Дама наносит визит ч. II

Юная Клара Вешер, веселившаяся в Конрадовой роще, ночевавшая с Альфредом Иллом на охапке сена в Петровом сарае — это же настоящая дриада!
Конрадова роща — это территория не-Дома, т.е. условно навья территория, волшебное место не-людей, русалок, леших и дриад.
А Петров сарай — как бы промежуточное звено между "Домом" (по Лотману) и "не-Домом", пространство двоемирия; по архетипике он соотносим с избушкой Бабы-Яги.
Чем не Лукоморье?

Когда отцы города изгоняют "рыжую девчонку, дрожавшую от холода", из Гюллена,
то они отлучают её от "пространства Дома", символически противопоставляя её месту обитания людей, их общей "домашней территории".
Но и от волшебной рощи — тоже.

Они выгоняют её в никуда.

В ответ рыжая девчонка превращается в озлобленную дикую кошку, горящую желанием жестоко отомстить всем людям, а самого Илла, предателя и лгуна, главного виновника её бед, её позора и незаслуженного ею несправедливого наказания, — безжалостно лишить жизни.
Долгие годы лелеет она это желание.
Она поклялась себе вернуться в этот ненавистный ей, отторгнувший её словно инородное тело, город; вернуться ради осуществления единственной цели:
отомстить.

Миллиардер Цаханассьян, опять-таки символически, сажает её, дикую неучёную кошку, на "золотую цепь".
(Да, неучёную: училась она плохо, в гимназии её часто пороли за невыученные уроки).
На какое-то время он "одомашнивает" её.
Но её "Домом" становится целый мир: он гостеприимно распахнут перед ней, и для неё отныне нет ничего невозможного.
И что же?
"Я видела весь мир. Я могла себе это позволить. Поверь мне: там не на что смотреть" — говорит она Иллу.

Но вот наконец она близка к осуществлению главного желания своей жизни.
"Теперь я сама стала адом".
Униженная и оскорблённая становится кровавой мстительницей.
"Инфернальница", говоря языком Достоевского; демоническая женщина, исчадие ада, нелюдь; Эриния; Персефона.

Дикая кошка срывается с золотой цепи; юная влюблённая дриада превращается в яростную менаду, в ведьму, в Бабу-Ягу (и нога-то у неё, заметьте, "костяная", вернее пластиковая: "великолепный протез"!)

Она вырывается наружу, как пантера или леопард, запертый в клетке её дома и вырвавшийся наружу.
"Кошка" — дикая, а становится и вовсе бешеной, хищной, объявившей охоту на своих врагов.
А её "леопард", Альфред Илл — одомашненный, жалкий, лишённый добычи, униженный, вечно всеми понукаемый, смирившийся со своей участью "нищий".
Посаженный на такую "цепь", с которой не сорвёшься.

Здесь сплошь аллегории, аллюзии, парафразы.

Клара, предварительно купив, сжигает Петров-сарай.
Сжигает символ своей юности.
Как тут не вспомнить Булгакова: "Гори, гори, прежняя жизнь! Гори, страдание!"

А ведь Петров-сарай — это портал, портал из одного мира в другой, из пространства Дома — в пространства Леса (=не-Дома), весёлых дриад и добрых диких кошек.

Спалив его, она как бы зависает МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ.
И ни в один возврата нет.
Ни в мир людей (т.е. в светлое прошлое, в беззаботную безоблачную юность, до предательства, до изгнания; в свои до-инфернальные времена), ибо того мира больше нет;
(что характерно: весёлое сказочное "Лукоморье" взбалмошных, но беззлобных диких кошек и влюблённых леопардов отождествляется именно с миром людей, с "Домом");
ни в мир корыстных пошляков и прозаических нелюдей (т.е. тотальных предателей, тотальной продажности, мир тотального обыденного инферно), ибо в этом мире всё уже исполнено ею и больше ей там делать нечего.
Она остаётся в пустоте.
И будущего для неё нет.

Гюллен, как и весь мир, становится не-Домом. Он непригоден для житья.

Европейский "цветущий сад", расхваленный благостным стариком Жозепом Боррелем, на поверку оказывается картонным лесом, кишащим разнеженными, обленившимися саблезубыми тиграми.
Иллюзион терпит фиаско, лопаясь как большой мыльный пузырь.

Адом становится комфорт, симулякр "До́ма".
Вечный праздничный фейерверк, изобилие, вожделенная сытость.
Волшебная палочка неограниченного кредита.
Фейковый фейерверк в призрачном городе, где не бьют фонтаны и по улочкам которого сомнамбулически медленно движется катафалк с хрустальным гробом.
В котором похоронено прошлое, настоящее и будущее.
Выхолощенное, оскоплённое и ослеплённое, обессмысленное Время.

Гаммельнский Крысолов, которого обманули старейшины, уводил из города детей.
Весело пританцовывая.

Клара, шокирующая всех своим цинизмом, беззастенчиво, мастерски манипулирующая людьми, глубоко несчастная Клара тоже играет на волшебной дудочке, одурманивая и завораживая жителей Гюллена, парализуя их волю.

Но увозит она из города — одного-единственного старика, сломленного и покорившегося, преданного и брошенного всеми, даже самыми близкими.

Она заставляет всех платить по счетам.
А цену... Цену назначает она сама.

И сама она тоже платит.
Платит куда больше. Пожалуй, даже больше, чем Илл.
Ведь она давно уже труп, механическое подобие человека, обманувшая себя Клара, бывшая весёлая рыжая девчонка, качавшаяся на ветках дерева и мечтавшая о простом женском счастье с любимым.

"Там не на что смотреть", говорит она о целом мире.

Печальный итог жизни.
В обнимку с хрустальным, инкрустированным золотом гробом, где лежит жалкий старик, её любимый, когда-то предавший её.

___________________________________

1-ая часть здесь: http://stihi.ru/2020/09/02/5028

3-я, завершающая часть эссе: http://stihi.ru/2023/02/21/5046


В некотором роде стихотворная интерпретация: http://stihi.ru/2023/02/20/4302

___________________________________
___________________________________


Рецензии
А если учесть, что Gülle с немецкого - это "навозная жижа", то Гюллен, жестоко отлучивший юную Клару от себя, оказывает ей услугу, даёт ей шанс вырваться и, закалившись, стать сильной.
И тогда всё предстаёт немного в другом свете.

Тогда можно рассматривать всё это так, что если ты вышла из навозной жижи (твой Дом - Навозная Жижа) и не смогла порвать порочный круг внутри себя, то никакой миллиардер не сможет вывезти из тебя ту навозную жижу. Никакие блага, их возможности и их источник не вызовут твоей благодарности, ты не сможешь их оценить, ты всё равно всю жизнь будешь носить внутри ненависть и желание мести. Эта Навозная Жижа будет жить и булькать в тебе вечно, а значит - ты и есть она сама. Вот и всё.
На мой взгляд, эта прекрасная, глубоко философская вещь и об этом тоже, а может быть, даже в большей степени об этом.

Елена Наильевна   22.02.2023 09:19     Заявить о нарушении
Типа: "Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести деревню из девушки"?))

Забирова Ольга   22.02.2023 15:43   Заявить о нарушении
Типа того, то есть ничем она от всех этих людей не отличается по сути.

Елена Наильевна   22.02.2023 17:06   Заявить о нарушении
Она очень даже отличается: возможностями.
Она мультимиллиардер.

"Мораль, гуманизм... Это понятия для людей со средним достатком. А такие как я определяют мировую политику".

Она изначально, от природы, цинична, холодна, эгоистична, груба, ни во что не ставит людей и не берёт в расчёт абсолютно ничь интересы, кроме своих собственных.
А главное — она чудовищно жестока.

Но живя в этом городке, юная Клара Вешер все эти свои качества проявляла в масштабе, соответствующем масштабу этого городка.
Это был муравейчатый масштаб, который никому не мог причинить особого вреда... Ну так, разве что на бытовом уровне. Мелкую неприятность, пакость соседу или подружке, максимум учителю нагрубить, но это с осторожностью, за это её в гимназии пороли.

Получив в руки сверхкапитал планетарного масштаба, она уже ничем не ограничена,
все политики, пресса, телевидение, правозащитники, чиновники госучреждений, деятели образования и культуры, полиция, суд, даже церковь всегда встанут на её сторону, какой бы чудовищно неправой она ни была, и будут защищать и охранять её интересы.

Ей дозволено всё.

Для неё отныне не существует законов.
Не существует
ни международного права, ни границ, ни ограничивающих её условностей, как моральных, так и юридических.

Она получила не только безграничные финансовые возможности, она получила ВЛАСТЬ.
Причём в мировом масштабе.
Мировой финансовый капитал един, он не имеет ни национальных, ни ментальных черт; он универсален.
В мире капитала все заодно, именно капитал правит миром.

Если Клара Вешер была как максимум просто "не слишком хорошим человеком", то Клара Цаханассьян страшный человек.
Она чудовище.

Банальная расхожая фраза "Деньги портят человека", а также "Власть портит человека".
Ну а очень большие деньги портят его очень сильно; огромная, безграничная власть портит и уродует его безгранично.

Она топчет людей, вышвыривает их как ненужные использованные вещи, одноразовую посуду, отработанный материал,
люди это мусор для неё.

Гюллен для неё — это городок лилипутов.

А она отныне — Гулливер; в этом ли городке, или любом другом. (Я пишу об этом в 3-ей части своего эссе).

"Визит дамы" — это классическая АНТИУТОПИЯ.

Клара — это аллегория, даже символ.

Неважно, где человек родился, в маленьком городке с вымышленным названием "Гюллен", или в Марселе, как Эдмон Дантес.
Монте-Кристо планомерно и целеустремлённо мстит своим врагам не потому, что внутри его бултыхается навозная жижа. У него внутри, скорее всего, веет лёгкий бриз, переходящий в шальной ветер, кричат чайки и вздымаются бирюзовые волны, высекающие миллионы солнечных брызг.

Но индивидуальные, частные представления того или иного человека о справедливости, помноженные на обладание несметными богатствами, которые, в свою очередь, предоставляют неограниченные возможности, почти неизбежно рождают искушение возомнить себя либо ОРУДИЕМ БОГА (как в случае с графом Монте-Кристо), либо ОРУДИЕМ САТАНЫ (как в случаем с Кларой Цаханассьян: "А теперь я сама стала адом!")

И тогда человек превращается в чудовище, которому подвластно всё и которое не останавливается ни перед чем.

Всемогущее чудовище — это страшно.

Потому что для него весь мир — это не более чем Гюллен в планетарном масштабе,
и все люди на Земле — не более чем навозная жижа.

Именно таким видит Клара Цаханассьян весь мир ("Я видела мир. Я могла себе это позволить. Поверь мне, там не на что смотреть".)

Мир превращается в антиутопию, и вырваться из этой навозной жижи некуда.

Но мир именно с помощью таких вот Клар (деятельной причём помощью) превращается в навозную кучу.

А она наблюдает за результатами.

И не дай Бог взглянуть на мир её глазами.

И убедиться, что всё продаётся и покупается.

И Европа давно уже превратилась в навозную жижу, которой они по привычке до сих пор пытаются удобрять свой тот якобы "сад", который всё ещё мерещится Боррелю.

Вот о чём, упрощённо говоря, эта вещь Фридриха Дюрренматта. В общих чертах.)

Забирова Ольга   22.02.2023 21:10   Заявить о нарушении
Я сказала "ничем не отличается по сути", а ты мне про масштабы.
Конечно, само собой разумеется, что мерзавец с меньшими возможностями делает мерзости меньшего масштаба, но по сути разницы нет.
Она ничем не ограничена, но она - одна из них, она такая же, она не сделала ничего, чтобы быть другой. Она, вынашивая планы мести к "Навозной Жиже", жила ей, этой Жижей, а значит, ей и была. Сильные чувства помогли ей слиться в этой Жижей, назло ей, вопреки тому, что та её в своё время отторгла и выплюнула.

Елена Наильевна   23.02.2023 07:26   Заявить о нарушении
\\Но мир именно с помощью таких вот Клар (деятельной причём помощью) превращается в навозную кучу.\\
Хорошая мысль для успокоения души, но нет, не согласна с перекладыванием всей ответственности на Клар, ибо Клары - порождение этого же самого мира, они не пришельцы и не инородцы, они - одни из.
То, что происходит с народом - результат его желаний, настроений, менталитета.
А Европа уже и сама давно жертва своей моральной деградации, о чём можно только пожалеть.
То же самое происходит и с Кларой. На что она пустила свой темперамент и могущество? На месть Лилипутии. И сама обратилась ей.

Елена Наильевна   23.02.2023 08:30   Заявить о нарушении
1. Масштабы, взлетающие по экспоненте, очень даже меняют суть.
Мерзость, возрастающая по экспоненте, переходит в совершенно иное качество; меняется понятийное ядро смысла.
Совершается тот самый переход из количества в качества, о котором твердил Маркс.

Происходит не физическая, а химическая реакция.

Тень в одноимённой сказке Андерсена была просто тенью учёного.
Получив субъектность, обзаведясь плотью, властью, она обрела свою страшную суть.

Юная Клара Вешер, по большому счёту, не имела никакой сути.
Она была пластилин в руках старика Цаханассьяна и его миллиардов.
И вся верхушка мировых элит, все эти Онассисы и британские королевы, которые скопом прибывают к ней на седьмую свадьбу в Гюллен, вовсе в нём не родились;
а внутри них бултыхается всё та же навозная жижа.

Город тут ни при чём.

Гюллен — это тоже аллегория.

Эдмон Дантес родился в светлом Марселе.
А кем стал, пройдя через Замок Иф и остров сокровищ несчастного Фариа?

Жан-Батист Гренуй родился в зловонном чреве Парижа, но разве это определило его судьбу?
Дело именно в МАСШТАБЕ, в его случае - таланта, даже гениальности, дара свыше, который он употребил на злодейство.
Потому что имея гениальный нюх, был слеп на всё остальное.

2. \\"не согласна с перекладыванием всей ответственности на Клар, ибо Клары - порождение этого же самого мира, они не пришельцы и не инородцы, они - одни из.
То, что происходит с народом - результат его желаний, настроений, менталитета."/

Я и не перекладываю, я говорю — С ПОМОЩЬЮ.

Не с помощью "Клар", т.к., повторяю, Клара - всего лишь символ, аллегория,
а посредством КАПИТАЛА, системы кредитования, идеологической парадигмы безудержного потребления.

Условная "Клара" лишь пользуется этим инструментарием.

И "мир" этот, европейский как представляется Боррелю "сад", это мир карликов, лилипутов,
управлять и манипулировать которыми так легко Гулливерам от капитала.

Там господствует пошлость.

Лилипутики — это пошлость в чистом виде.

Клара — она ВНУТРИ этого симулякра.

Где люди давно перестали быть людьми, измельчав настолько, что даже двоечница и пошлячка вырастает в их представлении с эйфелеву башню, управляет ими и давит их, как Гулливер лилипутов.

Пьеса — о ЗАКАТЕ ЕВРОПЫ; чего тут непонятного.

Иллюстрация шпенглеровской мысли, художественная интерпретация.

Не надо тут быть о семи пядей во лбу, чтобы это считать.)

Но сводить всю многогранную и многоплановую сложность пьесы к этому семиотическому знаменателю было бы максимально возможным упрощением.

Забирова Ольга   23.02.2023 14:55   Заявить о нарушении
Гюллен — это, разумеется, аллегория Европы; её уменьшенная модель.

Забирова Ольга   23.02.2023 21:27   Заявить о нарушении
Во, Лен, прочти: http://stihi.ru/rec.html?2023/02/26/7433
По теме. Интересно.

Забирова Ольга   03.03.2023 21:39   Заявить о нарушении
Он слишком умный для меня)

Елена Наильевна   04.03.2023 07:34   Заявить о нарушении
Да ты не его рецку читай, а мой ответ. Там же по твоей теме!
Причём закольцовывается в очень диалектическую конфигурацию. Это же круть!
Тебе очень интересно будет.

Забирова Ольга   04.03.2023 14:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.