Маёвка. отзывы редакции журнала Кукай

Итак, мы предложили участникам, желающим получить отзыв о своих произведениях,
сообщить об этом при подаче на конкурс. Пока набралось лишь  трое смельчаков.)

Представляем вашему вниманию отзывы редколегии сетевого журнала Кукай.
Нора Марина - член жюри МКХ
Muromasa - создатель канала Критика Хайку в Телеграмме, многолетний модератор сообщества Критика хайку в ЖЖ
Дмитрий Кудря - вдохновитель и организатор МКХ

все они опытные хайдзины и редакторы журнала Кукай.
полученные отзывы стали полезными для авторов - всегда интересно услышать, как прочитывается твоё произведение,
услышать мнение людей,  много-много лет пишущих и разбирающихся в жанре хайкай.
я, например, во многом согласна с критикой моих творений, но даже если есть возражения, то всё прочитанное - пользы для.)
надеемся, что и читателям  стихи.ру тоже будет интересно.

мы постараемся, чтобы наша страница Юкино Мити была бы не только конкурсной,
но и (посредством критики и разборов полётов в том числе) смогла помочь авторам развиваться и идти дальше по пути хайку.

НБ


Нора М.: ностальгия и цветочная символика

***

шесть соточек
из старых окон
новая теплица

(Наташа Барва)

Ключевое слово здесь «соточек». Если это не денежный эквивалент и не попытка вложить двойной смысл в среднюю строку,
то значит это просто ласково оцененный надел. И взгляд не посторонний — тут своё.
Историю происхождения шести соток уже мало кто помнит, когда кормились с земли.
«Дачный» капитализм для отдыха появился позже.
Здесь очень мило описаны скромные возможности, явно немолодого и «рукастого» землевладельца. Хозяйка будет довольна.


***
после заморозков
поднялось три лилии
из пяти

(Ольга Стебелькова)

Не могу сказать, чего тут больше, недосказанности или недоработок. Что хотел сказать автор?
Грустное наблюдение садовода или же есть в числах какой-то сакральный смысл?
В замковом саду эти лилии смотрелись бы с бОльшим смыслом, как геральдические символы (гербовые фигуры?)
исчезающего рода, например.
Мы же понимаем, что и числа, и цветы имеют символику, взяты не с потолка.

***
Демонстрация
прильнула к окну
помидорная рассада

(Ольга Стебелькова)

Довольно много параллелей, если только не сама себя рассада здесь рекламирует.
Это про традиции, приметы весны и про ностальгию, скорее всего, когда все вместе, дружно…
Кстати, закидывание помидорами политиков — это тоже традиция. Видимо, то, что зреет, то и назревает.



Muromasa: записки начинающих садоводов

***
Из всей подборки, это — самая удачная работа:

шесть соточек
из старых окон
новая теплица

(Наташа Барва)

Ее делают хорошей две вещи: многозначность (соточки — это про деньги или про квадратные метры;
старые окна — это те, из которых мы смотрим, или те, из которых сложена тепличка) и удивительная,
редкая нынче естественность.
Большая часть работ, которые я вижу, — это те, где автор «конструирует» картинку
вокруг какого-то выразительного \ поэтичного элемента.
Поэтому на выходе мы получаем сотни типовых работ с лепестками, мотыльками, могильными камнями,
осенним вечером, весенним ветром, полной луной и т.д. Среди них, безусловно,
попадаются интересные работы, но меня иногда преследует какая-то тоска по простоте и неподдельности,
когда красота и истина совпадают, и это рождает очень хорошее стихотворение.

Здесь нет никаких «красивостей», это чистая бытовуха, но в ней и ясная, узнаваемая картинка,
и гордость хозяина, и чувство любви к самому простому. И у моей бабушки тоже была такая теплица.


***
сезон весна
снова в моде плиссе
всех зелёных оттенков

(Наташа Барва)

Почему «плиссе»? Почему не кружева?
В первой строке нам уже все отдали и все раскрыли, с чем тут работать читателю?
Например, если бы написали в первой строке «новая коллекция» — во всем стихотворении уже была бы отсылка к весне,
она бы ЧИТАЛАСЬ, но не указывалась напрямую. В целом это просто небрежно сделанная работа.

***
глубинка
поднимает землю
тонкий росток

(Наташа Барва)

С одной стороны, это, конечно, хайковый подход и хайковая идея — про хрупкость \ тяжесть, высокое и низкое.
С другой стороны, на этой теме места живого нет, так много и тщательно ее раскрывали. Лучшее решение, что я помню:

Трепещет на ветру
Проломивший асфальт
Подорожник

© Марина Дадалова

Почему оно лучше? Потому что здесь до такой степени усилен контраст,
что оно становится парадоксальным и намертво врезается в память. А имеющийся вариант — просто проходной.

***
Загородное шоссе
мается в пробке
рассада томатов

(Людмила Грачёва)

Такая же проходная вещь. Оно не плохое, нет. Оно просто никакое, потому что тему раскрывали со всех сторон,
и в пробках у нас уже маялись котики — собачки — тещи и вроде даже куры. Тут вообще не за что зацепиться.

***
первомай
на даче в помощниках
только кроты

(Людмила Грачёва)

Это прямо «полковнику никто не пишет». И заодно вспоминается уже мематичное «не брат я тебе» («Брат-2»).
Мы поняли, что на майские праздники никто не захотел поехать с литгероем на дачу (сажать картошку?).
Потому пока все вокруг едят шашлыки, наш герой вынужден взаимодействовать с кротами.
Почему-то кротам в этой ситуации сочувствуешь больше.

***
не до сна
маячит за окном
ветка сирени

(Людмила Грачёва)

Аналогично предыдущему.
Безмерно затертая тема и решение. Обычно мешают спать полная луна, тяжелые думы (внесезонно),
крики кошек (весной), стрекот сверчков \ цикад (строго летом) и вой псов (как правило, зимой).
Короче, километрами можно писать.

***
демонстрация
прильнула к окну
помидорная рассада

(Ольга Стебелькова)

А вот это — хорошо.
То ли рассада себя демонстрирует, то ли «смотрит» на демонстрацию. Живая картинка, отличная отсылка к первомаю.
Все на месте, ничего лишнего, никаких красивостей из головы.

***
после заморозка
поднялись три лилии
из пяти

(Ольга Стебелькова)

Записки начинающего садовода. И? Три из пяти или четыре из восьми, тюльпаны, лилии, гиацинты.
Точно так же, можно писать километрами и это будет абсолютно пустая работа (в плохом смысле слова).

***
молодо зелено
первой в саду расцвела
старая яблоня

(Ольга Стебелькова)

Здесь у нас красивость «цветущая яблоня» и вроде как контраст: старая — но цветет первой.
Хорошо, с этим можно работать. Но что же вы первую строку то недодумали и бросили?



Петрович: хорошо подсмотренная (или достоверно смоделированная) реальность.

***
демонстрация
прильнула к окну
помидорная рассада

(Ольга Стебелькова)

Оставляя без внимания очевидное прямое прочтение, легко обнаруживаем версию истории про Чиполлино&Со:
ещё набираются сил будущие носители красного.

***
после заморозка
поднялись три лилии
из пяти

(Ольга Стебелькова)

Вывод очевиден: холодоустойчивость ~60%. Но выборка маловата, а значит велик риск ошибки репрезентативности.

***
молодо зелено
первой в саду расцвела
старая яблоня

(Ольга Стебелькова)

Ладно, складно, наглядно. Впрочем, случается и наоборот — если про яблони.


***
загородное шоссе
мается в пробке
рассада томатов

(Людмила Грачёва)

Типичный перенос с больной головы на здоровую: мается конечно хозяйка.
А всё потому, что в пятницу поехали, когда все…

***
первомай
на даче в помощниках
только кроты

(Людмила Грачёва)

Похоже, что все ушли на ту самую демонстрацию, которую не дали доглядеть застрявшей в пробке рассаде.
Ну, хотя бы старая яблоня глаз радует. Лилии вот жалко…
А кроты — да уйдут они, особенно если хозяйка и кошек прихватит.
А землю местами все-таки перекопали. Спасибо им.

***
не до сна
маячит за окном
ветка сирени

(Людмила Грачёва)

Если одна, то немножко грустно — неужели так сильно обломали?
Но судя по тому, как её мотает, виноват в бессоннице скорее долгожданный весенний ветер.

***
шесть соточек
из старых окон
новая теплица

(Наташа Барва)

Мило, уютно, рачительно (да разве только теплица — я целую веранду видел целиком из балконных дверей).
Но ещё душевнее сделалось бы с переходом диминутива в последнюю строку:
«шесть соток / из старых окон / новая тепличка» — это же и есть главное,
долгожданное детище — по крайней мере в этом сезоне.


***
сезон весна
снова в моде плиссе
всех зелёных оттенков

(Наташа Барва)

no comments

***
глубинка
поднимает землю
тонкий росток

(Наташа Барва)

Да разве только землю и только в глубинке?
А асфальт, наскоро положенный где-нибудь в парке на окраине не приходилось лицезреть?! Впрочем, если это сясэй…

Почти все сти — хорошо подсмотренная (или достоверно смоделированная) реальность,
экономно уложенная в надёжную двучастную форму. Теперь уже не скажешь как в прошлом веке — аза в глаза не видали.
Плавали — знаем.

-----------------------
ссылка на статью в журнале Кукай в первом комментарии


Рецензии
Здравствуйте, Людмила и Наташа! Замечательно, что вы организовали свой конкурс, заменили конкурс Младена, к которому мы все привыкли.))) Продолжайте!!! Мне понравились хайку Людмилы Грачевой:
-
первомай
на даче в помощниках
только кроты
и
не до сна
маячит за окном
ветка сирени
-
Как говорил Масаока Сики, в хайку нужно уметь передать настроение автора. Вот у Людмилы это настроение передано и откликается. Об этом забывают и в трех строках мы обычно видим только описательную картинку.
Желаю удачи вашему конкурсу!

С теплом, Мила.


Мила Малинина   27.05.2023 11:00     Заявить о нарушении
спасибо, Мила.
конкурс Младена заменить нельзя - там своя атмосфера, свой дух и творческая обстановка, обусловленная как авторами, участвующими в этих конкурсах много лет, так и личностью хозяина площадки.
мы лишь взяли основные правила, заручились одобрением Младена и нырнули в холодную воду.) ждём и надеемся, что конкурсы на площадке КХ возобновятся.
но мы рады получать положительные отклики, рады, что люди по-доброму относятся, рады, что можно чему-то научиться - значит, не зря мы тратим время и силы.)

спасибо за добрые слова, уверена, Людмиле будет приятно Ваше мнение о её хайку.

Наташа Барва   27.05.2023 14:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Мила, на добром слове,рада, что отозвалось... до совершенства, конечно, далеко, но будем искать пути и стремиться... Присоединяйтесь...

Юкино Мити   28.05.2023 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.