Из архива, но на злобу дня

                Ольге Юрьевне Сим

http://stihi.ru/avtor/snegi
http://stihi.ru/2007/12/11/3214
Лучший критический разбор
Идут Белые Снеги
Публикуем произведения победителей конкурса, объявленного здесь: http://www.stihi.ru/2007/11/20/623 Произведения победителей переданы Евгению Александровичу.


Сим
http://www.stihi.ru/2007/12/02/23

Под любое явление должна быть подведена "философская база"... Жизнь даётся всему живому на то, чтобы выживать (её естественный смысл) и приходится доказывать, что ты, либо лучше других (собратьев) это делаешь, либо, по крайней мере, не хуже. Главный приз при этом - продолжение жизни. А случится смерть - рефлексия её не регистрирует. Её, смерти, - не существует. Человек же, наделённый развитой рефлексией, переходящей в сознание, способен задаваться вопросом, кто я, что я в этом мире, и для него смерть (при жизни) - как "продолжение следует"... Не только в потомстве, но и... более лично, пусть и не материально...

Литературное произведение - со-бытие места, времени, и творчества, суб-продукт эпохи (ибо продуктом является сам автор).

Кто и как "лепил" Евтушенко до "снегов"? Россия с 1933 по 1964 годы. Самые яркие вехи в истории страны, ставшие глобальными: победа во Второй мировой войне, полёт Гагарина в космос! Народ (в массе) всерьёз не вникал в такую абстракцию, как "коммунизм" (идеологию партии), но гордился реальной мощью родины. А противостояла нам всегда и во всём Америка! Две главные державы мира даже были из-за этого в шаге от Третьей мировой войны. Но США вызывали определённый интерес к себе. Они навязывали нам свой образ демократии, при которой, например, личность и государство были равными субъектами права: в суде возможно было дело "Джон Доу против Соединённых Штатов Америки!". У нас же, при нашей демократии, увы, в памяти ещё живы были суды-"тройки" 1937 года. В философском же осмыслении получалось вот что: американская модель демократии в логическом развитии мыслит культ личности, при котором и вселенная, со всей атрибутикой, -всего лишь ЧАСТЬ человеческого самосознания! Наша же модель (опять-таки мысля логически-последовательно) - благодаря "культу над личностью", низводит любое самоосознание до "червя". Это были полюса противоположных идеологий. И, несмотря на "железный занавес", в наших головах происходила сшибка этих контр-определений в контексте социума. Быть может, стихотворение "Идут белые снеги!" и было попыткой ответить (возможно, не только себе) на "вопрос вопросов": "Кто я, что я в этом мире?". Евтушенко в 60-ые годы прошлого века был одним из самых популярных поэтов новой волны... Его сборники стихов (стотысячными тиражами) расхватывались с книжных прилавков в считанные часы. Это благодаря и его усилиям поэзия вернулась в нашу жизнь и стала одной из культурных доминант того времени. В юности у Евтушенко, по его признанию, кумиром был Маяковский. Поэтому не удивительно, что молодой Евтушенко и в стихосложении пытался новаторствовать (использовал корневую рифму, что расширило творческие возможности поэта), и к читателю (больше - к слушателю) обращался "по-маяковски".

Вот такими были место, время и автор в момент создания стихотворения "Идут белые снеги". И в нём (в стихотворении) отразилось всё вышепоименованное. Стихотворение на тот момент (в 1965 году), казалось (и было) глубоко личным, а присутствовавшая патетика звучала очень естественно, с любовью и уважением к русским реалиям. Автор как бы вопрошал, обращаясь к СЕБЕ, а так ли это (философская составляющая произведения)? И, обращаясь уже к читателю, убеждал его (и себя заодно)- да, это так, главная ценность его и любого русского человека - Россия. С тех пор прошло много десятилетий. Но это стихотворение и сегодня (а сегодня, возможно, тем более!) актуально. (Хотя многие стихи на "злобу дня" моментально устаревают. Такие есть и у Евтушенко.)
Что касается анализа поэтического мастерства, то ключевыми строчками произведения являются первая:
"Идут белые снеги"
и последние:
"если будет Россия,
значит, буду и я".

Первая - невероятно поэтична! Это физическая картина России во времени, а не банальная картина реального момента в России: "Идёт снег...". Остальные строчки предсказуемы и вполне в ладах с художественной логикой произведения. Опять-таки, фирменные корневые рифмы делают стихи узнаваемыми, евтушенковскими!


Рецензии