Выходили дочери Иерусалима в белых одеждах

Сказано в Мишне (Таанит 26,2): "Говорили мудрецы, что не было еще таких хороших дней у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом Кипур, когда выходили дочери Иерусалима в белых одеждах, взятых взаймы, чтобы не стеснять тех, у кого таких одежд нет...

И дочери Иерусалима выходили веселиться в виноградниках и говорили: "Юноша, обрати свой взор на нас и смотри, что ты выбираешь себе? Не обращай внимания на украшения, а смотри на семью..."

И далее, учили мудрецы: "У того, у кого нет жены, пусть обратится туда".

И продолжается далее:

"Красавицы, которые среди них, что говорили? – Обратите свой взор на нашу красоту, ведь жена создана для красоты.

Знатные, которые среди них, что говорили? – Обратите свой взор на семью. Ведь жена создана для детей.

Богатые, которые среди них, говорили: "Обратите свой взор на тех, у кого много богатства".

Уродливые, которые среди них, говорили: "Возьмите нас во Имя Небес и увенчайте золоты



Что это за хорошие дни были у дочерей Иерусалима, когда они выходили и веселились в виноградниках и обращались к юношам. А также, с точки зрения сватовства, разве это скромно? В чем заключается смысл того, что хорошие дни, которые были у народа Израиля, приводили к тому, что дочери Иерусалима выходили и веселились в виноградниках? И надо выяснить связь одного с другим.

Мы знаем, что малхут называется дочерью. И в этой малхут мы выделяем 4-е ступени: хохма, бина, зэир анпин и малхут, называемые четырьмя ступенями авиюта – силами желания. Таким образом, первая ступень, то есть хохма, называется "красота", т.к. хохма определяется так же, как "красивая для глаз".

Бина, то есть вторая ступень, определяется как "мать своим сыновьям", и она рождает ЗОН. Свойство бины – это желание быть подобной своими свойствами Творцу, то есть все отдавать так же, как Он. И потому самое высокое, что есть в бине – это то, что мы относим ее к "кетер", то есть что она желает стать подобной "кетер", свойство которого подобно свойству Творца – отдавать.

А зэир анпин, то есть третья ступень, называется "богатым", как сказано в Зоар (Ки Тиса 2,4): "Богатый – не прибавит..." – это говорится о центральной фигуре, то есть зэир анпине, чтобы не прибавил к "юд", и он желает свет хасадим и не нуждается в свете хохма, и, поэтому, называется "богатый".

А малхут, то есть "малхут де малхут", определяется как бедная и нищая, как написано, что "она сама ничего не имеет, а все, что у нее есть – от ее мужа".

Известно, что малхут также называется "вера". И об этом сказано: "И поверил Авраам Творцу и засчиталось это ему пожертвованием", – то есть вера также называется "пожертвованием". И это схоже с тем, когда дают пожертвование бедному и не требуют ничего взамен. Другими словами, это называется верой выше знания, когда ничего не требуют взамен, а только все отдают Творцу. Находим, что вера также называется "нищая", потому что похожа на бедняка, которому дают пожертвование, не требуя ничего взамен.

И, исходя из вышесказанного, объясним сейчас то, что говорилось выше о дочерях Иерусалима. Известно, что хорошими днями называется возвышение миров и их раскрытие. И когда приходит такое раскрытие, то "дочери Иерусалима выходят...", – то есть выходят из скрытия к раскрытию, и каждая сфира показывает свою значимость.

Известно, что существуют четыре стадии распространения прямого света Творца. И в самой малхут, включенной в этот прямой свет и являющейся желанием все получать для себя, в ней самой существуют также четыре ступени.

И, как сказано во "Введении в науку Каббала": четыре ступени желания получать, имеющиеся в самой малхут, называются сокращенно "КаХаБТуМ" (кетер, хохма, бина, тиферет и малхут).

И эти сфирот раскрываются в "хорошие дни", то есть каждая сфира показывает свою высоту, соответствующую ступени, на которой она находится.

И порядок этот таков: первая ступень, называемая хохма, говорит: "Юноша!" То есть тому, кто способен быть юношей из народа, эта ступень показывает свою высоту, называемую – "красота". И о ней же сказано, что она называется "красивой для глаз", как написано: "глаза общины", – подразумеваются мудрецы общины. Поэтому ступень "хохма" называется "красавицей", и поэтому было сказано выше, что "жена создана для красоты..."

Другими словами, желание получать было создано желанием Творца дать наслаждение своим творениям, чтобы они получили всё то добро, что он желает дать им, то есть "свет хохма". И, поэтому, "жена" называется желанием получать этот свет хохма.

"Знатные, что среди них, что говорили?" Знатными – называются те, у кого есть важные корни. Например, говорят, что "он внук очень большого человека", то есть что корень его очень важный.

Сфира бина, называемая второй ступенью, тоже показывает свою высоту, свое стремление стать подобной своими свойствами Творцу, чтобы прийти к слиянию со своим корнем, то есть Творцом, называемым "кетер".

Отсюда видно, что бина показывает, что она слита со своим корнем, и это называется "знатность семьи". Это означает, что сыновья, рожденные ею, будут такой же природы, что и ее свойство подобия с корнем.

И поэтому написано: "Знатные, что среди них, что говорили? – Обратите свой взор на семью, ведь жена создана для сыновей". Это означает, что "жена" (так называется желание получать) должна постараться родить сыновей, и чтобы эти сыновья были "важными". И об этом сказано: "Обратите свой взор на семью", – то есть на знатность. Бина показывает свою высоту, означающую, что она достигла слияния со своим корнем, что называется подобие свойств. А корнем бины является кетер или желание дать наслаждение. Другими словами, можно сказать, что ее высота определяется тем, что она может передать силу отдачи своим сыновьям, которых родила.

"Богатые, что среди них, что говорили? – Обратите свой взор на тех, у кого много богатства". Третья ступень зэир анпин называется "богатый", потому что у него есть свет хасадим. Он называется богатым, потому что счастлив имеющимся у него и не желает еще и света хохма. Но, не смотря на это, у него есть небольшой свет хохма. Но, в основном, он желает свет хасадим, и этим он похож на бину, являющуюся источником света хасадим, происходящего из своего корня в кетер.

Но в отличие от бины, у зэир анпина есть небольшой свет хохма. И об этом сказано в Зоар (Ки Тиса, 4): "Богатый не прибавит..." – это говорится о центральной фигуре, то есть зэир анпине, чтобы не прибавил к "юд". И он желает свет хасадим и не нуждается в свете хохма, поэтому называется "богатый". "Чтобы не прибавил к юд..." – означает, чтобы принял свет хасадим с небольшим количеством света хохма.

И наконец, "уродливые, что среди них" – то есть сама сущность малхут, называемая "малхут дэ-малхут", на которую было сделано сокращение, и поэтому она называется "нищая и бедная", как сказано в Зоар, т.к. у нее самой ничего нет и все, что она получает – это от ее мужа".

Известно, власть небес мы должны принимать на себя, ставя веру выше знания, и это называется "вера" – вера в Творца, несмотря ни на какие жалобы и претензии своего тела. Поэтому должны сказать: "Глаза не увидят и уши не услышат", – и принимать все, ставя веру выше знания и причины. И, более того, это мы должны получать, как пожертвование, как сказано: "И поверил Авраам в Творца, и засчиталось это ему пожертвованием".




Почему вера должна идти именно по этому пути? Потому что на желание получать был наложен запрет, чтобы освободилось место для приложения усилий, и с их помощью прийти к подобию свойств с Творцом, называемому "слияние". И именно в эти аннулированные желания получать для себя и получают затем альтруистические желания, чтобы мог человек все свои действия совершать только ради Творца. И именно в эти желания человек получает затем все то добро и наслаждение, которое задумал Творец дать своим творениям.

Но когда этим творениям, созданным с желанием получать для себя, говорят, что они должны все делать, ставя веру выше знания, то такие действия считаются неважными в их глазах, потому что человеку, обладающему знанием, не пристало совершать действия, с которыми его разум не согласен.

И тогда сказал ему Творец: "Брось на землю..." – то есть сделай так перед народом Израиля, который хочет "знать", ведь Фараон и Египет являются свойствами, которые в сердце человека.

"Превратиться в змея" – значит, что как только оставляют веру, сразу падают в нечистые желания – эгоизм. И только ставя веру выше знания, могут удостоиться прийти к совершенству.

И из сказанного выходит, что главный момент в работе человека – именно тогда, когда нет у него никакой поддержки со стороны его разума и, как следствие этого, человек не видит никакой выгоды для себя. И тогда пропадают у него силы и желания что-либо делать и становится, как кусок дерева, без всяких сил и желаний.

И только тогда может человек увидеть – идет ли он по истинному пути, ставя веру выше знания. Чтобы смог ответить своему телу, приходящему к нему со своими "справедливыми" и "разумными" претензиями и жалобами и говорящему: "Не достойнее ли увидеть, что на самом деле нет у тебя никакой возможности продвигаться по пути, который ты избрал? И скажи мне, сколько же еще фактов не хватает тебе, чтобы ты наконец послушался меня. Подними же свои руки вверх и провозгласи, наконец: "Вот я уже пришел к своей конечной цели и не стоит мне трудиться ради Творца, т.к. это не для меня. А для кого – я не знаю".

: "И только увенчайте нас золотыми украшениями", – то есть должен поставить веру выше знания и затем притянуть для нее "свет Торы".

Цитаты.
Барух Шалом Алеви Ашлаг (Рабаш)

Мудрецы Каббалы.


Рецензии