О сложности прощения

Дневниковая заметка 16 августа 2023. Ранее выложена в ЖЖ.

О сложности прощения
 
Один из запоминающихся фрагментов “Над пропастью во ржи”: Христос простил Иуду, но его не простили бы апостолы, которые Холдену не нравятся.
«Я говорю: готов поставить тысячу долларов, что никогда Христос не отправил бы этого несчастного Иуду в ад! Я бы и сейчас прозакладывал тысячу долларов, если бы они у меня были. Апостолы, те, наверно, отправили бы Иуду в ад — и не задумались бы! А вот Христос — нет, головой ручаюсь». (Перевод Р. Райт-Ковалевой)


У любого поступка есть причины, в том числе у такого, который осудят или о котором пожалеют.


Мне знакомо чувство, когда прощаешь – для того, чтобы чувствовать себя хорошей – а потом хочешь взять прощение назад.


Причины не прощать могут быть разными. Не только своя мстительность или слишком сильная обида, или представление о себе как о том, кто лучше обидчика (интересно, что желание “чувствовать себя хорошим” может подвигнуть и прощать, и не прощать), но и нежелание обманывать – на самом деле я не прощаю – или то, что обида причинена не тебе, а тем, кого ты любишь. Также очень знаменитое замечание Ивана Карамазова:


«Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему! Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское безмерное страдание свое; но страдания своего растерзанного ребенка она не имеет права простить, не смеет простить мучителя, хотя бы сам ребенок простил их ему! А если так, если они не смеют простить, где же гармония? Есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями неотомщенными. Лучше уж я останусь при неотомщенном страдании моем и неутоленном негодовании моем, хотя бы я был и неправ.  (Источник:

(И можно заметить, что Ивана нельзя приравнять к апостолам, не нравящимся Холдену Колфилду в отношении того образа мышления, который под видом апостолов им осуждается).


Но одно положение – это когда человек не прощает, а другое – когда он прощает, а потом жалеет об этом.


Пожалеть можно по разным причинам: боль не проходит, горечь возвращается.
Поэтому поспешное прощение, которое берут назад – разновидность искушения. Когда поспешно прощаешь и потом берешь назад прощение, знаешь, почему это делаешь – можешь чувствовать свою правоту. Когда раскаиваешься в отказе от данного прощения – понимаешь, насколько это плохо.


Свой стишок об этом (еще раз):


Ложное прощение

Бывает страшным ложное прощение,
Как доброе, но спешное решение.
Сражен обидчик, для себя опасный,
И вы обиду отпустить - согласны.
Вас ранил, но ему - намного хуже
Под бременем, что облегчить вам нужно.
Вы по уму избрали - благородство...
Но след обиды после остается.
Он искупил, но только не исправил
И вас жалеть о щедрости заставил.
За злой бессильной скупости слезами
Не видите, как жалки стали сами.
Назад хотите отданное слово...
От высоты вы в низость пали снова.
Прощать - так испытанью подвергаться,
Чтоб в сердце совершать, не красоваться.
Себя заставьте сохранить решение,
Умейте сделать истинным прощение!

16.10.2017

Настоящее прощение должно быть концом обиды, которую прощают. Оно должно быть навсегда. Вероятно, проще всего человеку окончательно простить обиду, причиненную именно ему, тогда, когда он чувствует свой конец. Сохранение обиды – это еще продолжение. Даже если отношения с обидевшим прекратились, память об обиде как о существующей остается. Наследственная вражда продолжается, потому что есть наследники, пока они не откажутся от нее. Когда понимаешь, что именно твоего продолжения не будет – это, что называется, другой взгляд, который должен заставить обиду утратить смысл.

Прощать нужно для того, чтобы продолжаться без озлобления. Но, если человек чувствует, что наступает его конец – необходимость прощения за именно ему причиненные обиды становится наиболее понятна.


Рецензии