Вот, Я с тобою и сохраню тебя везде

Творец обещал ему [Яакову] всё это, сказав: «Вот, Я с тобою и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь», – почему же он не поверил, а сказал: «Если будет Господь со мною»? И

Яаков сказал: «Мне снился сон, а сны бывают правдивые и бывают не правдивые. Если он сбудется, я буду знать, что это правдивый сон».

Сказал Яаков: «Если будет Господь со мною, как мне снилось, то будет Творец мне Господом», – тогда исполнит он обет?

«И надо, чтобы ты знал, что всё наслаждение нашего Создателя в наслаждении Своих творений – в той мере, в которой творения будут чувствовать Его, что он – тот, кто дает, и он – тот, кто наслаждает их, и тогда есть у Него с ними большое веселье, как у отца, который играет с милым его сердцу сыном – в той мере, в которой сын чувствует и признает величие и достоинство отца, а отец показывает ему все сокровища, которые он приготовил для него».

А поскольку Творец желает насладить творения, творения тоже должны наслаждать Творца, а это называется «совпадение по форме».

Однако, чтобы прийти к совпадению по форме, называемому что все дела [человека] будут только ради небес, требуются большие усилия, поскольку это против природы, ведь человек создан с желанием получать наслаждение для себя.


«И пробудился Яаков от сна своего … и взял камень, который он положил себе изголовьем». Известно, что «камень» называется малхут. А малхут называется верой. То есть то, что человек хочет понять, а понимание называется «голова», и он берет то понимание, которое у него в голове, и кладет его под голову, то есть веру он помещает в голову, а свое понимание и знание он кладет под голову. Получается, что после такого расположения, вера – наверху, а знание – внизу.

И это называется «вера выше знания». И так можно объяснить слова: «И взял из камней этого места, и положил себе изголовьем». А слова: «И поставил его памятником», – означают, что он сделал, чтобы «вера выше знания» была бы его состоянием. «Памятник» («мацева») от слова «состояние» («мацав»). То есть его состояние – что он хочет построить здание святости – будет в свойстве «вера выше знания».

Творец обещал нести добро Своим творениям, зависит от работы человека в этом мире, ибо этот мир похож на всего только сон, и всё зависит от толкования, которое ему дается. То есть если толкование в этом мире – к добру, то есть всё, что делает человек, несет добро, то есть на отдачу, тогда обещание, данное Творцом, исполнится. А если толкование – согласно злому началу, то сон – то есть работа в этом мире – о том, что Творец даст все блага, не может исполниться.

И отсюда можно понять слова мудрецов: «Все сны идут за устами». Имеется в виду, что если человек произносит своими устами хорошие вещи, то есть всегда говорит, что нужно делать добрые дела, что всё ради небес, а не для собственной выгоды, тогда сбудется хороший сон, то есть он удостаивается, как сказали мудрецы (трактат Брахот, 17:1): «Мир твой увидишь ты при жизни твоей, а конец твой – в жизни будущего мира».

«А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Господа».

И отсюда получается, что слова «И взял из камней этого места» означают, что он взял эти камни, то есть понимание, и знание, и мнение из этого места. Ведь у каждого есть свое собственное мнение. И в соответствии с пониманием всякого человека, он должен идти путями Творца только в том месте, где его обязывает разум, но не против своего знания. И говорят, что затем нам и дано знание, чтобы мы понимали, что делаем. А он увидел, что, несмотря на то что у каждого человека свой разум, но он увидел, что Творец, создав творения в природе желания получать, – тут есть только одно мнение, то есть любовь к себе, но каждый выражает свою эгоистическую любовь в [своем] особенном разуме. Однако одинаковое во всех них – это желание получать и не более того. Как сказано: «И взял камень – один камень».

То есть, как сказано выше, знание, которое называется камнем, он «кладет себе под голову». А в голову он взял веру. И знание – ниже веры. А обет был: «Если будет Господь со мною», – то есть что он удостоится встречи лика Шхины, и, как сказано: «Будет Творец мне Господом». И в любом случае, я не возьму это как основу, а всё здание моего дома Творца будет [основано] на свойстве веры выше знания. И это, как сказано: «А камень этот, который я поставил памятником», – как сказано выше, – «будет домом Господа».

И теперь мы поймем важность обета, как сказал он, что если Творец поможет ему в добром толковании, то есть что он обретет отдающие келим, подходящие к тому, чтобы в них облачилось высшее благо, и это называется встречей лика Шхины, в любом случае он желает пользоваться только тем камнем, который он взял вначале, и сделал его, чтобы он стал ему памятником. То есть камень, который был внизу в его изголовье. И тогда обет состоял в том, что несмотря на то что он удостоится того, что «Господь будет со мной, … и будет Творец мне Господом», а тот камень, который поставил я памятником, будет домом Господа. То есть что он хочет оставаться в свойстве веры, даже когда у него будут все раскрытия. Получается, что вера есть и в катнуте, и в гадлуте. И отсюда мы видим важность веры, ведь обет состоял в том, что даже в гадлуте он не отойдет от нее.

Цитаты .каббала. Пояснение.
Барух Рабаш


Рецензии