Лангедок

История написания поэмы «Лангедок» такова: случайно купил  журнал  «Техника молодёжи» в киоске «Союзпечать». Перелистывая журнал, натолкнулся на публикацию: «Загадки пятиугольного замка». Детектив, подумал я, но это был не детектив. Это была  История.  Я тогда впервые узнал, что трубадуры не поджигатели войны, а странствующие поэты, воспевающие любовь, рыцарские подвиги.
           Многое я узнал из журнальной публикации. И захотелось всё это выразить поэтическим словом. С высоты своего  времени вижу, что можно было написать острее, интереснее, но уже нет того восприятия и желания. Сил хватило, используя журнальную публикацию, написать предисловие, без которого многое было бы просто неясно. Отсюда и даты: 1969 -1992г.г.

От автора




                Человечество ни прежде, ни после этого периода
                не знало такого сравнительного благополучия,
                обеспеченного  для всех, каким пользовались
                средневековые города.               
                Теперешняя нищета, неуверенность в будущем
                и чрезмерный труд  в средневековых городах
                были совершенно неизвестны.
                П.А.Кропоткин    

 Государство Лангедок существовало на юге нынешней Франции в XII — XIII веках. В шумных и цветущих городах Лангедока, торгующих с Арабским Востоком, сеньоры разделяли власть с выбранными в муниципалитет горожанами. Женщины были свободны и уважаемы. В их честь слагались баллады и песни, расцветала знаменитая поэзия трубадуров, воспевающих рыцарские подвиги, любовь. Высокое развитие образования, медицины, математики, астрономии, философии, распространение арабского языка, знакомство с греческими и римскими авторами, литература на национальном провансальском языке — все это способствовало складыванию на юге Франции высокой культуры, подобной которой нигде в Европе не было.
       Но наиболее отличался Юг от Севера в области религии — все жители Лангедока примкнули к новой вере. Последователей ее называли катарами (по-гречески – «чистыми»). Катары делились на две категории: Совершенные и Верующие. Совершенные вели подвижнический образ жизни, полный лишений и невзгод, проводили дни в молитвах и постах. Верующие жили обычной жизнью – вступали в браки, рожали детей, ели любую пищу, но соблюдали заповеди, которым их учили Совершенные.
Заповеди катаров были явно не по духу Римской Церкви. И вот два властелина – папа Иннокентий III и король Франции Филипп II Август – решили сообща покорить Лангедок. Одному нужно было с корнем вырвать опасную ересь, охватившую пол-Европы, другому – присоединить к королевству богатые земли. Был объявлен крестовый поход против еретиков. В июле 1209 года в Лангедок устремилась армия крестоносцев из 50 тысяч человек.
Это была одна из самых страшных и жестоких войн в истории Франции. Два папы и три короля, сменяя друг друга, теряли силы. Лангедок, покоренный, восстает снова и снова. Его вновь побеждают, но он опять поднимает знамя восстания. Но силы на пределе. Катары отступают в горы. Здесь они решили дать последний бой. В их руках остался только один оплот — Монсегюр.
      Монсегюр всегда был для Совершенных святым местом. Это они возвели на вершине горы пятиугольный замок, руины которого и сейчас притягивают к себе ученых и многочисленных туристов. Здесь, в глубокой тайне, катары совершали свои обряды.
В мае 1243 года крестоносцы осадили Монсегюр. Среди защитников крепости было всего 100 профессиональных воинов. Остальные – философы, врачи, астрономы. Эти люди не имели права носить оружие, так как оружие, по учению катар, считалось прямым символом зла. И, тем не менее, 10 тысяч крестоносцев топчутся в равнине – все их атаки успешно отбиваются. Почти год держался Монсегюр.
Оставшимся в живых защитникам крепости пообещали жизнь, если они отрекутся от своей веры. А чтобы катары не могли обмануть, крестоносцы предложили каждому пленнику перерезать горло собаке. Чтобы нарушить основной принцип катарской веры – не пролитие крови невинного существа. Пленные единодушно ответили отказом. Вечером 16 марта 1244 года  257 человек, мужчин и женщин, детей и стариков спокойно взошли на костер. Это место и по сей день носит название Поле сожжённых.


***
                Там, где рассвета хрупкий росток,
                Меч крестоносца и отблеск пожара.
                Это растоптанный Лангедок.
                Это в костре догорают катары.

Это время гудит в эфире.
Это время летит навстречу.
Протекает по жилам мира
И уносится в вечность.
Остаются напластованья
Дат, событий, судеб, наречий.
Остаются нестёртые грани
Непрожитых противоречий.
Остаются истории вехи,
И по ним путь лежит к истоку.
Мы в далеком XIII веке.
В независимом Лангедоке.

МОНОЛОГ ТРУБАДУРА

Я иду по земле,
По цветущей земле Лангедока.
Я слагаю баллады,
Под окном серенады пою.
И весёлые ветры,
И вечный прибоя рокот
Вливаются в песню,
Счастливую песню мою.
Я иду по земле.
Улыбаюсь случайным прохожим.
И в ответ мне улыбку подарит любой.
Мне открыты все двери.
Мы верой и душами схожи.
Я не зря в своих песнях
Прославляю Любовь!
СЕРЕНАДА ТРУБАДУРА

В честь прекрасной синьорины
За любовь и сладкий плен
Будут трели мандолины
Раздаваться ночь и день.
Будут радостно светиться
Затаённые глаза.
И, готовая пролиться,
Засияет в них слеза.
Но пойду я по дороге
Развевать другие сны,
И у каждого порога
Зазвучит призыв весны.
Я иду по земле,
И у каждого дома и замка
Поплывут серенады
И коснутся открытой груди.
О, ещё впереди
Несравненный Петрарка,
И забвение тоже ещё впереди.

УЧЕНИЕ СОВЕРШЕННОГО

Слушайте, слушайте,
Верующие!
Мир вечен. Без конца и без края.
Сотворить порочное зрелище
Мог ли Бог,
Землю сотворяя?
Христос не рождался,
Не умирал и не жил.
Жизнь его – выдумка
Католических попов.

Крещение младенцев –
Трата сил.
Крещенье не предохранит
От грядущих грехов.

Нет одного Бога –
Есть два!
Два Бога оспаривают
Господство над миром.
Бог Добра и Бог Зла.
Как сочетать их
В лице едином?

         Крест не может быть
         Символом веры.
На нём кровь  распятых.
Крест – орудие пытки!

Какие еще нужны примеры?
Зыбки учения Рима, зыбки…


***
Звёзды лучи обронили в песок.
Песня вдали.
Грустно и нежно...
В сон погружается Лангедок.
Безмятежность...
А по дороге на Каркассон*
Движется странник, чернее ночи.
Что же нарушило странника сон?
Злоба странника точит!
Явно с недоброю целью проник,
Пряча в лохмотья
крест пилигрима,
Рыщет будущий «святой Доминик»*,
А ныне просто шпион Рима.


МОНОЛОГ ДОМИНИКА

Я Прованс обошел
От края до края,
Прикрывая злобу
Чистотой нравов.
О, теперь я многое знаю!
Я теперь знаю катаров!
Я внушал неразумным
Слово Божье.
Я склонял
к правой вере
Ночью и днём!
Но катары – глухи.
Их склонить можно
Только
мечом и огнем.

МОНОЛОГ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ III

Довольно
терпеть ересь под боком!
Нам ли сдавать свои позиции!
Будь недремлющим оком,
Моя инквизиция*!
Крест,
Только крест
Есть символ веры.
Несогласных –
В тюрьмы и на костры.
Искореняйте ересь
Все, кто носит кресты!
Крестоносцы, вперёд
На Лангедок!
Пусть меч
Без разбора
всех покарает!
Правый, неправый –
Рассудит Бог,
Бог своих узнает!*
Довольно терпеть
такое соседство!
Пусть вера
в единый кулак всех свяжет!
Цель оправдывает средства, –
Лет через триста
Лойола* скажет.

МОНОЛОГ КРЕСТОНОСЦА

Усталость это.
Просто усталость.
Наплывом – какие-то битвы, лица.
Пришла,
Удобно легла
И осталась.
Напластовалась усталость.
А когда-то давно
Весёлые мы,
Молодые,
Горячие, как наши кони,
За добычей пришли.
И клубились дымы.
И лежали вокруг
Враги непокорные.

Но покоя нам не было –
Вновь города
Вставали из пепла.
Враги оживали.
Так медленно проходили года.
В жестоких сраженьях
Мы силы теряли.
Теперь я устал.
Тяжко в бою.
Тяжёлыми стали
почерневшие латы.
Уже многие годы
я в строю.
Меняются только прелаты.
Или, может,
тревога навеяла грусть?
Кто бы мог предсказать?
Такое приснится ли?
Где-то земля есть огромная – Русь.
Там навек полегли
Тевтонские рыцари.*

Ну а здесь, среди гор,
Несмолкающий гул –
Катапульта работает без передышки.
Надо взять последний оплот – Монсегюр.
И походу конец.
Затянулся он слишком.
***
Суровое войско застыло в каре.
Дух смерти ладони простёр.
На этой вечерней кровавой заре
Катары взойдут на костёр.
Их пепел развеют шальные ветра,
И дым источится во мгле.
Но вера, но правда чиста и светла,
И память живет на земле.
                1969-1992гг.

ПРИМЕЧАНИЯ

 «А по дороге на Каркассон...»
Каркассон – один из центральных городов Лангедока.
 «Рыщет будущий «святой Доминик»...
Испанский монах Доминик, ставший впоследствии святым Домиником
и основавший в 1215 году Орден доминиканцев.
  «Будь недремлющим оком, Моя инквизиция!»
По личному приказу папы Орден доминиканцев
возглавил в 1232 году новое детище Римской Церкви – пресвятую инквизицию.
 «Бог своих узнает!»
Кто-то из главарей крестоносцев пришел в ужас от кровавой резни
 и обратился к посланнику папы с вопросом: «Святой отец,
как отличить катаров от добрых католиков?»
Ответ папского легата Арнольда из Сити вошел в историю:
«Убивайте всех. Бог узнает своих!».
«Цель оправдывает средства, – лет через триста Лойола скажет.»
Игнатий Лойола – основал в 1534 году Орден иезуитов.
«Там навек полегли тевтонские рыцари!»
1242 год. Александр Невский  на Чудском озере разбил  тевтонских рыцарей.

Послесловие:

Пошло ещё 30 лет.
С точки зрения истории, весьма скромный отрезок времени. Но я начинал эту поэму молодым, черноволосым, полным сил  мужчиной, а заканчиваю глубоким старцем.
 Жизнь продолжается!
При моей жизни появился интернет. Это дало возможность уточнить и расширить поэму. Но я оставил всё как есть. Впрочем, ничего нового в истории средневекового Лангедока не появилось, за исключением новых исторических догадок и предположений. Сам Каркассон стал местом туристических маршрутов.
Появилась возможность дополнить  поэму  фотографиями и изображениями героев повествования.
Чем я и воспользовался.
   2022г.


Рецензии
Здравствуй, Саша! Очень впечатляет поэма. Изменчив размер, поэтическая энергетика очень сильна, тема для российских авторов неизбитая, всё очень интересно. Даже настроение повысилось от чтения. Спасибо!

Ида Лабен   07.12.2022 15:45     Заявить о нарушении