Вехи памяти моей. Работа на Кубе часть 1

С марта 1969 по апрель 1970 года я с Кирой был на Кубе, где работал переводчиком в составе группы советских военных специалистов в школе лейтенантов в провинции Матансас, на севере страны в 90 км. от столицы Гаваны и 32 км. от курортного города Барадеро.
Название «матансас» в переводе на русский язык – бойня. Берёт начало со времени кровавой резни, когда испанские конкистадоры захватили после ожесточенного сражения с аборигенами их место проживания, понеся большие потери и вырезав чуть ли не всё население.
По приезде нас с женой поселили в довольно приличный двухэтажный дом с верандой. Худо-бедно обставленный и снабжённый американской начинкой в виде сантехники. Был бак для согрева воды и мы могли принимать душ. Была кухня, столовая, спальня, комната отдыха. Не знаю, кто там жил раньше, но нас встретило скопище кукарач (тараканов), с которыми пришлось некоторое время изрядно повоевать.
С установлением нового режима на Кубе к нашему приезду стали заметны кое-какие перемены. Вместо устаревавших американских фордов, крайслеров, джипов появились «наши» лады. Которые доставались в основном партийно-хозяйственной номенклатуре в лице разных начальников, включая высших военных чинов. На полях страны трудились наши сахароуборочные комбайны, поставлявшиеся с Люберецкого завода сельхозмашин. В воздушном флоте Кубы появились наши самолёты. В целом наша техника была на хорошем уровне. Разве что поначалу не учитывался морской климат и высокая влажность, достигавшая порой 90% и приводившая к тому, что техника ржавела.
Фидель и его команда очень рассчитывали на нашу безвозмездную и безграничную помощь, в связи с победой пролетарской революции.
Вождь мирового пролетариата В.И. Ленин, говоря о всемирной победе социализма, поначалу в одной отдельно взятой стране и переходе к мировой социалистической революции, малость просчитался. Он не учитывал, что после свержения одного режима, ломки старых устоев и установления новой власти, её надо было не просто приветствовать, но и поддерживать финансово и экономически. Поскольку у нас самих с «изобилием» было туговато, мы не имели возможности поддержать и прокормить, хотя бы какое-то время, нарождавшийся строй. Посему мировая социалистическая революция осталась мечтой, за исключением небольшого числа стран-изгоев, и сочувствовавших нам режимов из слаборазвитых государств, пользовавшихся нашей поддержкой.
Столкнувшись с трудностями, кубинцы удачно лавировали между нами и китайцами. Получая от них кое-какую помощь. Хотя бы в виде вентиляторов, которые имелись почти в каждой более или менее обеспеченной семье и были предметом первой необходимости в жаркое время года.
Я помню случаи, когда ещё вчера наши коллеги перед нами тепло расшаркивались, а наутро уже веяло холодом. Многое зависело от отношений в руководстве двух стран. Малейшие трения или перепалки сверху, сказывались на низовом уровне. Тут же пелись дифирамбы китайцам, пока ситуация не менялась в лучшую для нас сторону.
На фото я с руководством школы молодых лейтенантов.


Рецензии
Мне нравится читать Ваши воспоминания.
Исторические хроники должны быть руководством для создания условий мирной жизни.
У Вас это получается.
Спасибо.

Елена Хвоя   18.04.2023 13:37     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Елена, заходите, читайте раз нравится.
Всего доброго.

Валентин Савин   18.04.2023 15:32   Заявить о нарушении