Рецензия на хайку-победителя конкурса Полёт паутин

Рецензия на хайку-победителя конкурса Полёт паутинок

 Друзья, так как конкурс у нас предполагает максимальное приближение к правилам  написания
традиционных хайку, то я решила сделать разбор произведения, выбранного лучшим в этой ленте
по мнению большого жюри и по моему скромному мнению.
Хочу поделиться с вами размышлениями по поводу. Итак.
 
82   
журавлиный клин
край ковра на заборе
приподнял ветер   
 
Эльвира Кан
 
замечательное хайку. и от слова "замечать" автором бытовые подробности - тоже.
помню, как выносили мы на последнее солнышко бабьего лета подушки перовые, ковёр со стены,
добытый с таким трудом в очередях и по записи, одеяла ватные самостёганные,
раскладывали для последней просушки перед долгой зимой.
а тут не просто деталь интерьера ч/ш, тут-то - ковёр-самолёт! вот-вот поднимется вслед за журавлиным клином,
только успей на него вскочить - и полетееелииии... вот и увижу страны дальние заморские.
а журавли в небе галочкой на юг. столько щемящей грусти в этих курлыках. до встречи, перелётные.
 
а теперь отключаю все эмоции и память сердца, разбираю, какие же тут можно разглядеть
признаки традиционного хайку.
 
форма, в которой написано это хайку - ториавасэ, оно имеет два образа в сопоставлении -
журавлиный клин в небесах (возвышенное) и ковёр на заборе (земное, обыденное).
киго - журавлиный клин, осенний сезон легко прочитывается.
киредзи - явная смысловая пауза после первой строки есть.
саби - печаль одиночества, отстранённость, следы времени присутствуют в образах.
ваби - простота, прелесть обыденного. вот она, смотрите - знакомая картинка, всем, кому за...)
каруми - лёгкость и естественность. кажется, что автор не приложил никакого труда -
просто описал то, что увидел, простыми словами, проходя мимо, и сопоставил. это здорово.
моно-но-аварэ - очарование вещей, печальное очарование, осознание бренности и мимолётности.
тут оно проступает всеми красками  ковровых узоров.
сатори - мгновенное озарение, просветление, осознание чего-то важного. да.
сопоставление приподнятого края ковра, этого взмаха прощания
или желания полететь вслед за клином. тут вспоминаем любимый японцами анимизм -
вера в то, что все предметы, места и существа обладают отчетливой духовной сущностью -
и это в полной мере присутствует.
югэн - эстетическая категория в японской культуре, обозначающая интуитивное, скорее, предполагаемое,
нежели явное, скрытая красота, таинственное очарование, неподвластное определению,
"тонкая тень бамбука на бамбуке"(Дзэами, родоначальник театра но). несомненно, присутствует.
5-7-5 - и это сошлось у автора! заметьте, на какое место я ставлю соответствие количеству слогов)
и форма не превалирует над содержанием, нет ощущения специальной подгонки текста под прокрустово ложе 17-ти слогов.
ма - пауза, пустое пространство в хайку. есть такое -  перевод взгляда с неба на этот трепещущий край ковра, сопоставление, ветер,
и мне как читателю оставили воздух и пространство в тексте для распознавания своих ощущений.
и углы - и клин, и край...Край - вот ещё куда можно углубиться!.. но  достаточно.)
 
авторских оценок и личного присутствия тут нет -  пресловутый палец, указывающий на Луну,
отсутствует в поле зрения. Басё, я предполагаю, был бы доволен таким учеником.)
я вижу только картинку, показанную автором . она оригинальна, незамыленные образы,
отсутствие пафоса или назидательности, выводов или заглавия - всё в плюс этому хайку.
произведение вызывает во мне интерес, будит воспоминания, личный опыт,
переносит в волшебный мир сказок, приподнимает, подобно ветру, краешек целого пласта чувств и мыслей.
длится и длится сладко-щемящее послевкусие.
 
а теперь - забываю весь этот теоретический разбор и сложные термины,
просто стою и смотрю вместе с автором, погружаясь в  свои эмоции, останавливая прекрасное мгновение -
 
журавлиный клин
край ковра на заборе
приподнял ветер
 
 Эльвира Кан
 
**********************
 
 
Наташа Барва
 


Рецензии
Наташ, всё прочёл, со всем согласен, просто в дополнение пишу.

"Край - вот куда ещё можно углубиться!"...

Наташ, ты на краю(крае) закончила, а я с него начну.
Ковры вобще возникли в южных странах, там где развито овцеводство. Это Персия( то бишь Иран), Турция, Пакистан, Афганистан, Индия т.е те места, куда и летят на зимовку журавли - к незамерзающим водоёмам.
Получается, что журавли летят как бы в Край ковра, т.е туда, откуда он родом, где он был соткан - в Родной Край ковра, к нему домой. Что добавляет, как ты пишешь " щемящей грусти" .
Ещё тут вобще может не быть никакого журавлиного клина - это может быть просто своеобразный орнамент по краю ковра, похожий на маленьких журавликов, вот угол ковра приподнял ветер - и клин журавлей в небо воспарил.

Александр Акулинин   09.10.2023 08:04     Заявить о нарушении
Да, ещё Китай! Как же я про Китай-то забыл!
"Журавли летят в Китай
Только ты не улетай..."
Там и ковроткачество тоже огого.

Александр Акулинин   10.10.2023 09:23   Заявить о нарушении
Сащ, тем-то и замечательно хайку, что можно, возвращаясь, находить иные нюансы, образы. а ты вспомни бумажных журавликов!
сейчас осваиваю технику боро и сашико - японские виды рукоделия и вышивки.
такая медитация!) нашла рисунок, знаю, как воплощать буду - журавли, аппликацией красный круг солнца и штрихами стёжка, создающая орнамент. что-то будет!)
это было лирическое отступление.)


Наташа Барва   10.10.2023 16:18   Заявить о нарушении
Да Наташ, это удивительно, смотрю сейчас новости там на первых местах палестино- израильский конфликт. Вспомнил нашего победителя - и... меня как током ударило! Это же всё про одно.
Я вспомнил в математике есть такие фракталы, обладающие свойством самоподобия только в разных масштабах .
В этом хайку я увидел признаки фрактала:
Сначала это случилась в жизни одного человека(Эльвиры Кан), потом в жизни сообщества (Юкино Мити) и теперь в жизни мирового сообщества(палестино-израильский конфликт)

Вот смотри: сейчас палестино - израильский конфликт, он же происходит в Крае ковра по сути(Ближний Восток, страны сев. африки тоже туда относятся, да и Иран открыто поддержал палестинцев).
Операция ХАМАС называется "Буря Аль-Аксы", а буря это тот же сильный ветер. А "забор" это и есть этот Сектор Газа. "журавлиный клин" - ну это ясно по свидетельствам сми сначала произошла ракетная атака и я не удивлюсь если пусковые установки ракет называются журавлями за свои длинные направляющие наподобие журавля-колодца.
А теперь прочитай с учётом всего этого

журавлиный клин
край ковра на заборе
приподнял ветер

Эльвира Кан

Господи! Да фракталы впервые описал Георг КАНтор. Хотя термин введён был только век спустя Мандельбротом.
Я не удивлюсь, если полная фамилия Эльвиры - Кантор или Канторович или Канториани или Канторова! Хотя для фрактала и Кан достаточно.
Смотрим новости дальше ..

Александр Акулинин   10.10.2023 22:50   Заявить о нарушении
Саша, не забывай - в нашей группе НЕ обсуждается политика.
тебе мешает образованность и воображение - ишь куда уже завело...
иногда край ковра это просто край ковра.)
до следующего конкурса.) будем ждать новых находок - обязательно случится.)
НБ

Юкино Мити   11.10.2023 07:14   Заявить о нарушении
Да, я не про политику, это просто сводка новостей, Фукусиму же рассматривали.
Я говорю только о нашей хайку- победительнице, о её свойствах.
Если в ней так метко уловлены законы мироздания, то она неминуемо встаёт в незримую цепь повторений, т.к по сути представляет из себя поэтико- математическую модель (назовём её ПММ) ситуаций характерных, как для жизни природы, так и для общественной жизни. Понятно, что раз первая часть этой модели поэтическая, то она заключает в себе информацию в иносказательном метафорическом виде.
Хайку-ПММ , получается, имеет предсказательную и провидческую способность именно из-за фрактальных свойств самоподобия и повторяемости.
Если вспомнить предсказания Нострадамуса они тоже были поэтичны и метафоричны.
А слова мастеров хайку
Такатоси Гото
"Хочу посредством слов преодолеть границы слова и достичь сокровенных тайн бытия"
и
Момоко Курода
"Сочинение хайку как средство глубокой разработки своего видения природы, своего взгляда на человеческую жизнь. Сочинение хайку как способ общения со всей вселенной"
побуждают и нас глубже всматриваться в строки и буквы произведений жанра ведь в них целый мир.

Александр Акулинин   11.10.2023 11:26   Заявить о нарушении
Саш, лет пять-семь тому назад по зову Д.Кудри срочно собраться вечером в библиотеке ин.лит-ры всем, кто в это время в Москве. я пришла на встречу с Мастером хайку из Японии (стыдно, забыла его имя, где-то есть в блокнотах, надо искать)
так вот, состоялась очень тёплая дружественная беседа, а нас было человек пять-семь всего, поэтому была возможность и задавать множество вопросов по теории и его взгляду на современные школы хайкай. я, наконец, разобралась и с метафорами в жанре, и с вопросами киго в современных хайку.
он рассказал, когда стал писать хайку - после пятидесяти только. когда привёз к себе на дожительство(вот неприятное слово) свою мать, которая писала в этом жанре.
конечно, было трудно взрослым людям создать комфортную атмосферу, так вот, чтобы лучше её понять он и стал писать хайку! стал известным в Японии Мастером своей школы, и если не полностью, то в основном наладил общение с матерью, а она помогала ему на начальном пути хайку. он говорил, что хайку - это инструмент общения. это возможность передать свои эмоции и чувства другим людям.
вот можно было придумать эту историю, но она была!)
хайку это не поэзия, это такой путь, даже стиль жизни для меня.

Наташа Барва   11.10.2023 12:00   Заявить о нарушении
Наташ, стиль стилем но это же не отменяет некоторых особенностей характера каждого человека, его личности. Кому-то нравится посмеяться, кому- то покопаться, кто-то беспрекословно следует канонам, а кто-то не может жить без новаций.
Ведь вот не зря же я ниже привёл с десяток мнений японских хайдзинов по поводу хайку.
Потому что в них присутствует весь спектр мнений. Каждый охотник желает знать где сидит фазан, правильно? Вот японцы-то и знают где сидит фазан. А вот в этом многообразии он там и есть. Подобно тому, как наш белый свет становится таким только после сложения всех семи цветов радуги, так и хайку только тогда опишет весь наш белый свет(мир), когда вберёт в себя весь спектр мнений хайдзинов и произведений их творчества( собственно хайку).
Тут твоего одного японца мало.
Почему я взял японцев, потому, что наши хайдзины редко могут сформулировать чётко свою позицию, так как в голове у них образец Басё в переводе Марковой.
Но тут нужно учесть, что Басё писал на дореформенном старояпонском языке и перевод Марковой - дважды переведённый текст - сначала японцами на современный японский(что тоже непросто) , а потом Марковой на русский . Как говорится " два переезда равны одному пожару", а два перевода чему равны? Понятно, что там много сгорело.
Так что стиль жизни и образ жизни - не вижу противоречий, одно другому не мешает!

Александр Акулинин   11.10.2023 14:14   Заявить о нарушении
ты проделал большую работу по изысканию мудрых фраз. надо будет сохранить - понадобится. да и собственные мысли интересны, хотя иногда и спорны.)
так и я не противоречия для, а просто поддержать разговор. мне это интересно.)

Наташа Барва   11.10.2023 14:29   Заявить о нарушении
Наташ, так и я не для противоречия, а просто для того, что б объяснить зачем я про фракталы-то, просто люблю покопаться !
Черта характера у меня такая)

Александр Акулинин   11.10.2023 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.