Священная ритуальная раковина. Пурпурный...

В традиции индуизма раковина – атрибут божественного Вишну и символ первичного звука «Нада-Брахма», который дал жизнь нашей Вселенной. Аналогичные истории, только с другими именами, есть и в Буддизме.

     РАКОВИНКИ


Раковинки, камешки, игрушки,
Сказки-травки в зеркале реки.
Жил Старик и говорит Старушке: —
Мы с тобой зачахнем от тоски.

 Говорит Старушка: Что же, Старый,
Создавай ты Море для людей.
Я создам ручьи, лесные чары,
Жить тогда нам будет веселей.

Люди кораблей себе настроят,
 Будут петь, браниться и кричать.
Если ж мысли их забеспокоят,
Ключ лесной им будет отвечать.

Дети прибегут играть на взморье,
Море что и бросит для детей.
 Им забава, нам, седым, подспорье,
Будет Старым в мире веселей.

Зашумело Море кругземное,
Притаились по лесам ручьи.
Помолчат — и разольются вдвое,
 Парус забелел, бегут ладьи.

И живёт Старик, легко Старушке,
По ручьям проходят огоньки.
Светят травки, малые подружки,
Раковинки, камешки, пески.
К. Бальмонт.


буддизме и индуизме существует «шанкха» — священная ритуальная раковина, как правило:

очень большая,
        белого цвета,
            обязательно закрученная по часовой стрелке.

Морская раковина.
Морская раковинаРаковины в мифологических представлениях самых разных народов соотносятся с женским порождающим началом благодаря ассоциации с органами деторождения и наружными женскими половыми органами (лат. concha – раковина – означает и то и другое). Сексуальная символика связывает моллюска  с понятием зачатия и плодовитости, что делает его атрибутом богини любви. Во многих культурах "порождающим принципом, источником всякого зародыша, матрицей всех форм является океанская глубь". Ее олицетворением служит женский  образ водного божества. Поэтому в число атрибутов этой вселенской богини плодородия входят морские раковины, жемчужины,  морские растения и животные. С раковинами, в частности, было связано любопытное представление о том, что моллюски оплодотворяются небесной росой,  что сделало их также символом Богоматери Марии.

Существовало два объяснения происхождения жемчужин в раковинах. По одному - "это капли лунного света, рожденного в складках раковин со столь женственной символикой (раковина=вульва)", по другому - в  жемчуг от удара молнии превращались глаза моллюсков. В раннехристианском "Физиологусе" дается подробное объяснение: “Есть моллюск в море, который зовется пурпурный моллюск. Он поднимается со дна морского… открывает рот и пьет небесную росу и лучи Солнца, Луны и звезд и таким образом создает жемчужину из высших источников света”. Более того, не только этот, но и все другие моллюски  Красного моря “находятся вблизи от берега, все с открытым ртом, чтобы в него входило что-либо съедобное. Когда, что бывает там часто, разражается гроза, сила молнии проникает в нутро моллюска, который пугается и захлопывает створки… Он удерживает молнию в себе. Она вращается вокруг глазных яблок моллюска и эти вращением делает глаза жемчужными. Моллюск печально умирает, но жемчужины светятся в Красном море".

Из какой раковины "родился" полинезийский бог Тангароа, миф не уточняет, однако эта раковина находилась в водах первичного океана уже в период тьмы, и в ней ожидал выхода на свет "сам себя создавший" Тангароа. Первый акт творения заключался в том, что  из  створок раковины  Тангароа сделал небо и землю. Пространство между ними заполнил  дух Атеа. В некоторых. вариантах окончательный подъем неба связан с борьбой солнечного бога Тане против Атеа, выступающего в виде чудовища-осьминога. Один из микронезийских мифов творения повествует о двустворчатой раковине, в которой слиты воедино небо и земля. В мифе палаунов Бирмы небо тоже возникает из створки раковины, или существует извечно.

Раковины морского гребешка (Pecten pilgrimea) в качестве отличительного знака носили христианские паломники, совершившие паломничество к храму св. Иакова в Северо-Западной-Испании. Храм этот раньше принадлежал кельтской богине Бригите. "Морской гребешок был ее йоническим символом, что следует из греческого слова 'kteis', означавшего 'морской гребешок', 'каури' или 'влагалище'. Английское название 'scallop' произошло от скандинавского 'scalpr', означавшего 'ножны' или 'влагалище'. Боттичелли выбрал раковину морского гребешка для своей Венеры, четко понимая ее символическое значение". Раковина морского гребешка была также атрибутом архангела Рафаила как спутника Товии.


Раковины кауриОсобую популярность к в качестве символа порождающего начала богини-матери  приобрела раковина каури. Название ее, как считается, произошло от доведической богини Каури. Использование раковин каури как символа возрождения - женских врат жизни - началось еще в глубокой древности, примерно за два тысячелетия до н. э. В Индии раковины каури до сих пор  высоко ценятся  как средство от сглаза. На Ближнем Востоке, в Египте, на островах Тихого океана  они широко используются в качестве амулетов здоровья, плодородия, возрождения, магической силы и удачи. Римляне называли раковину "matriculus", т. е. "маленькая матка". Одна была известна также как "porcella", что значило "влагалище" и "маленькая свинка". От этого названия произошло слово "porcelain" ("фарфор"), так как первоначально его сравнивали с белой гладкой поверхностью раковин каури.  У греков слово "kteis" означало "влагалище", "раковина каури", "раковина гребешка" и "гребешок". В Египте она была символом  египетской богини нильских порогов Анукет. Четыре руки богини представляли единение мужского и женского начала. Ее называли Дающей Жизнь и вызывали, чтобы поприветствовать и благословить новорожденного ребенка или детеныша какого-нибудь животного.


Анукет (егип. t «двигающая (потоки Нила)», греч. ;;;;;;;) — древнеегипетская богиня, первоначально почитавшаяся как богиня Нила в Верхнем Египте и близлежащих нубийских землях. Позже приобрела общеегипетский культ в качестве богини-покровительницы I порога Нила, Асуана и острова Элефантина. Кроме того, она также считалась одной из покровительниц разливов Нила, обеспечивавших возможность ведения сельского хозяйства в Египте.

Так как бог-гончар Хнум и его жена Сатис считались богами истоков Нила, Анукис в египетской традиции рассматривалась в качестве их дочери, рождавшейся в результате слияния Белого и Голубого Нила в Донголе. Анукет ассоциировалась со скоростью течения реки в области I порога и, следовательно, с быстрыми стрелами и быстрой газелью. Поэтому в искусстве часто встречаются изображения Анукис в образе газели (считается, что этот образ был заимствован у нубийцев). Изображалась в виде женщины в короне из перьев. Священное животное — антилопа (газель).

Ежегодный праздник, посвящённый Анукет, начинался с разливом Нила. Люди бросали в Нил разнообразные ценные предметы, золото, драгоценности, чтобы эти дары вернулись им от богини, когда разлившийся Нил даст полям силу плодородия. Анукет была посвящена нильская рыба определённого вида, которую запрещено было ловить и поедать в некоторых частях Египта. В эллинистическую эпоху Анукис была отождествлена с Гестией и часто выступала как покровительница не только плодородия и деторождений, но и всякого изобилия и роскоши вообще. Часто также подчёркивалась её сексуальность.


Константин Бальмонт. РАКОВИНА


Вкруг раковины млеет хотящая вода,
Вкруг влаги ярко рдеет живой огонь, всегда.
Вокруг пожара – воздух, вкруг воздуха – эфир,
Вокруг эфира – зренье, здесь замкнут целый мир.

Вкруг раковины – воздух, эфир, огонь, вода.
А в раковине круглой – какая там звезда?
Там скрыт ли нежный жемчуг? Добро там или Зло?
В ковчеге сокровенном – священное число.

Хранит оно безгласно всю цельность бытия,
И в нем, бесстрастно, ясно, в забвеньи – Ты и Я.
Но тотчас лик за ликом мелькнет в дрожащей мгле,
Едва лишь разделенье означится в числе.

Плывут, ползут, летают, меж страшных камышей,
Чудовищные рыбы и жадный птицезмей.
И вот свирель Я сделал; пропел Себя в веках,
И Ты, любовь, явилась, вся в нежных жемчугах.


Пу;рпур (от лат. purpura — пурпур, греч. ;;;;;;;), также в античных источниках тирский пурпур — краситель различных оттенков от чёрного до тёмно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских брюхоногих моллюсков — Иглянок.
Брюхоногие, или гастроподы, или улитки (лат. Gastropoda, от др.-греч. ;;;;;; — брюхо и ;;;; — нога),

Тирский пурпур ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости и дефицита красителя. Из 1 килограмма красителя-сырца после выпаривания оставалось всего 60 граммов красящего вещества. А для окраски 1 килограмма шерсти требовалось примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть более 3 килограммов красителя-сырца. Чтобы получить такое количество красителя, нужно было добыть не менее 30 тысяч моллюсков[5]. По сути, пурпурная краска была самой дорогой в античности. Вот почему пурпурные ткани всегда оставались предметами роскоши.

Так, в Риме во времена правления императора Августа килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2 тысячи денариев, а при императоре Диоклетиане в 301 году н. э. его цена поднялась до 50 тысяч денариев. Пурпурный шёлк стоил ещё дороже — 150 тысяч денариев за 1 фунт, или, в пересчёте на современную валюту, 28 тысяч долларов.


Последовательность Фибоначчи и спираль Архимеда.


Рецензии