Йога-сутра Патанджали

Книга II

Комментарий в стихах
(прозаический перевод сутр с англ. К. Зайцева)

(7) Желание – это привязанность к предметам удовольствия.

Желание – твой враг, запомни это,
Забудешь – изживет оно тебя со света.

(8) Ненависть – это отвращение к любому предмету чувств.

А ненависть – еще одна напасть,
Остерегись ее, чтоб в жизни не пропасть.

(9) Интенсивное желание чувствующего существования – это привязанность. Оно присуще всякой форме, самоподдерживаемо и знакомо даже очень мудрым.

Не смешивай привязанность с любовью,
Сравни их с пахатной землей и новью.

(10) Эти пять помех, когда они тонко познаны, можно преодолеть противоположным
умственным настроем.

Познав помехи чистому уму,
Настройся на покой и тишину.

(11) Их деятельность устраняется процессом медитации.

Покой и тишина ума
Нам в медитации дана.

(12) Сама карма коренится в этих пяти помехах и должна прийти к осуществлению в этой или последующей жизни.

Что посеешь, то пожнешь –
Это с опытом поймешь.
Продолженье жизни – в детях;
Так пойдет на белом свете,
Как детей своих научишь,
Что даешь им - то получишь.

(13) Пока эти корни (или санскары) существуют, их результатом будет рождение, жизнь и переживания, вызывающие удовольствие или боль.

Чем прочнее корни наши,
Тем пышнее будут пашни,
Тем устойчивей леса,
Благосклонней небеса.

(14) Эти семена (или санскары) производят удовольствие или боль согласно тому, была ли породившая их причина доброй или злой.

Сея зло, несем мы бремя
И рождаем злое племя,
Лишь когда добро несем,
Воздается нам добром.

(15) Просветлённый всё существование (в трёх мирах) считает болью по причине деятельности гун. Эта деятельность тройственна, производя последствия, беспокойство и подсознательные впечатления.

Все волнения в миру
Нам ко злу, а не к добру,
Затмевают свет они,
Укорачивают дни.

22.12.2022


Рецензии