О Виттории Колонна

Биографическая статья из моего сборника: И музы, и творцы. Несколько поэтесс эпохи европейского Возрождения / сост. и пер. Валентины Ржевской. 2-е изд., доп. – Одесса : «Фенікс», 2021. C. 7-12.

Виттория Колонна, маркиза ди Пескара

(1490/1492–1547)


Италия эпохи Возрождения – не единое государство, и несколько из числа итальянских государств той эпохи нужно назвать, чтобы представить читателю Витторию Колонна. Семья Колонна принадлежала к высшей аристократии Рима; из этой семьи происходил один из римских пап, Мартин V (Оддоне Колонна, 1369–1431, понтификат с 1417). Отец Виттории, знаменитый кондотьер Фабрицио Колонна (ум. 1520) – персонаж трактата Никколо Макиавелли (1469–1527) «О военном искусстве», где выступает как выразитель идей Макиавелли об этом предмете. Мать Виттории, Агнесе ди Монтефельтро (1470–1523) была из рода герцогов Урбино.


Брак Виттории (1509) с Ферранте (Фернандо) д'Авалосом, маркизом ди Пескара (1490–1525), был заключен в знак союза ее семьи с аристократической семьей жениха из Неаполитанского королевства. Оно ко времени их свадьбы находилось под властью короля Арагона – одного из государственных образований в основе Испании.


Виттория была предана мужу и писала, что они – плоть единая. Но известно, что Ферранте увлекался другими женщинами; детей в браке не было; к тому же Ферранте долго был на войне, выступая на стороне императора Священной Римской империи Карла V, он же – король Испании Карл I (1500–1558) против короля Франции Франциска I (1494–1547). Все же по крайней мере один раз Ферранте послушался совета жены. Ферранте обеспечил Карлу победу в знаменитой битве при Павии (1525), когда Франциск был взят в плен, но за этот успех Ферранте не был достаточно вознагражден. Когда ему затем предложили участвовать в изгнании Карла из Италии, Виттория возразила. Ферранте не стал выступать против Карла, а, напротив, – выступил против Милана, власти которого предложили этот план. Осаждая герцогский замок в Милане, Ферранте умер от ран – или, предположительно, от яда.


После смерти мужа Виттория прожила вдовой немногим больше двадцати одного года. Сперва она хотела уйти в монастырь, причем выбрала монастырь с очень строгим уставом. Но этому воспротивился сам папа римский Климент VII (Джулио Медичи, 1478–1534, понтификат c 1523), попросту запретив монахиням принимать ее под страхом отлучения от церкви. Виттория, однако, могла жить при монастыре в качестве гостьи, не становясь монахиней.


В дальнейшем Виттория так и постаралась уподобить свою жизнь в миру монашеской. Она жила в монастырях как гостья, оплакивала мужа, предавалась размышлениям о религии. Вместе с тем она оставалась сиятельнейшей маркизой ди Пескара – знатной дамой, авторитетной фигурой, обладающей политическим влиянием, которое иногда могла использовать. Но более известна она благодаря своей добродетельной жизни, своей поэзии, сперва распространявшейся только в рукописях, своим религиозным исканиям и своей дружбе с людьми литературы и искусства, тянувшимися к ней и глубоко уважавшими ее.


В поэзии Виттории Колонна выделяют две темы. Одна – тоска по умершему любимому мужу. Здесь в Виттории усматривают последовательницу великого Франческо Петрарки (1304–1374) и его сонетов к мадонне Лауре, хотя лирика Виттории обладает своеобразием. Другая тема – религия. Исследователи отмечают, что религиозная лирика Виттории отражает ее интерес к идеям протестантизма, распространявшимся в то время в Европе. Виттория никогда не порывала с католической церковью, но была согласна, что ее необходимо реформировать.


Среди друзей Виттории были Бальдассаре Кастильоне (1478–1529), автор популярнейшего трактата «Придворный», и Пьетро Бембо (1470–1547) – кардинал, поэт и литературный критик, автор трактата «Рассуждение в прозе о народном языке». Она переписывалась с сестрой Франциска I Маргаритой Наваррской (1492–1549), также писательницей, увлекшейся идеями протестантизма.


Духовным наставником Виттории, которым она всей душой восхищалась и к которому чрезвычайно привязалась, был кардинал Реджинальд Поул (1500–1558), происходивший из английской королевской семьи Йорков и, следовательно, – родственник со стороны матери английского короля Генриха VIII Тюдора (1491–1547, царствовал с 1509). А король Генрих, как известно, долго не имел наследника мужского пола, что делало йоркских родственников потенциально опасными и создавало для них опасность. Кардинал Поул был сторонником реформы католической церкви, но не разрыва Англии с папским престолом. Разрыв этот произошел вследствие «Большого дела короля» (the King's Great Matter, 1527–1533). Знаменитейший исторический сюжет, семейная драма с национальными и международными последствиями: Генриху VIII потребовалось аннулировать брак с королевой Екатериной Арагонской, а с помощью Климента VII сделать этого не удалось. Тогда на помощь королю Англии пришли решительные меры: вывод церкви из подчинения папе и подчинение ее королю. Генрих VIII ожидал поддержки Реджинальда Поула, которому сперва оказывал милость, но тот и словом, и делом выступил против короля. Генрих ответил грозно: были казнены брат и мать кардинала Поула. Мать, племянница двух королей Англии, лично не виновная в действиях против царствующего короля, умерла особенно мучительно (1541).


Поул попросил Витторию Колонна стать его приемной матерью, хотя разница в возрасте между ними была недостаточной. Виттория сделала его своим наследником – однако кардинал был вынужден отказаться от наследства маркизы в пользу ее родни. Позднее кардинал Реджинальд Поул стал в Англии архиепископом Кентерберийским. Это произошло в правление королевы Марии I (1516–1558, царствовала с 1553) – дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской, старавшейся защитить память матери и вернуть страну к католицизму. По совпадению, как бы знаменующему конец этапа в истории страны, королева и архиепископ умерли в один день.


Самый знаменитый, самый любимый потомками из друзей Виттории Колонна – великий скульптор Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Скульптор – и художник, и архитектор, и военный инженер, и поэт. Если заходит речь о Виттории Колонна – ее представляют как друга Микеланджело; в биографиях Микеланджело есть и должно быть место для Виттории Колонна. Они встречались, с удовольствием беседовали, обменивались письмами и подарками. Виттория подарила Микеланджело рукопись своих духовных стихов, Микеланджело делал ей в подарок рисунки и посвящал стихи.


Она – жена, но муж в ней говорит,
И даже божество; и так случилось:
Cо мной, внимавшим, чудное свершилось,
Кто мною был – мне не принадлежит.
Я, право, рад, и чудо не страшит: Тот бывший «я», вознесшись, стал мудрее,
Он с жалостью вниз смотрит на меня.
И так влечет ее прекрасный вид,
Что мыслить суетно уже не смею:
В красе других лишь смертность вижу я.
Спасительница дивная моя,
В огне и водах к счастью Вы ведете,
Пусть мне меня назад Вы не вернете!1.


Ирвинг Стоун в своем романе о Микеланджело «Муки и радости» («Агония и экстаз») (1961) изобразил чувство Микеланджело к Виттории как позднюю страсть, оставшуюся без ответа из-за верности маркизы покойному мужу. Все же биографы чаcто считают поздней любовью Микеланджело прекрасного юношу Томмазо Кавальери, а Витторию именно другом. Судя по сохранившимся свидетельствам, Виттория и Микеланджело дорожили этой дружбой и знали, что оба дорожат ею. В одном из сонетов Микеланджело говорит Виттории, что может создать их общий портрет – в камне или в красках, подчеркивая, как Виттория прекрасна и как он жалок, чтобы их видели вместе спустя столетия. Этот портрет должен был дать обоим долгую жизнь и свидетельствовать о любви Микеланджело к маркизе. Биографы с тех пор создают их общие портреты в слове, хотя и не такие, как предлагается в этом сонете – подчеркивая скорее не контраст, а душевную близость.


Первый биограф Микеланджело, художник Асканио Кондиви (1525–1574) сообщает, что Микеланджело был влюблен в божественный дух маркизы2. Он также передает воспоминание Микеланджело, часто упоминаемое с тех пор в биографиях. Микеланджело пережил Витторию и жалел о том, что, когда пришел к ней, уже лежащей на смертном одре, поцеловал не ее лоб или лицо, а только руку3.


Cтихи Виттории Колонна были впервые изданы в 1538 г. без ее разрешения, и до ее смерти вышло всего 12 их изданий. Вслед за этим примером в Италии было опубликовано множество сборников стихов, написанных женщинами.

1 Перевод В. Ржевской.


2 Condivi A. Vita di Michelagnolo Buonarroti raccolta per Ascanio Condivi da la Ripa Transone. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/artdok/volltexte/2009/714/ P. 47.


3 Condivi A. Op. cit. P. 48.


Рецензии