Да будет Владыка. Н. Рерих. Давид и Малхут

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
Основное название
СВЕТ НЕБЕСНЫЙ
1931 г.
холст, темпера

Место нахождения произведения
Государственный музей Востока
Один из вариантов центральной части триптиха «Fiat Rex» («Да будет Владыка»). В 1931 году художник обратился к образу Владыки Шамбалы, о котором собрал много сказаний во время своих странствий по Центральной Азии. На полотне изображен Старец, стоящий на ступенях, вырубленных в скале. Старец погружён в глубокое размышление, его взор опущен, лицо спокойно. В правой руке, на уровне груди, он держит священную чашу, над которой вьются язычки серебристого пламени, левая рука готова бережно поддержать драгоценный груз. Стоя на ступенях, ведущих вниз, Старец готов нести свет своего Огня во тьму, лишенную доступа к Свету Небесному. О готовности к этому подвигу говорит и серебристое сияние вокруг головы Старца. Отблески этого сияния сливаются с Небесным Светом, который, подобно дождю, струится с тёмно-синего неба, и в потоке которого растворяются силуэты окружающих скал.

В картине этот образ ассоциируется со Святым Сергием Радонежским, жизнеописание которого упоминает о многих огненных явлениях. Об этом же свидетельствует и одежда Старца на картине, напоминающая подрясник и палий русского монаха.

Сам Николай Константинович говорил:

«Преподобный приобщился от пламенной чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем, дошёл до нас облик Святого Сергия...

В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдёмся мы, и забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к свету.



.......
Владыка!
Цадик- праведность.
Цадик- праведник...
Нуква- женщина.
Захар- мужчина.


«И царство (малхут) Его над всем властвует»

Сказано: «Вот ковчег союза Владыки всей земли». «Вот ковчег» – это зеркало, которое не светит, Малхут, Нуква Зеир Анпина. «Союз» – это светящее зеркало. «Вот ковчег» – это «светила (меорот )

Тиферет- красота,солнце,зеркало...

И этот «ковчег» означает «Владыка», потому что солнце, которое светит ей и всему миру, называется так, и от него берет Нуква имя «Владыка (Адон)». И благодаря имени Адон называется этот «ковчег» по имени Адни. И так же, как захар называют праведником, а нукву – праведностью, так же Владыка (Адон) – это имя захара, а Адни – это имя нуквы. Поскольку так же, как имя «праведность» нуквы взято от имени захара «праведник», так же и имя Адни нуквы взято от имени захара Адон (Владыка). И поэтому, когда нуква называется полностью именем мужа ее, т.е. именем ковчега союза, она называется в это время именем захара – Адон (Владыка).

Итак,«свод» указывает на Есод( основание) Бины.
 «Да будут светила» указывают на Нукву( женщина), а «на своде небесном» – на Зеир Анпина.

«Светила» – это луна( есод), которая зависит во всех мерах своей ступени от небосвода, поскольку сказано: «Да будут светила на своде небесном». Но ведь и солнце держится на небосводе. И поскольку сказано: «И будут они для знамений и времен», то все величины ступеней, выходящих в определенные времена, и праздники, и новомесячья, и субботы, зависят от небосвода и образуются им, т.е. он отмеряет величины уровня каждой ступени.

Все величины ступеней, которые отмеряет небосвод, образуются действием первого высшего небосвода, в котором соединяется святое имя, и он – всё. Это небосвод, расположенный в пэ Арих Анпина, выведший Бину, Тиферет и Малхут Арих Анпина за пределы рош, называемый первым небосводом, самым высшим во всех мирах. И святое имя Элоким соединяется в нем, потому что при опускании его из пэ в хазе Арих Анпина он поднимает буквы ЭЛЕ в рош Арих Анпина, и они соединяются с буквами МИ, и восполняется имя Элоким. И он – «всё», потому что включает в себя все нижние света, и этот небосвод называется «семь небосводов».

Семь звезд соответствуют семи небосводам, и все они являются правителями мира. А высший мир находится над ними. «Небосвод» означает – новое окончание, которое образовалось в результате второго сокращения, с помощью подъема Малхут в Бину. И здесь имеются «действующий» и «действие», называемое «звезда» и «небосвод». Производящий действие окончания называется звездой. А само действие окончания называется небосводом.

И все эти семь звезд управляют нижним миром» – Малхут, «а высший мир находится над ними» – а высший мир, т.е. Бина, основан над ними, над этими звездами, а не над нижним миром, Малхут, поскольку сила сокращения в ней вообще не находится в свойстве звезды. Но, вместе с тем, нижний мир тоже управляется звездами.

Это два мира: высший мир – Бина, и нижний мир – Малхут. И нижний мир, Малхут, установлен по подобию высшего, Бины, поэтому все исправления высшего мира происходят также и в нижнем, и нижний мир тоже управляется с помощью звезд, как и высший. Как сказано: «От мира и до мира». Это указывает на то, что всё имеющееся в высшем мире переходит и устанавливается в нижнем мире. Высший мир – это высший Царь, Бина, нижний мир – это нижний Царь, Малхут.

Сказано: «Творец – Царь, Творец царствовал, Творец будет царствовать на веки вечные». «Творец – Царь»наверху, «Творец царствовал»– посередине, «Творец будет царствовать» – внизу.



    Мелех – царь, малхут – царство.
Но пусть нас не вводит в заблуждение обманчивая простота перевода. Не забываем, что мы разбираем качества человеческого характера, и в преломлении к человеку понятие царства далеко не столь очевидно.

В обыденно-светском понимании царь – это мощная сила, обладающая максимальным величием, авторитетом и внешним «блеском».
Парадоксально, что главная черта малхут – скромность (на иврите – анава).

Система сфирот – это система передачи Б-жественного влияния в наш мир. И когда мы рассматриваем цепочки сфирот, то 9 предыдущих сфирот, принимая влияние свыше, передают его далее вниз на более низший уровень. Сфира малхут в этой схеме – самая нижняя. Поэтому, она только принимает и собирает в себя всю энергию от других сфирот. В связи с этим, 9 верхних сфирот называются мужскими (дающими), а сфира малхут имеет женскую (принимающую) природу.
Малхут объединяет верхние сфирот, так же как и царь – объединяющий подданных.

Малхут отличается от остальных сфирот. И Царь Давид, представляющий сфиру малхут живет гораздо позже, чем остальные персонажи, описывающие другие сфирот.

Танах неоднократно подчеркивает скромность Царя Давида.

Царь Давид даже не имел своих лет жизни. Жизнь ему «выделил» Адам.
Еще один пример скромности. Когда в Иерусалим вносили ковчег, Царь плясал перед ним с большим вдохновением. Его жена сказала ему, что нехорошо царю так «невеличественно» вести себя перед подданными. Давид ответил, что он, желая выразить радость Б-гу и подчеркнуть величие Б-га, не заботится о том, чтобы в этот момент самому выглядеть величественным.

Давид преодолел свое эго, мы учим также из того, что он сказал про себя «Халаль бекирби» - (в переводе с иврита – пусто внутри меня). Мудрецы объясняют, что идет речь о эго, которое он «изгнал» из себя.
Сфира малхут – седьмая (из нижних), и ее выражает седьмой день недели – Шабат. В этот день мы отказываемся от работы, чтобы освободить время и внимание для получения Б-жественного влияния.

Из органов тела сфире малхут соответствует рот – из которого исходит речь.
В Танахе это отражено тем, что Царь Давид был автором Псалмов. Во всей истории человечества Псалмы считаются вершиной самовыражения человека в слове.

Малхут также сравнивают с Луной, которая не имеет своего света, а светит отраженным светом Солнца.
Царю нужна речь, чтобы выражать речью свою волю. Царю нужна скромность, потому что сложные решения на государственном уровне невозможно принять на основе личной мудрости царя, нужно выслушивать мнения и советы. Царю нужно умение признавать ошибки, потому что в политике невозможно не ошибаться, но нужно уметь признать ошибки, чтобы эго не мешало адекватно воспринимать жизнь. И царю нужна ответственность.
Эти же качества нужны всем нам.

врата малхут, называемой справедливость, это ворота Творца. А если не войдет (человек) в эти врата, то не войдет ни в какие иные к высшему Царю,

"Я,хочу ,чтобы ты была со мной честна!....."
Во всем,всегда....это основа!


Рецензии