Спекулятивное Государство выше религии по Гегелю

"последняя основа государства лежит в религии: «государство покоится, согласно этому отношению, на нравственном настроении, а это последнее на религиозном».3831 Религия составляет субстанциальность самой нравственности и государства,3832 так что все три состояния неразрывны.3833

Не следует толковать это в том смысле, что государство должно быть подчинено религии или тем более церкви. Политическая философия Гегеля не ведет к теократии, ни в религиозном, ни в церковном смысле.

Форма религии» не может быть перенесена на государство еще и потому, что она остается в элементе верующего «чувства и представления»,3840 неспособного подняться к истинной, спекулятивной всеобщности и найти достойную, органически сдерживающую связь для её частей;3841 напротив, государство пребывает в элементе мысли и знания:3842 оно мыслит свою собственную сущность в законах, праве и учреждениях, оно знает свою цель и сдерживается воедино силою «всеобщего самосознания». Поэтому «церковь» и «государство» различны и не заменяют друг друга, но различие это не в существе, а только в форме существования:3843 дело церкви – веровать в Сущность; дело государства – мыслить Сущность в её земном существовании и через это творить её осуществление. Вот почему «государство» стоит ближе к «науке», чем к «религии».

Но отличая себя от религии3844 и отделяя себя от церкви,3845 для того чтобы исполнить свое призвание и осуществить себя в совместной жизни людей в виде «самосознательной разумности и нравственности»,3846 государство остается в сродстве и творческом взаимодействии с религией. Так, религия углубляет и поддерживает субъективную основу государства: она остается тем моментом, который подтверждает, санкционирует и глубочайшим образом оправдывает «нравственность, стоящую в эмпирической действительности», и остается для неё «прочною гарантией»;3847 «религия есть основа, содержащая нравственное вообще и именно природу государства как Божественную волю».3848 Соответственно этому, государство растит, поддерживает и организует объективную основу религии – народный дух: ибо религия состоит в том, что народ сознает свою собственную разумность, раскрывающуюся в идеальной сущности его нравов и законов, и молитвенно созерцает эту, специфически видоизмененную, идею добра, в «чистом абсолютном образе» своего. Бога;3849 национальный религиозный культ, создаваемый народом, есть радостное развитие этого молитвенного созерцания.3850


ЛЕНИН - ЧИСТЫЙ ГЕГЕЛЬЯНЕЦ. БЛИЖЕ К НАУКЕ, УПОР НА РАЗУМ, СТАВИТ ГОСУДАРСТВО ВЫШЕ ЧАСТНОЙ РЕЛИГИИ, ЧАСТНОЙ - В ПЛАНЕ РАБОТЫ ТОЛЬКО С СУБЪЕКТАМИ. ОСНОВА ЕГО "РЕЛИГИИ" - НАРОДНЫЙ ДУХ. "национальный религиозный культ, создаваемый народом" - это не церковный культ. В СССР ВСЕ НА НАРОДЕ ОСНОВАНО БЫЛО.
ЭТО ЛЕНИН ОСОЗНАННО ИЛИ СОВПАЛ? НАДО ПОЧИТАТЬ ЛЕНИНА ИМЕННО О ГЕГЕЛЕ.
ВСЕ РАВНО УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО В СССР ВСЕ СДЕЛАЛИ ФАКТИЧЕСКИ ПО ГЕГЕЛЮ. А ОН ЖЕ БОГООТКРОВЕННИК. И даже не "по Гегелю", а по правде и истине, как надо.

"И то, что религия созерцает в образе национального божества; то, что искусство изображает в средствах чувственного существования; что государство организует и растит в общении и совместности людей, – философия как высшая сила адекватно познает средствами спекулятивного мышления.3856 Все эти деятельности суть проявления одного и того же Субъекта; и все эти предметы суть один и тот же Предмет: это Божество, сознающее свою собственную свободу; оно творит её, имея вид человека, верного смыслу своей и Божией жизни.

Так раскрывается учение Гегеля о божественности государства. Оно божественно потому, что представляет из себя реальную действительность Божества в мире человеческой совместности. Для того чтобы усмотреть это, следует иметь перед глазами не отдельные исторически данные явления государства, но идею его,3857 т. е. трижды реальный и целостный мировой образ, в котором, по выражению Платона, «душа и тело вечно и первоначально сплавлены вместе».3858 Тогда действительно оказывается, что «Божественный дух имманентно проникает в мирское»3859 существование и «конкретно» насыщает его и живет в нем;3860 и эта жизнь Бога в земной жизни людей раскрывается в виде «образов нравственности».3861 Государство божественно, как зрелый образ нравственности, ибо нравственность и есть «Божественный дух, живущий» в действительной наличности самосознания – в «народе и его индивидуумах».3862 Народный дух есть «знающее и волящее себя Божественное»,3863 а государство есть его необходимая и совершенная форма.

Вот почему Гегель говорит, что Государство «есть божественная воля, как Дух, присутствующий и раскрывающий себя в действительный образ и организованный мир».3864 Государство есть «мир, который Дух создал себе», и потому его следует чтить, как «божественное на земле»,3865 а историю его постигать, как «путь Божий в мире».3866 А так как в целостном «образе» каждая часть и каждая деталь проникнута Духом целого и от него получает свое содержание и значение, то «спекулятивная политика» слагается в учение о божественности всех учреждений, необходимых в совершенном государстве. Вот откуда у Гегеля возникает возможность рассматривать «высшее правительство» как «явление Бога»,3867 государственное устройство – как «Божественное и пребывающее»,3868 право монарха –как «основанное на божественном авторитете»3869 и т. д. Истинная философия, по его убеждению, не только не уводит от Бога и государства,3870 но приводит к признанию того, что божественный дух есть субстанция государства, а государство есть действительность духа Божия на земле."

СЕЙЧАС ГОСУДАРСТВО СОВСЕМ НЕ БОЖЕСТВЕННО. НО НЕ БЫЛО ОНО БОЖЕСТВЕННЫМ И ПРИ ГЕГЕЛЕ. У МЕНЯ ЕСТЬ ХОТЯ БЫ ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОСТИ И ОЩУЩЕНИЕ ДИССОНАНСА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ. ОЦЕНКА ИСХОДИТ ИЗНУТРИ МОЕЙ ДУШИ И НАХОДЯЩЕГОСЯ ТАМ ДУХА.
ПОЛНОЕ КРУШЕНИЕ ИДЕАЛА ГЕГЕЛЯ В РЕАЛЬНОСТИ. Он на НЕБЕ ПЛАЧЕТ об этом?

"далеко не всякое «государство», осуществившееся в истории, может быть признано Государством в смысле спекулятивного образа, ибо история знает «несовершенные» и «дурные» государства,3871 в которых «фиксировалось какое-нибудь противоположение»,3872 и отдельные «стороны существования» становились неудовлетворительными или совершенно вырождались.3873 Такие государства имеют неполную реальность или несовершенную действительность,3874 и хотя они все же не чужды «идее» (ибо и в них индивидуумы повинуются некоему властвующему понятию»,3875 однако «идея Государства» остается в них еще не раскрытой3876 и они лишены истинной бесконечности.3877 Их сущность следует понимать так, что Духу не удалось проработать стихию конкретного-эмпирического и подчинить её себе целиком: в них остается сфера, не поглощенная строем спекулятивной нравственности и не «освобожденная» до конца. Стихия эмпирической дискретности, т. е. сила чувственного разъединения, которая должна быть принята и включена в самую ткань Государства, ибо оно есть, прежде всего, действительный образ мира, может не поддаться до конца объему, ритму и уровню спекулятивной Субстанции и тогда Государство останется в ряду «явлений» и не станет осуществлением «мирового образа».

ДА УЖ, лишь ПОЗОРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

О спекулятивной логике: http://stihi.ru/2023/10/10/6739

(интуитивно тоже вышла на то, что государство выше религии - в моём стихе "Об узости религии и благе всего человечества" http://stihi.ru/2023/10/16/5668


Рецензии
Уважаемая Елизовета (извините, что обращаюсь без отчества) Ваше эссе очень интересно в любом социально-политическом дискурсе. Но это вы высказываетесь на стихи.ру, где существует специфический посетитель, не владеющий практикой чтения работ по политической тематике, а читать со словарём - это запредельно. И получается, что хорошая мысль не сможет получить достойный отклик.

С глубоким уважением В.Шамко

Владимир Шамко   20.10.2023 03:22     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо, добавила поясняющую статью со ссылкой на Спекулятивную логику Гегеля.

Елизавета Судьина   20.10.2023 11:07   Заявить о нарушении