Всё мы едем и едем куда-то
Всё мы едем и едем куда-то. (с)
Очень известные стихи Давида Самойлова, также слова авторской песни Анатолия Колмыкова. Об одном детском воспоминании о конной прогулке лирического героя с родителями.
Папа мой эту песню часто слушал. Мне она почему-то меньше нравилась, но я ее запомнила.
Давид Самойлов
Выезд
Помню — папа еще молодой,
Помню выезд, какие-то сборы.
И извозчик лихой, завитой,
Конь, пролетка, и кнут, и рессоры.
А в Москве — допотопный трамвай,
Где прицепом — старинная конка.
А над Екатерининским — грай.
Все впечаталось в память ребенка.
Помню — мама еще молода,
Улыбается нашим соседям.
И куда-то мы едем. Куда?
Ах, куда-то, зачем-то мы едем…
А Москва высока и светла.
Суматоха Охотного ряда.
А потом — купола, купола.
И мы едем, все едем куда-то.
Звонко цокает кованый конь
О булыжник в каком-то проезде.
Куполов угасает огонь,
Зажигаются свечи созвездий.
Папа молод. И мать молода,
Конь горяч, и пролетка крылата.
И мы едем незнамо куда —
Всё мы едем и едем куда-то.
Попробую стихи проанализировать. Чтобы не был только текст.
Понятно, что стихи – о двух путешествиях: по городу и во времени. При этом в память ребенка впечаталось то, что он видел – городской пейзаж, как выглядели родители, пролетка, извозчик – но не цель путешествия: зачем и куда ехали. Ребенок запомнил не все, а то, что ему было всего ближе. Или что случайно запомнилось, потому, что могло быть понятно и понравилось.
Раз трамвай назван допотопным, это еще одно указание, что дело было давно. Но раз вспоминающий герой, уже давно взрослый, хорошо помнит много подробностей, то расстояние во времени сжимается. Было когда-то давно – но теперь на картине вернулось.
Очень легко вообразить, что на самом деле такое путешествие было больше, чем одно: герой объединил воспоминания о разных поездках. Но нет, речь в стихах только об одной поездке, хотя пункт назначения (куда) и цель (зачем) забылись.
Интересно, что практический смысл поездке придает как раз цель, но герой ее не помнит, наверное, именно потому, что цель избрана родителями, а не им. Для него же главное – смотреть на дорогу и переживать настроение. Это может быть и намек, что, когда он вырастет, то будет автором стихов, а может быть – просто воспоминание о тех и о том, кого и что он любит.
Еще можно заметить, как в путешествии по городу взаимодействуют мирское и духовное. Суматоха – купола – свечи созвездий. И с появлением созвездий путешествие еще не прекращается. Может быть, оно продолжается и не в буквальном смысле: от Охотного ряда - туда, где живут звезды.
И легко вообразить, что пролетка с улицы въезжает на небо, потому что речь в стихах – о воспоминании, вызванном любовью.
Свидетельство о публикации №123052601993