Лучший критический разбор

Идут Белые Снеги
Публикуем произведения победителей конкурса, объявленного здесь: http://www.stihi.ru/2007/11/20/623 Произведения победителей переданы Евгению Александровичу.


Сим
http://www.stihi.ru/2007/12/02/23

Под любое явление должна быть подведена "философская база"... Жизнь даётся всему живому на то, чтобы выживать (её естественный смысл) и приходится доказывать, что ты, либо лучше других (собратьев) это делаешь, либо, по крайней мере, не хуже. Главный приз при этом - продолжение жизни. А случится смерть - рефлексия её не регистрирует. Её, смерти, - не существует. Человек же, наделённый развитой рефлексией, переходящей в сознание, способен задаваться вопросом, кто я, что я в этом мире, и для него смерть (при жизни) - как "продолжение следует"... Не только в потомстве, но и... более лично, пусть и не материально...

Литературное произведение - со-бытие места, времени, и творчества, суб-продукт эпохи (ибо продуктом является сам автор).

Кто и как "лепил" Евтушенко до "снегов"? Россия с 1933 по 1964 годы. Самые яркие вехи в истории страны, ставшие глобальными: победа во Второй мировой войне, полёт Гагарина в космос! Народ (в массе) всерьёз не вникал в такую абстракцию, как "коммунизм" (идеологию партии), но гордился реальной мощью родины. А противостояла нам всегда и во всём Америка! Две главные державы мира даже были из-за этого в шаге от Третьей мировой войны. Но США вызывали определённый интерес к себе. Они навязывали нам свой образ демократии, при которой, например, личность и государство были равными субъектами права: в суде возможно было дело "Джон Доу против Соединённых Штатов Америки!". У нас же, при нашей демократии, увы, в памяти ещё живы были суды-"тройки" 1937 года. В философском же осмыслении получалось вот что: американская модель демократии в логическом развитии мыслит культ личности, при котором и вселенная, со всей атрибутикой, -всего лишь ЧАСТЬ человеческого самосознания! Наша же модель (опять-таки мысля логически-последовательно) - благодаря "культу над личностью", низводит любое самоосознание до "червя". Это были полюса противоположных идеологий. И, несмотря на "железный занавес", в наших головах происходила сшибка этих контр-определений в контексте социума. Быть может, стихотворение "Идут белые снеги!" и было попыткой ответить (возможно, не только себе) на "вопрос вопросов": "Кто я, что я в этом мире?". Евтушенко в 60-ые годы прошлого века был одним из самых популярных поэтов новой волны... Его сборники стихов (стотысячными тиражами) расхватывались с книжных прилавков в считанные часы. Это благодаря и его усилиям поэзия вернулась в нашу жизнь и стала одной из культурных доминант того времени. В юности у Евтушенко, по его признанию, кумиром был Маяковский. Поэтому не удивительно, что молодой Евтушенко и в стихосложении пытался новаторствовать (использовал корневую рифму, что расширило творческие возможности поэта), и к читателю (больше - к слушателю) обращался "по-маяковски".

Вот такими были место, время и автор в момент создания стихотворения "Идут белые снеги". И в нём (в стихотворении) отразилось всё вышепоименованное. Стихотворение на тот момент (в 1965 году), казалось (и было) глубоко личным, а присутствовавшая патетика звучала очень естественно, с любовью и уважением к русским реалиям. Автор как бы вопрошал, обращаясь к СЕБЕ, а так ли это (философская составляющая произведения)? И, обращаясь уже к читателю, убеждал его (и себя заодно)- да, это так, главная ценность его и любого русского человека - Россия. С тех пор прошло много десятилетий. Но это стихотворение и сегодня (а сегодня, возможно, тем более!) актуально. (Хотя многие стихи на "злобу дня" моментально устаревают. Такие есть и у Евтушенко.)
Что касается анализа поэтического мастерства, то ключевыми строчками произведения являются первая:
"Идут белые снеги"
и последние:
"если будет Россия,
значит, буду и я".

Первая - невероятно поэтична! Это физическая картина России во времени, а не банальная картина реального момента в России: "Идёт снег...". Остальные строчки предсказуемы и вполне в ладах с художественной логикой произведения. Опять-таки, фирменные корневые рифмы делают стихи узнаваемыми, евтушенковскими!



Лариса Преображенская
http://www.stihi.ru/rec.html?2007/11/21/48

1. Произведение написано строго по размеру, заданному вероникой Тушновой в стихотворении «Я прощаюсь с тобою». Ритм соблюден, но рифмы многие приблизительные, что не может позволить ему претендовать на шедевр века. Правилами стихосложения предусмотрено совпадение как минимум двух рядом стоящих звуков, чтобы рифма считалась точной. Так например, снеги- света, бесследно- снеги, Россию – разливе, снеги- Стеньке, светлы – следы. Удачные находки: скользя- нельзя, грешной – поспешной, нескладно-несладко. Остальные обыденные, что, впрочем, не является погрешностью, скорее указывает на нежелание автора заострять на этом внимание. Кроме того, режут слух слова, вышедшие из употребления такие как «снеги» и «идут». Стихотворение написано разговорным слогом, такие слова больше ассоциируются с церковной литературой, что не соответствует стилистике данного произведения.

2. Метафора «как по нитке скользя» интересна. Но в данном случае правильнее было бы сказать по нитям. Хождение снегов в обратном направлении вызывает сомнение, поэтому правомочность такого сравнения вызывает сомнения. «Идут снеги… и я тоже уйду» не совсем верно, поскольку «снеги» не уходят, а как раз наоборот приходят и остаются, пока не вынуждены будут растаять. «Дух ее стариков» звучит двояко, что может вызвать усмешку. Более ничего поэтического не обнаружено.

3. Говоря о смысле, хочется заметить, что он противоречивый. То автор надеется, что будет жить вечно «наверно, нельзя», но ему хочется жить и жить. Но потом он говорит, что не печалится о смерти и бессмертья не ждет. И основная мысль заключена в словах «если будет Россия, значит, буду и я», что указывает на то, что в бессмертные он себя все же зачислил. В связи с чем вспоминаются его иные слова «себя низвести до пылиночки в звездной туманности». К сожалению , здесь этого не случилось. Но судить мы за это его не будем. Возможно, он заслужил право быть великим.


 
Владимир О. Сергеев, представитель Союза писателей в Интернете
http://www.stihi.ru/rec.html?2007/11/18/855

«Хаю-дю-ю-дю, хаю-дю-ю-дю,
Я из пюшки в небо уйдю!»
пела героиня Любови Орловой в кинокомедии «Цирк».

И всем очень нравилось вслед за нею повторять эту песенку, мило коверкая великий и могучий.

Видимо, самым великим своим поэтическим открытием Е. Евтушенко и до сих пор считает подобное коверкание языка, связанное с инородным русскому произношению переносом ударения в своих строчках: «снЕги Идут».

Собственно само стихотворение технически просто провальное, в том числе многочисленно выпирающей вульгарной косноязычностью, профанирующей аритмией и дисорифмией. Но вот тут-то, спасая от естественной фиксации этой провальности, внимание читателя (слушателя) переключается (клин клином вышибается) ещё более невыносимым для русского уха переносом ударения с последующим рефреном этого приёма.

И возникает эффект знАчимости и значИмости этого теста.

Когда что-то делается заведомо и искусственно принципиально непонятным, то оно, это «непонятное» провоцирует вывод: значит (и наверняка!) в этом есть что-то нечто особенное! Просто, не всем дано понять это особенное,вот и всё. Какой же дурак будет признаваться в своей недалёкости, разве что упёртый умник (то есть, дурак по-своему). Вот, собственно, и вся спекуляция. Безотказная в России, где всего две беды. Третья, наверное, – поэты, вот таким же образом профанирующие публику.

Всем хорошо известно, как музыка зачастую великолепно облагораживает многие сырые, и даже весьма посредственные, тексты. В этом стихотворении роль облагораживателя текста взяло на себя авторское, причём прямо таки актёрское прочтение. И надо сказать,
что выполнено оно было блистательно.

Почти естественно, что ни какой бы то ни было грамотной работы автора над этим текстом так и не произошло. Всё «де-натюрель» – как случилось, так и случилось
(то есть, как в анекдоте: «…не колыхааа…й!!!»).

Показательно, что в условиях России у этого текста (впрочем, как и у многого чего) проявились и пресловутые две беды: многочисленные дороги к его приемлемости, и не менее многочисленные почитатели. И (увы, что) чаще всего – почитатели с инициативой.

Впрочем, кто сказал, что человек в нашей стране (да и везде в мире!) не имеет право на выпендрёж?!

Даёшь выпендрёж!! – превосходный лозунг.
«Каждому своё» – это ведь не только надпись на воротах Освенцима.
Это до сих пор самая великая плебейско-библейская истина.



Александр Межберо
http://www.stihi.ru/rec.html?2007/12/10/4239

Дорогой Вы мой, Евгений Евтушенко!
Красивая скала Российской чести.
Вы мир познали по его оттенкам,
И мир Вас любит трепетно без лести.

Когда читаю я на Вашем сайте,
Рецензии полуслепых лягушек,
Хочу им крикнуть: ЭЙ, не обижайте!
Вам без него ведь будет только хуже.

Какое это счастье: Вас читать сегодня!
Какое это счастье: Вас читать вчера.
Ваш слог всегда был самым модным.
Не слушайте, как воздух портит детвора.

В России много есть ещё не русской боли,
Слагающих дерьмо не русским языком.
Народ России знает это горе,
Народ России не допустит ярлыков.

Салют со всех российских уст и пушек.
Наш дорогой Учитель и Отец.
А если встретите опять лягушек,
Пошлём их всех на мусорный конец.

Когда бомжи поэзии
Критикуют Отца Поэзии,
Это тоже Россия,
Без мозгов и босые...