Теплые люди среди нас... О Наталье Литвиновой

ТЁПЛЫЕ ЛЮДИ СРЕДИ НАС

На неделе я пришла на работу в семь часов. Нужно было дописать срочный материал. И где как ни в родном и еще не наполненном суетой кабинете это удобнее сделать? Оказалось, что приходить на работу так рано;– интересно.

Коридоры и кабинеты редакции непривычно пусты и потому жутко загадочны. Тебя встречает лишь администратор и те, кто отвечают за чистоту нашего второго дома, места, где мы проводим большую часть времени. И здесь всегда чисто. Я бы даже сказала, «чистенько», как в детстве, когда уборкой занималась мама. Здесь всегда все на своих местах, и даже в вазу с цветами, подаренными коллегами, с самого утра налита свежая вода. Обычно чистоты не замечаешь, воспринимаешь ее как должное. Но только не в моем случае, когда уже лет 15 как понимаешь, что стоит за этой «должной» аккуратностью и чистотой. Когда знаешь, как бывает, если не приложить рук и оставить все, как есть. Хотя бы на один день. Но дело даже не в этом. Меня всегда восхищала та корректность, с которой здесь наводят порядок. Никогда и ничего не сдвинуто, не переложено из того, что тебе нужно, что ты оставил на завтра, чтобы закончить работу. В свое время наводя порядок в комнате отца, я получала от него не единожды выговор как раз по поводу передвинутого, переложенного и потерянного. А, казалось бы, просто вытерла пыль… И вот две волшебницы, которые вытирают пыль совсем иначе, встретились мне в коридоре редакции этим ранним утром. Мы, как всегда, поздоровались, и я ускользнула в корреспондентскую – работать. Через мгновение в кабинет вошла одна из этих милых женщин, и между нами завязался разговор…

Слово за слово, и я узнала, что Наталья Литвинова читает каждый номер нашей газеты, что ей близки те темы, которые поднимает наш творческий коллектив. Что сама она неравнодушна ко всему, что происходит вокруг нас в эти дни. Каждый день. Особенно ее заботит, а порой и огорчает отношение людей к природе. Потребительское, равнодушное, иногда даже разрушительное. Когда ломают ветки, когда рубят деревья, когда не берегут цветы. Сама же она замечает и очень трепетно старается сберечь всю ту красоту, которую дарит человеку природа. Любуется ею. И даже пишет стихи – о природе, о любви, о жизни. Обо всем на свете. На этом наша короткая и неожиданная беседа была закончена, но оставила во мне чувство недоговоренности, прерванности… На следующее утро на моем рабочем столе меня ждало стихотворение, написанное от руки:

«Какою щедрою выдалась осень!
Не тронув только елей и сосен,
Листочки на землю она разложила,
Как будто все золото нам предложила.

А люди спешили, а люди не знали,
За должное ту красоту принимали.
Лишь ветер пытался спасти красоту,
Он бережно прятал в подъездах листву».

А еще на следующее утро на моем столе уже лежала книжка стихов Натальи Литвиновой «Жизнь как многокрасочная осень». Признаюсь, стихи – моя слабость. Возможно, потому что в юности сама баловалась их написанием, возможно, потому что сегодня с интересом слежу за творчеством современных российских поэтов, многих знаю и некоторых люблю. Потому, отложив на время дела, сразу открыла книжку, оставленную на моем столе. Не на первой странице. Делаю так всегда. Люблю сразу окунаться в середину истории, люблю довериться случаю и начать читать книгу с той страницы, которая «выпадет». Выпало стихотворение «Сыну». Мои глаза выхватывали строчку за строчкой, и с каждой следующей приходило понимание, что стихотворение наполнено большой болью:

«…Не забываю о тебе.
Когда иду в толпе прохожих,
Твой образ множится во мне,
Ищу я на тебя похожих…».

Я листала сборник со стихами, останавливалась на тех, что особенно «цепляли», были близки – по-женски, по-человечески, по-матерински… Здесь и посвящение маме, трогательное, до мурашек… И рассказ об осени, яркой, красочной, богатой запахами… И целая череда стихотворений, адресованных сыновьям. В них столько трепета, на который способно только большое материнское сердце. Но нужно было возвращаться к работе, к каждодневным делам и заботам. И лишь вечером, вынимая из ранца небольшую книжечку стихов, я уже точно знала, с чего начнется мой день на работе…

…Наталья Литвинова была удивлена моим предложением провести интервью. Но спустя всего лишь мгновение очень просто согласилась. Было первое морозное утро этой осени, потому сидеть вот так в теплой редакции и говорить о стихах и разных незамысловатых и настоящих вещах было особенно уютно.

– Скажите, как я могу к вам обращаться?

– Просто – Наталья,  – моя героиня улыбнулась.

– Мы видимся каждый день, но я понятия не имела, что вы пишете стихи. Видимо, все люди, которые здесь работают, – творческие.

– Стихи пишу с пятого класса. Уже и не помню, с чего все началось. Сначала была школьная стенгазета, меня попросили написать в нее что-то юмористическое. А потом с 6-го класса мы начали дружить с мальчиком, который позже стал моим мужем. У меня сохранились стихи еще 66-го года о нашей дружбе.

– А ваша профессия имеет отношение к литературе?

– Никакого. Я мастер по пошиву женского легкого платья. Стихи всегда были моей отдушиной. А когда в жизни происходили потери, они еще и спасали. Я могу вынашивать тему очень долго. Потом написать так, чтобы это откликнулось в душах людей, было им понятно и близко.

– Ваши родители гордились тем, что их дочь пишет стихи?

– Моя мама узнала об этом, когда мне было уже за сорок. И ей очень хотелось, чтобы о моих стихах узнали другие. Однажды она отправила их на радио. Меня пригласили в студию, и я читала свои стихи в эфире. Это был интересный опыт для меня, конечно. Мама отправляла мои стихи и в газеты, и несколько раз они были опубликованы. Но сама я никогда не стремилась к продвижению своего творчества, потому что считаю его скромным. Пишу для себя и для людей, которые меня окружают. Друзья знают, что я пишу, и когда приходят в гости, порой просят: «Наташка, почитай что-нибудь для души». Если меня приглашают на юбилеи, на дни рождения, я всегда дарю виновнику торжества посвящение. Если нет стихов, значит, и меня нет на празднике. Пишу о тех и о том, что трогает мою душу.

– Знаете, меня всегда восхищали люди, которые замечают красоту природы, как она меняется со сменой времени года. Ваши стихи говорят о том, что вы именно такой человек…

– Папа мой был грибником и рыбаком и нас с братом брал всюду с собой. Мы гуляли по лесу, папа обращал наше внимание на то, как поют птички, какая трава и цветы под ногами… Сейчас недалеко от моего дома растет ореховое дерево. Каждое утро, когда я гуляю с  собачкой, здороваюсь с ним. Собираю орехи, которые падают к моим ногам, и говорю дереву спасибо за дары. Это общение с природой помогает мне, заряжает энергией, дает силы. Из времен года я почему-то больше других люблю осень, может быть, потому что родилась в эту пору. Мне кажется, осенью больше запахов, красок…

– А если говорить о ваших кумирах в поэзии. Кто они?

– Вероника Тушнова. Ее лирика мне близка.

– Вы знаете, вашу книжку я открыла на середине. Есть у меня такая привычка: читать новые для меня книги не с первой страницы. И попала на стих «Сыну». И не могла сдержать слез… Как вы справляетесь с потерей?

– Каждый день больно. Время не лечит. Хотя прошло уже 16 лет. До сих пор, когда иду по улицам среди людей, то слышу нотки его голоса, то выхватываю взгляд, похожий на его. А когда это только случилось, не могла понять, на каком я свете. Но, помню, старалась всеми силами быть нужной людям, помогать им, быть среди них. В этом находила спасение. И, конечно, в моих родных. Младшему сыну сегодня уже сорок первый год. Я ему говорю: «Ты моя крошечка». Он отвечает: «Мам, ну какой я крошечка?» – «Ну хорошо, тогда ломтик» (смеется). Он иногда подойдет, обнимет меня так крепко-крепко и говорит: «Мам, вот хоть и есть запах духов, но все равно мамкой пахнешь». Это дорогого стоит. Я для своих детей всегда была не только мамой, но и подругой, которой можно рассказать все как есть. Помню, когда сыновья были маленькими, оба любили готовить. Мы часто возились с ними на кухне, пели песни, я читала им детские стихотворения. Старший сын, кстати, тоже потом писал стихи. Люди, которые его знали, любили и уважали его. Когда мы шли по городу, все здоровались с ним: «Димушка, здравствуй!». Знаешь, как мне было приятно! И до сих пор его многие вспоминают добрыми словами. А я продолжаю стараться быть полезной людям, чужим и родным…

Рядом с нами живут, работают, переживают беды и радуются успехам люди, которых мы видим каждый день, но о которых ничего или почти ничего не знаем. Порой и не стремимся узнать, ограничившись парой-другой формальных фраз-приветствий. А между тем люди эти – большие планеты, целые вселенные. У них есть чему поучиться, с ними интересно говорить, с ними здорово дружить или просто хорошо знать, что они рядом. Что каждое утро все будет как всегда: приветливые улыбки, свежая вода в вазе с цветами и слова благодарности за эту свежую воду, за заботу и честное отношение к своему делу. Простые, казалось бы, незаметные вещи, которые, тем не менее, дают ощущение того, что все в порядке. Что жизнь идет своим чередом, и в ней есть место теплым людям, ободряющим словам и, конечно, стихам обо всем на свете.

Мила ИВАНОВА.

Автор фото: М. Иванова.


Источник:
газета "Приднестровье"
от 09.11.2019 г.,
https://pridnestrovie-daily.net/---/?amp=1


Рецензии
Наталье Литвиновой.
Писательство – вещь простая. Из двух фраз следует выбрать ту, что короче; из двух слов – то, что проще; из двух описаний – то, что яснее.
Джон Стейнбек.
Возможно, так оно и есть.
Удач Вам во всём!

Лия Константиновна Телегина   13.09.2023 13:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.