Вложи свой меч на место, человек
Размышление об известных стихах на религиозный сюжет.
Фрагмент стихов Юрия Живаго/Б.Л. Пастернака “Гефсиманский сад”. Речь об аресте Христа.
“Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь“.
Меня интересует интонация, с которой может произноситься слово “человек” в этих стихах при их чтении вслух.
Соответствующий фрагмент в Евангелии от Матфея:
“И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что та;к должно быть?
В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.” (От Матфея, 26 : 51-56, Cинодальный перевод).
В Евангелии от Марка:
“Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали”. (От Марка, 14 : 47-50, Cинодальный перевод).
В Евангелии от Луки:
“Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.” (От Луки, 22 : 49-54, Cинодальный перевод).
В Евангелии от Иоанна:
“Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” (От Иоанна, 18 : 10-11, Cинодальный перевод). ”
Сразу заметно, что в стихи “Гефсиманский сад” перешло из Евангелия от Иоанна имя заступившегося ученика – сказано, что за Иисуса заступился Петр. Читатель стихов скорее всего помнит, что Петр затем трижды отречется от Иисуса и сразу же пожалеет об этом. Если Петр – тот ученик, который хотел заступиться, то это подчеркивает, что его отречение было невольным. Также сразу заметно, что это именно в Евангелии от Матфея есть объяснение, почему спор нельзя решать железом. Также в стихах “Гефсиманский сад” речь о событии будущей казни как о странице в книге жизни, и в эти стихи не перешло обращение Иисуса к пришедшим арестовывать его. В этих стихах есть обращение только к Петру.
Слово “человек” в стихах “Гефсиманский сад” может быть многозначно. Оно, наверное, противопоставляет Петра – собственно человека, к которому обращено, и Иисуса – Сына Божьего, и указывает на способ решения спора, не единственный, но привычный для людей, а способ этот здесь осуждается. Вместе с тем вряд ли Иисус может говорить “человек” с презрением или так, как обращаются к слуге. Я думаю, что слово “человек” здесь должно или может все же прозвучать с уважением: человек не хочет оставить Учителя в беде, он не безразличен к опасности. И все же он в данном случае ошибается.
Проще всего заявить, что строфа – о противоречиях человеческой природы. Что это значит – быть человеком? И не быть безразличным к беде друга, и желать действовать, и хотеть добра, и ошибаться в выборе средства. Я думаю, хорошо, если слово “человек” здесь прозвучит все же с уважением. Человек может ошибиться, но – в отличие от звезд, упомянутых в самом начале стихов “Гефсиманский сад” – не далек безразлично.
Свидетельство о публикации №123071402922