О православном перстосложении

Святому преподобному Серафиму Саровскому Духом Святым было открыто как правильно нужно креститься православным христианам, а именно как персты слагать в руке своей при наложении на себя крестного знамения Господня:

 «Однажды пришли къ нему четыре человека изъ ревнителей старообрядства, жители села Павлова Горбатовскаго уезда, спросить о двуперстномъ сложеніи, съ удостовереніемъ истинности старческаго ответа какимъ нибудь чудомъ или знаменіемъ. Только что переступили они за порогъ келліи, не успели еще сказать своихъ помысловъ, какъ старецъ подошелъ къ нимъ, взялъ перваго изъ нихъ за правую руку, сложилъ персты въ трехперстное сложеніе по чину Православной Церкви, и такимъ образомъ, крестя его, держалъ следующую речь: „Вотъ христіанское сложеніе креста! Такъ молитесь, и прочимъ скажите. Сіе сложеніе предано отъ св. Апостоловъ; а сложеніе двуперстное противно святымъ уставамъ. Прошу и молю васъ, ходите въ церковь грекороссійскую: она во всей славе и силе Божіей! Какъ корабль, имеющій многія снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святымъ Духомъ. Добрые кормчіе ея — учители Церкви, архипастыри —суть преемники Апостольскіе. А ваша часовня подобна маленькой лодке, неимеющей кормила и веселъе она причалена вервіемъ къ кораблю нашей церкви, плыветъ за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана къ кораблю.
Въ другое время пришелъ къ нему одинъ старообрядецъ и спросилъ: „Скажи, старецъ Божій, какая вера лучше: нынешняя церковная, или старая?
— Оставь свои бредни, отвечалъ о. Серафимъ; жизнь наша есть море, св. Православная церковь наша—корабль, а кормчій—самъ Спаситель. Если съ такимъ кормчимъ люди, по своей греховной слабости, съ трудомъ переплываютъ море житейское и не все спасаются отъ потопленія, то куда-же стремишься ты съ своимъ ботикомъ и на чемъ утверждаешь свою надежду — спастись безъ кормчаго?
Однажды зимою привезли на саняхъ больную женщину къ монастырской келліп о. Серафима и о семъ доложили ему. Не смотря на множество народа, толпившагося въ сеняхъ, о. Серафимъ просилъ принести ее къ себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены къ груди. Ее внесли въ жилище старца и положили на полъ.  Серафимъ заперъ дверь и спросилъ ее:
„Откуда ты, матушка? — Изъ Владимірской губерніи.
„Давно ли ты больна?
— Три года съ половиною.
„Какая же причина твоей болезни?
— Я была прежде, батюшка, Православной веры, но меня отдали замужъ за старообрядца. Я долго не склонялась къ ихней вере — и все была здорова. Наконецъ они меня уговорили: я переменила крестъ на двуперстіе и въ церковь ходить не стала. После того вечеромъ пошла я разъ по домашнимъ деламъ во дворе тамъ одно животное показалось мне огненнымъ, даже опалило меня; я, въ испуге, упала, меня начало ломать и корчить. Прошло не мало времени. Домашніе хватились, искали меня, вышли во дворъ и нашли — я лежала. Они внесли меня въ комнату. Съ техъ норъ я хвораю.
„Понимаю... отвечалъ старецъ. А веруешь ли ты опять въ св. Православную Церковь?
— Верую теперь опять, батюшка, отвечала больная.— Тогда о. Серафимъ сложилъ по-православному персты, положилъ на себе крестъ и сказалъ: -Перекрестись вотъ такъ во имя Святой Троицы.“ — Батюшка, рада бы, отвечала больная, да руками не владею.  Серафимъ взялъ изъ лампады у Божіей Матери Умиленія елея и помазалъ грудь и руки больной. Вдругъ ее стало расправлять, даже составы затрещали и тутъ же получила совершенное здоровье.
Народъ, стоявшій въ сеняхъ, увидевъ чудо, разглашалъ по всему монастырю, и особенно въ гостиннице, что о. Серафимъ исцелилъ больную.  Когда это событіе кончилось, то пришла къ о. Серафиму одна изъ Дивеевскихъ сестеръ.  Серафимъ сказалъ ей: „Что, матушка, не Серафимъ убогій исцелилъ ее, а Царица Небесная. Потомъ спросилъ се: "Есть ли у тебя, матушка, въ роду такихъ, которые въ церковь не ходятъ? — Такихъ нетъ, батюшка, отвечала сестра, а двуперстнымъ крестомъ молятся мои родители и родные все.
...Попроси ихъ отъ моего имени, сказалъ о. Серафимъ, чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы."
— Я имъ, батюшка, говорила о семъ много разъ, да не слушаютъ.
..Послушаютъ, попроси отъ моего имени. Начни съ твоего брата, который меня любить: онъ первый согласится. А были ли у тебя изъ умершихъ родные, которые молились двуперстымъ крестомъ!
— Къ прискорбію, у насъ въ роду все такъ молились.
"Хоть и добродетельные были люди, заметилъ о. Серафимъ, пораздумавши, а будутъ связаны: св. Православная Церковь не принимаетъ этого креста... А знаешь ли ты ихъ могилы?"
Сестра назвала могилы техъ, которыхъ знала, где погребены.
"Сходи ты матушка,на ихъ могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Онъ разрешилъ ихъ въ вечности."
Сестра такъ и сделала. Сказала и живымъ, чтобы они приняли православное сложеніе перстовъ во имя Святой Троицы и они точно послушались голоса о. Серафима: ибо знали, что онъ угодникъ Божій и разумеетъ тайны св. Христовой веры.
О православномъ сложеніи перстовъ и положеніи на челе крестнаго знаменія должнымъ образомъ о. Серафимъ очень заботился и приписывалъ крестному знаменію великую силу.
Крестьянинъ Ардатовскаго уезда, села Автодеева М. Б., собираясь въ Саровъ на богомолье, предъ самымъ выездомъ получилъ такой жестокій ударъ, что память совершенно потерялъ н его безъ сознанія привезли въ Саровскую пустынь. Здесь одинъ послушникъ, землякъ больному, привелъ его къ о. Серафиму. Едва только стали подходить мы къ келліи старца — разсказывалъ после М. Б. и бывшій съ нимъ послушникъ - какъ я уже почувствовалъ въ себе облегченіе: чувство памяти и пониманія понемногу снова начало возвращаться ко мне, и я помню все, что о. Серафимъ говорилъ и делалъ со мною въ то время. Сперва онъ благословилъ меня и начертилъ на челе моемъ крестъ масломъ изъ лампадки; потомъ дать мне две пригоршни сухариковъ, наконецъ самъ показать мне трехперстное сложеніе креста и сказалъ: "Милостивъ Богъ! молись ему такъ: современемъ все это пройдетъ". И действительно, немного 4 спустя, по возвращеніи моемъ домой, я сделался совершенно здоровъ, молитвами угодника Божія о. Серафима». (сведения взяты из  книги «Житие старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставления и келейного молитвенного правила»,  Собственность Саровской обители. МУРОМЪ, Типо-Литографія Н В. Зворыкина. 1893 г.)

статья не закончена и дорабатывается...


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
И ныне и присно и во веки веков.Аминь+

иконка взята из открытых источников интернета.


Рецензии