Успех. Фильм о новых формах и о содержании

«Успех». Фильм о новых формах и о содержании

Дневниковая заметка 21 марта 2021 г. Ранее выложена в ЖЖ и на Вордпрессе.

         О фильме «Успех». Автор сценария А. Гребнев, режиссер К. Худяков. В ролях Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Лариса Удовиченко, Анатолий Ромашин, Алла Мещерякова. Мосфильм, 1984.



         Довольно известный фильм, но я его знаю недавно. Его нужно знать тем, кто любит чеховскую «Чайку». А прежде, чем смотреть фильм, обязательно нужно «Чайку» прочесть или посмотреть — иначе фильм не будет до конца понятен. (Или вообще не будет).


         Еще одна история о том, как взаимодействуют жизнь и театр. (И я согласна, что фраза дурацкая, потому что звучит слишком по-научному). На этот раз не зритель видит свое отражение в спектакле, а готовящийся спектакль отражается в жизни исполнителей. И взаимно: их жизни и характеры — в нем.


         В начале 1980-х годов в один областной театр приезжает из Москвы режиссер Геннадий Фетисов, по отчеству — Максимович (Леонид Филатов). В Москве у него сразу две неудачи: распался брак и произошел какой-то конфликт в театре, где он работал, из-за чего он и ушел. В областном театре он хочет ставить «Чайку». О Фетисове можно сказать, что он играет в жизни героя «Чайки» Треплева. Как и Треплев, он — борец с рутиной и ищет новые формы.


         Биография Фетисова, насколько она раскрывается в фильме, похожа немного на биографию Филатова (родился в Казани, вырастила его мама), а немного, но меньше, — на биографию Треплева. У него есть мать, но с матерью они заботятся друг о друге. Мать, тихая и хозяйственная, совсем не похожа на блистательную Аркадину, которая любит молодиться и восторги. От Фетисова жена ушла к другому, как Нина Заречная — к Тригорину, а потом ее бросил этот другой, как Нину Заречную — Тригорин, но в остальном жена Фетисова совсем не похожа на героиню «Чайки», хотя бы потому, что эта бывшая пара — заметно старше, чем Треплев и Нина Заречная. У них есть общий ребенок, сын, который в фильме не появляется.


         В областном театре, конечно, Фетисов должен работать с актерами. Тут зритель может заметить любопытную нарочную несообразность: в фильме заняты любимцы, «звезды», но в том мире, где происходит действие фильма, этих «звезд» нет. (Нарочная несообразность, которая есть не только в этом фильме. Ее полагается не замечать, но здесь она служит рассказу). «Звезды» играют актеров провинциального театра, из которых, наверное, большинство может считать себя в профессиональном отношении неудачниками. К большинству не принадлежит прима, Зинаида Николаевна Арсеньева (Алиса Фрейндлих), которая ожидает, что все будут сообразовываться с ее мнением. Но все актеры театра привыкли играть механически, не пытаясь проникнуть в глубину классических текстов. Это не зависит от таланта — просто противоположного подхода от них долго никто не требовал.


         Театр, в который приехал Фетисов, как раз и представляет собой яркое выражение рутины, которую нужно победить.


         А режиссер Фетисов — человек, серьезно относящийся к своему делу. Он хочет жизни в спектакле. Противопоставленная ему фигура — его однокашник Олег Зуев (Александр Збруев), актер этого театра, первоначально назначенный на роль Треплева, привыкший к легкому отношению и к жизни, и к работе. Он, конечно, отказывается от роли до премьеры. Ему найдут замену, но настоящий Треплев здесь — режиссер.


         Фетисов вроде бы не говорит на репетициях ничего особенного: «Загадочная пьеса. Мы пытаемся ее разгадать». «Мы ставим «Чайку», чтобы заглянуть в себя. Вот предмет нашего изучения». Такое говорили много раз, но Фетисов в это верит и заставляет поверить своих товарищей-актеров.


         В сюжете фильма сталкиваются две концепции: исполнительства как игры и исполнительства как проживания. И вторая должна победить.


         Требование самоотдачи иногда приводит к жестокости. Жестокость невольная, но оказывается настоящей — она-то и возмущает Зуева, который думает, что Фетисов превратил людей в орудия своего замысла и играет ими. Фетисов заменяет исполнителя роли Тригорина: замечательного, но неудачливого актера Павла (его все называют Павлик) Платонова (Лев Дуров), к тому же подружившегося с ним и очень ему симпатичного, на вновь прибывшего актера Князева (Анатолий Ромашин), потому что понимает, что холодноватый Князев ему подойдет лучше. Платонов после этой замены умирает. Фетисов, кроме Треплева-новатора, сам играет в жизни и Тригорина-невольного погубителя. Он чувствует свою вину, тяжело переживает ее, но репетиции должен продолжать.


         Фетисов также играет в жизни и Треплева, и Тригорина потому, что исполнительница роли Нины Заречной Алла (Лариса Удовиченко) влюбляется в него. Привести это может только к успеху спектакля, и ни к чему дальше: Алла замужем, Фетисов жениться на ней не намерен, и эта любовь приносит ей первое в ее жизни большое страдание. Но и помогает пониманию роли, потому, что это для нее — уже не роль.


         Ближе к концу фильма Фетисову прямо говорят, что он хочет остаться Треплевым, то есть экспериментатором, а становиться Тригориным-любимцем успеха не хочет, потому что от должности нового главного режиссера в театре, где поставил «Чайку», он отказывается. Можно сказать, что Треплев — это сознательно избранная Фетисовым роль в жизни. То, что может напомнить Тригорина, он совершает вынужденно и, конечно, хочет избежать того же самого, что отвратительно и для Треплева, — скатиться в рутину.


         Кроме «Чайки» в фильме процитированы еще две очень известных пьесы — «Сирано де Бержерак» и, ближе к финалу, «Гамлет». Обе цитаты выражают мысль о независимости, противопоставленной приспособленчеству. Ее так тяжело достичь, но главный герой стремления к ней не оставит.


         Самого спектакля «Чайка» в фильме не слишком много — постольку, поскольку нужно показать, что вышло у Фетисова и актеров. Еще один образ взаимодействия театра и жизни вне сцены: Машу в «Чайке» играет вдова Платонова Нюся (Алла Мещерякова). И ее траур — это не сценический костюм, который требуется для роли.


         Название фильма «Успех» можно понимать как успех спектакля, в смысле — рассказ о цене успеха, не только для актеров, но и для Фетисова. А можно — как вопрос о том, что есть успех в жизни. Может быть, он есть тогда, когда жизнь не бесцветна, когда в ней есть большие переживания — и радости, и горести. Фетисов в одном месте фильма высказывает такую мысль, пользуясь словами Тригорина из «Чайки». И получается, что именно такой успех он принес своим товарищам по спектаклю. С помощью проживания пьесы.


         Можно сказать, что фильм даже не о жизни и театре, а о честном отношении к жизни. О том, что оно дает и чего оно стоит.


         Так как фильм уже не новый, я его смотрю еще и как исторический. Он объединяет в моем представлении две эпохи: ту, которую легче было обвинить в поддержке рутины, и ту, в которой эксперимента было больше. Я их, конечно, воспринимаю такими уже издали, и значительно лучше помню вторую. А режиссер Фетисов пришелся как звено между ними.


Рецензии