The Empty Glass. Пустой стакан. Луиза Глик

 "Is the glass half empty or half full" или "эффект меньше - лучше"



Я многого просила, и многое получала.
Я просила большего и получала слишком мало
или не получала ничего.

И что средь всего этого?
Несколько раскрытых зонтиков в отсутствие дождя,
Пара башмаков, случайно оказавшихся на кухонном столе.

Как это дурно, дурно – но такова моя сущность,
отстранённая, жестокосердная, эгоистичная и непреклонная –
на грани тирании.

Я всегда была такой, даже в раннем детстве,
Маленькая, темноволосая, вызывающая смущение
и неуверенность в других детях.
Я никогда не менялась.

Абстрактный прилив удачи менялся внутри стакана,
в одночасье понижая свой уровень.

Была ли это буря, управляемая  небесными силами?
Я молилась. Я старалась стать лучше, чтобы спастись.
Вскоре мне показалось, что моё ужасное начало,
ставшее зачатком морального нарциссизма,
на самом деле может способствовать росту моей человечности.
Возможно, именно это имели в виду мои друзья,
державшие меня за руку и говорившие, что они понимают:
на мою долю выпали невероятные абьюз и скверна,
подразумевая (так мне казалось), что я была немного не в себе,
если отдавала так много, получая так мало взамен.
Они уверяли меня, (сильно сжимая мою руку),
что я хороший друг и замечательная личность
и ничуть не пафосное существо. 

Это Я-то не страдала патетикой?!
Да я выпячивалась крупным шрифтом -
то ли с короной, то ли с нимбом на голове.

Всё пережитое привело меня к одной интересной мысли.
Мне вдруг пришло в голову,
что решающее значение имеет только вера в усилие,
вера в то, что от твоей простой попытки
может получиться нечто хорошее, чистое, -
благо, не запятнанное порочным инициирующим импульсом
кого-то в чём-то убедить, или чем-то прельстить.

Кто мы без этой веры?
Мятущиеся в тёмной вселенной,
одинокие, напуганные,
не способные сразиться с фатумом.

Чем мы обладаем в действительности?
Досадные проделки с лестницами и башмаками,
Рискованные фокусы, бесконечные попытки
с помощью грязной мотивации сформировать характер.

Что в нас есть такого, чтобы мы могли
усмирять неподвластные нам силы?

И я пришла к выводу в этом ключевом вопросе.
Именно этим был сокрушён Агамемнон,
стоящий на берегу, во главе греческих кораблей,
которые были наготове.
Но море непредсказуемо,
оно невидимо за безмятежной гаванью, –
будущее смертоносно.

Агамемнон был глупцом,
когда считал себя способным всё контролировать.
Он должен был сказать:
Я ничем не владею.
Я целиком в твоей власти.


The Empty Glass
BY LOUISE GL;CK
I asked for much; I received much.
I asked for much; I received little, I received
next to nothing.

And between? A few umbrellas opened indoors.
A pair of shoes by mistake on the kitchen table.

O wrong, wrong—it was my nature. I was
hard-hearted, remote. I was
selfish, rigid to the point of tyranny.

But I was always that person, even in early childhood.
Small, dark-haired, dreaded by the other children.
I never changed. Inside the glass, the abstract
tide of fortune turned
from high to low overnight.

Was it the sea? Responding, maybe,
to celestial force? To be safe,
I prayed. I tried to be a better person.
Soon it seemed to me that what began as terror
and matured into moral narcissism
might have become in fact
actual human growth. Maybe
this is what my friends meant, taking my hand,
telling me they understood
the abuse, the incredible shit I accepted,
implying (so I once thought) I was a little sick
to give so much for so little.
Whereas they meant I was good (clasping my hand intensely)—
a good friend and person, not a creature of pathos.

I was not pathetic! I was writ large,
like a queen or a saint.

Well, it all makes for interesting conjecture.
And it occurs to me that what is crucial is to believe
in effort, to believe some good will come of simply trying,
a good completely untainted by the corrupt initiating impulse
to persuade or seduce—

What are we without this?
Whirling in the dark universe,
alone, afraid, unable to influence fate—

What do we have really?
Sad tricks with ladders and shoes,
tricks with salt, impurely motivated recurring
attempts to build character.
What do we have to appease the great forces?

And I think in the end this was the question
that destroyed Agamemnon, there on the beach,
the Greek ships at the ready, the sea
invisible beyond the serene harbor, the future
lethal, unstable: he was a fool, thinking
it could be controlled.
He should have said
I have nothing, I am at your mercy.


2016


Рецензии
Очень хорошо! Но всё-таки... "сосуд", не "стекло". Мы пустые сосуды.)

Ида Лабен   16.04.2023 21:29     Заявить о нарушении
Благодарю, Ида. Ещё стакан наполовину пуст. Я посмотрела поизучала. Сосуд как и судно, кстати, в англ. значится как Vessel. Интересная версия. Но здесь думаю именно стекло. Идиоматически словосочетание в поисковике срабатывает и выходит посуда: пустые фужеры, стаканы, и проч. Склянка. Собственно, стекло - общее название, как хрусталь

Ирина Белышева   16.04.2023 21:44   Заявить о нарушении
А если метафорически: душа как сосуд?

Ида Лабен   16.04.2023 21:46   Заявить о нарушении
Хрупкое стекло

Ирина Белышева   16.04.2023 21:47   Заявить о нарушении
Может быть, Вы и правы.) Еще, мне кажется, она говорит не о спасении, а "счтобы ничего не случилось плохого" в обыденном смысле.

Ида Лабен   16.04.2023 21:49   Заявить о нарушении
Может ли стекло быть пустым? Сосуд может.

Ида Лабен   16.04.2023 21:50   Заявить о нарушении
Нет смысла наполненность притягивать к сосуду. Луиза не столь банальна, и не о наполненности сосуда здесь речь, имхо. Это десятый смысл. Речь о хрупкости при видимой прочности

Ирина Белышева   16.04.2023 21:54   Заявить о нарушении
Сосуд - не банальный образ, а метафизический и религиозный. Он становится ключом к другому пониманию. Ну, мне так кажется.

Ида Лабен   16.04.2023 21:57   Заявить о нарушении
К тому же иудеи понятие душа понимают по-своему. То есть её как бы нет

Ирина Белышева   16.04.2023 21:57   Заявить о нарушении
если я не ошибаюсь

Ирина Белышева   16.04.2023 21:57   Заявить о нарушении
Ее как бы нет в том понимании, что она не имеет контуров. Но каббала понимает ее как систему "сосудов".)

Ида Лабен   16.04.2023 22:00   Заявить о нарушении
Empty vessel - пустой сосуд.

Зачем писать empty glass?

Ирина Белышева   16.04.2023 22:04   Заявить о нарушении
Вот и я подумала - зачем?) Но значение "сосуд" в словаре тоже есть. А вот как стекло может быть пустым? Почему она не выбрала назвать "хрупкое стекло"?)

Ида Лабен   16.04.2023 22:06   Заявить о нарушении
Пустой стакан, по идее, но пустое стекло поэтичнее. Можно просто Стекло.

Ирина Белышева   16.04.2023 22:07   Заявить о нарушении
Именно. Стакан - буквально. Отсюда - сосуд. А стекло быть пустым не может, если речь не о зеркале.)

Ида Лабен   16.04.2023 22:09   Заявить о нарушении
В интервью с Мюрреем Лернером о фильме The Who: Live at the Isle of Wight Таунсенд объяснил название альбома:

Я назвал это "Пустой стакан" из-за идеи о том, что когда вы идете в таверну – то есть к Богу, вы знаете – и просите Его любви – Он бармен, вы знаете - и Он угощает вас напитком, и то, что вы должны дать Ему, - это пустой стакан. Ты знаешь, что нет смысла отдавать Ему свое сердце, если оно уже полно; нет смысла идти к Богу, если твое сердце полно Дорис.

Ирина Белышева   16.04.2023 22:10   Заявить о нарушении
Empty Glass - второй сольный студийный альбом английского рок- музыканта Пита Таунсенда, и его первый, состоящий из оригинального материала, выпущенный 21 апреля 1980 года на лейбле Atco Records.

Ирина Белышева   16.04.2023 22:11   Заявить о нарушении
пустое стекло - хорошая метафора. Глупый и хрупкий

Ирина Белышева   16.04.2023 22:13   Заявить о нарушении
Ну, тогда - "Пустой стакан", если тут прямая аллюзия.

Ида Лабен   16.04.2023 22:13   Заявить о нарушении
Стекло, в котором нет отражения... Да.)

Ида Лабен   16.04.2023 22:14   Заявить о нарушении
к комментарию выше:: спасение от бед, от понижения уровня везения, это чувство страха, порождённое чувством вины.

Ирина Белышева   16.04.2023 22:15   Заявить о нарушении
В итоге мы не оставим отражений

Ирина Белышева   16.04.2023 22:16   Заявить о нарушении
Ида, я раскрыла ещё один смысл этого стихотворения, возможно, главный. Оно о любви, об отношениях и их разрыве, фиаско Агамемнона. Он ведь был убит своей женой в итоге

Ирина Белышева   16.04.2023 23:18   Заявить о нарушении
Да, конечно! И принес в жертву свою дочь Ифигению ради победы.

Ида Лабен   16.04.2023 23:24   Заявить о нарушении
Положим, Ифигения чудом спаслась, но на судьбу повлияло. И мама Клитемнестра не простила... Агамемнон был первым Гамлетом - отцом Гамлета-Ореста

Ирина Белышева   17.04.2023 11:45   Заявить о нарушении
Ну... Гамлет-принц мстил за отца, но не матери, а Орест убил мать, которая собственноручно убила Агамемнона... В целом да, аналогия видна, и это универсальные структуры, они везде. А у Эдипа наоборот было...

Ида Лабен   17.04.2023 11:52   Заявить о нарушении
К слову об Эдипе. Та же тема, что и здесь. Мы игрушки в руках богов.
Трактовка Пазолини помогла мне прийти к пониманию того, что эдипов комплекс притянут в психоаналитику не тем концом. Шибболет он т есть шибболет.
Это не эротический комплекс, а комплекс глубочайшей иррациональной вины за нарушение табу. Тяга вернуться в родное лоно, или приблизиться к Отцу, возможно, допускает сознательный инцест сос тороны ребёнка (не в случае с Эдипом). Отсюда, комплекс должен описываться как родительский, ан нет. Пока Эдип не ведал, что это он убил отца, все жили счастливо. В Эдипе заключены и Моисей, и Блудный сын, и Агамемнон, и ещё...

Ирина Белышева   17.04.2023 12:14   Заявить о нарушении
Да-да, правильно! Эдип всеобъемлющ. И психоанализ, вероятно, сделал этот образ гораздо более плоским.

Ида Лабен   17.04.2023 12:23   Заявить о нарушении