брать глаголы.

Стас Птаха   21.02.2024 20:05   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Не соглашусь, уважаемый! Глагольная рифма, как и прилагательная, местоимённая, мне лично резко понижает интерес к написанному, ибо кратно снижает процесс стихосложения. Приведу пример,"монолог вора" :"Шёл, нашёл, едва ушёл, хотел отдать - не смогли догнать!"
Хотя, конечно, все великие халтурили и халтурят, этим простым способом облегчая себе задачу.
По-моему, тут не поспоришь.

Виктор Потапенко   26.04.2024 02:23   Заявить о нарушении
Если пишите ,не задумываясь! целыми строфами (редко отдельными полными фразами),то не имеет значение какие будут слова. Кто-то сделает так как надо. Важно в этот момент поймать своё перо.

Виталий Антонов 6   26.04.2024 16:07   Заявить о нарушении
Да нет же! Вся сложность заключается в том, чтобы при "богатой" рифме писать осмысленно, с пониманием того, что хочешь сказать. И чтобы читатели это понимали. Сам против рифмачества набором слов.

Виктор Потапенко   26.04.2024 16:29   Заявить о нарушении
Ну, ежели рифмовать между собою только разные части речи, то легче будет вообще отказаться от рифм и перейти исключительно на белый стих. Такую возможность, помимо расширенного использования глагольных рифм, тот же Пушкин предусматривал (в главке "Русское стихосложение" статьи "Путешествие из Москвы в Петербург": "Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч."). Но в этом конкретном случае он оказался плохим пророком (хотя в целом и жёг глаголом сердца людей), а Брюсов и Маяковский впоследствии показали пример новых возможностей рифмовки.
Кстати, весьма толковое и внятное изложение причин нежелательности глагольных рифм (при бедной рифмовке только суффиксов и окончаний глаголов) и тех случаев, когда глагольные рифмы допустимы (богатая рифма, захватывающая и корневую основу), нашлось в публикации по этой теме на Дзене: http://dzen.ru/a/ZEpJyxXCM1gyLtLs
Готов согласиться с Виктором в том, что надо "писать осмысленно, с пониманием того, что хочешь сказать", соблюдая при том богатство рифмы и вообще совершенство стихотворной формы. Если бы не одно "но", отмеченное всё тем же и тем же Пушкиным: "Байрон не мог изъяснить некоторые свои стихи. Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения".
Впрочем, что касается обитателей Стихиры, тут, знамо дело, все "не Байроны, а другие". 😉

Стас Птаха   26.04.2024 17:35   Заявить о нарушении
Если писать осмыслено,то будет проза или стихопроза или проза-публицистика,но поэзии никогда не будет. Последнего много,потому что проще. (Извини:длинные монологи не читаю,и прозаические опусы и миниатюры в том числе:-нет здоровья.)

Виталий Антонов 6   26.04.2024 20:55   Заявить о нарушении
По этому поводу вспоминаются два известных высказывания В.И. Ленина: "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна" и "Живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации". Я к тому, что в одних случаях и у одних людей может быть так, а в других случаях и у других людей может быть и этак.
К Вашему мнению, Виталий, вполне подходит описанная Пушкиным ситуация с Байроном, но известны примеры из черновиков самого Пушкина, когда он прерывал стихотворное изложение и конспективно излагал дальнейший ход своей мысли в прозе, а уже потом переписывал это место стихами, т.е. стихотворствовал вполне осмысленно, но эта осмысленность, конечно же, не исключает подсознательного вдохновения.
Так что, на мой взгляд, здесь тот случай, когда все правы, и спор получается о том, какой же всё-таки шарик: круглый или красный. Вероятно, то же самое можно сказать и по поводу споров о глагольных рифмах. Вот, вдогонку первой ссылке на эту тему, даю ещё одну, на эссе Юлии Мигиты "О рифме глагольной замолвите слово": http://fabulae.ru/note.php?id=60029&page=1 Там много примеров приведено, где у разных поэтов (не самодеятельных, а вполне общепризнанных и уже классических) глагольные рифмы в разных вариациях вполне на своём месте и работают в хорошую сторону. Это больше для Виктора, в ответ на его апологию "безглагольности". Хотя соглашусь с тем, что злоупотреблять глагольными рифмами не следует, и во многих случаях их массовое применение свидетельствует лишь о недостаточных литературных способностях автора. Всё хорошо в меру и на своём месте.

Стас Птаха   26.04.2024 22:00   Заявить о нарушении
Никогда не думал, что так напишу, ибо человек я скромный и не привык к рекламированию своих стихов, но всё же приглашаю Виталия (Стас уже был) на свою страницу. Найдите у меня хотя бы одну "бедную" рифму и при этом неосмысленный текст, тогда и поговорим.
А вообще-то каждый волен писать, как ему вздумается. Даже без всякой рифмы. В зависимости от этого произведение будет названо соответствующе.

Виктор Потапенко   27.04.2024 02:07   Заявить о нарушении
Ну вот. Пошли ребята-стихирята рифмами меряться. Александра Сергеевича на вас нету.

Евгений Латаев   27.04.2024 07:21   Заявить о нарушении
У нас явно разные цели стихотворчества. С упором на "умные" стихи неизбежно придут к следующему: Бобэоби пелись губы; Вээоми пелись взоры; Пиээо пелись брови; Лиэээй пелся облик...и т.д.(Хлебников)
Говорят это классика.

Виталий Антонов 6   27.04.2024 19:42   Заявить о нарушении
А цели и должны быть разными. И это "есть гут". Какая скукотища была бы в поэзии, если б у всех стихи были на одну колодку, даже при высоком уровне таланта всех авторов!
Вообще, полагаю, что любой обмен мнениями полезен, даже в том случае, если каждый остался при своём. Так что спасибо и Евгению за замечание о глаголах, и Виктору за критику глагольных рифм, и Вам, Виталий, за уважение к творчеству Вессы Блюменбаум.
Кстати, доскажу о давно упомянутом Василии Кубанёве. Я им заинтересовался ещё где-то в 1983-1984 годах, и сейчас время от времени перечитываю, за многие годы собрал целую библиотечку его книг в разных изданиях. Его стихотворение "Пушкин в ссылке" с пронзительным рефреном: "Пушкин пишет, пишет и рвёт" (прочитать, например, тут: http://russian-poetry.ru/PrintPoem.php?PoemId=17034 можно) считаю лучшим из написанных о Пушкине в XX веке и вполне достойным стать в один ряд с лермонтовской "Смертью поэта". А современный филолог Сергей Романов уже и целое литературоведческое исследование написал о влияниях Достоевского и Маяковского на Кубанёва, прожившего всего лишь 21 год. Даю ссылку на белгородский журнал "Звонница", №1 за 2022 год, в котором оно опубликовано на стр. 102-109: Может быть, заинтересует. И пожелаем белгородцам, этот журнал издающим, выстоять под продолжающимися обстрелами с украинской стороны.

Стас Птаха   27.04.2024 21:07   Заявить о нарушении
Ссылка на конкретный номер "Звонницы" не прошла, даю новую, на страницу Белгородского Государственного Литературного музея с четырьмя номерами этого журнала: http://literaturemuseum.ru/zhurnal-zvonnica/

Стас Птаха   27.04.2024 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.