***

Лестница...


Статья 10, 1989

В Писании сказано (Берешит 28:12): «И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Творца восходят и нисходят по ней». И следует понять, на что указывает нам то, что лестница должна стоять наклонно, ведь так мы видим у нас [т.е. в нашем мире] – что если лестница стоит прямо, по ней невозможно подняться. И как приводится у Раши объяснение наших мудрецов: «Сказал рабби Элазар от имени рабби Йоси бен Зимры: «Эта лестница стоит в Беэр Шеве, а середина ее наклона приходится на Храм …»» Т.е. лестница должна стоять наклонно. На что это указывает нам в духовной работе? И, кроме того, следует понять вопрос, задаваемый комментаторами: почему об ангелах Творца сказано «восходят», а потом «нисходят»? Ведь следовало бы сказать наоборот.

А то, что нужно работать на пользу Творца, – это не по-настоящему, не дай Бог, на пользу Творца, из-за того что Творец [якобы] нуждается в работе человека, а, как сказано выше, это входит в определение «совершенства Его действий». Другими словами, благодаря тому, что человек работает на пользу Творца, а не ради собственной выгоды, он становится способным получать благо и наслаждение без какого-либо стыда, который называется «дармовым хлебом», – ведь он получает с намерением «ради отдачи», а не ради получения для себя.

Однако порядок работы, в [результате] которой человек должен прийти к свойству слияния, – как сказано: «И слиться с Ним», – таков, что человек не может подниматься на одной ноге, и ему нужно две ноги, правая и левая. Как сказали наши мудрецы (трактат Сота, 47:1): «Всегда будет левая отталкивать, а правая приближать». И это нужно понимать так, что с одной стороны человек должен видеть, что его отталкивают и отдаляют от Творца, т.е. видеть, насколько он далек от слияния с Творцом, называемого отдачей, и погружен в эгоистическую любовь.

Как сказано (Псалмы, 127:1): «Если Творец не будет созидать дом, напрасно работали строившие его …» И ему нечего делать, кроме как просить у Творца, чтобы Он помог ему выйти из-под власти желания получать. А иногда у него нет сил даже просить у Творца, чтобы Он помог ему, и это называется левой ногой – когда он идет по пути критического отношения, т.е. видит себя полным неисправностей и недостатков. А, как известно, левым в [духовной] работе называется то, что нуждается в исправлении, и это называется: «Всегда будет левая отталкивать».

А вторая нога называется правой, поскольку то, что не нуждается в исправлении в [духовной] работе называется правым. Другими словами, человек должен знать, какая большая честь выпала ему в том, что он удостоился быть среди тех, кто служит Царю. Т.е. он должен верить, что то, что он может отдать какое-то время от своей работы по [удовлетворению] собственных надобностей на занятия Торой и заповедями, – что называется работой Творца, – не означает, что он достиг этого самостоятельно, потому что хочет исполнять святую работу, а это Творец дал ему мысль и желание, чтобы у него была хоть какая-то связь с Торой и заповедями. И он рад тому, что он удостоился хоть в малой степени служить Царю.

И он благодарит Творца за это. Ведь он видит, что в мире есть огромное количество людей, которые не удостоились такого, а он чувствует, насколько он близок к Творцу, как сказано: «А правая приближать». Иными словами, правая нога, это то, что он чувствует себя приближенным к Творцу.

Ведь именно благодаря двум ногам можно идти всё выше и выше, и прийти к царскому чертогу. И так можно объяснить слова: «И вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес». Это означает, что у лестницы, по которой поднимаются наверх в царский чертог, есть два конца.

«Лестница поставлена на землю» – это левая линия, «на землю», ибо человек должен видеть насколько он погружен в земное, т.е. он погряз в эгоистической любви, как сказано выше, что является свойством «левая отталкивает». Тогда есть место для молитвы из глубины сердца, ведь тогда человек видит внутри своего знания, насколько он не может сделать ничего для пользы Творца. И только лишь Творец может вытащить его из-под власти его собственного эгоизма. И об этом сказано: «И если Творец не помогал бы ему, он бы не выдержал».

Как сказано: «А вершина ее достигает небес», – а второй конец лестницы – в небесах, словно бы он пришел к абсолютному совершенству, благодаря тому, что он доволен своей долей в том плане, что у него есть хоть какая-то связь с работой Творца, и благодаря этому он чувствует себя счастливым. Ведь великая честь – удостоиться служить Царю, а разговаривать с Ним даже одно мгновение в день уже достаточно для него, чтобы создать приподнятое настроение. И за это он благодарит и восхваляет Царя.

Согласно этому выходит, что эта лестница, по которой поднимаются в царский чертог, стоит наклонно. Т.е. низ лестницы, – лестницы, которая «поставлена на землю», – это не настоящий низ, как у лестницы, которая стоит прямо, так что по ней невозможно подняться. Это мы и наблюдаем в материальном, и это указывает на то, что даже в материальном лестница обязана стоять под наклоном.

А наклон указывает на то, что «наверху» – это не настоящий верх, и «внизу» – это тоже не настоящий низ. А, как сказано выше. Иными словами, когда ее вершина достигает небес, – т.е. когда человек идет в правой линии, что означает свойство совершенства, – это еще не всё, а он, кроме этого, должен еще работать в свойстве «на земле», т.е. видеть, что он все еще находится на земле. А когда он работает в свойстве «на земле», что является левой линией, он помимо этого должен знать, что он должен идти в правой линии, и это называется «а вершина ее достигает небес». Другими словами, хотя две эти вещи и противоположны, и обратны друг другу, в любом случае, они не настолько далеки друг от друга, чтобы от одного конца до другого нужно было проходить существенное расстояние. Это значит, что нужно идти в двух линиях, и это называется «наклон». Т.е. как сказано выше, это указывает на то, что нужно идти в двух линиях.

И это вытекает из исправления, называемого Вторым Сокращением, которое связано с сочетанием свойства милосердия со свойством суда. Как сказали наши мудрецы, вначале Он создал мир свойством суда, называемым прямой линией, в которой есть верх и низ. [«Верх»] называется «выше по важности», что означает «самый чистый», называемый «сфира кетер», которая является самой чистой и не имеет недостатков. А «низ» называется «ниже по важности», что является самым грубым и называется «сфира малхут», т.е. желание получать. И увидел Он, что мир не может существовать, взял и соединил его [т.е. свойство суда] со свойством милосердия. Ведь малхут свойства суда, которая называется желанием получать и является корнем творений, было трудно изменить на отдачу – и это называется «мир не может существовать».


Змей.....


Зоар, глава "Иша ки тазриа", п.95: "Грех сторожит у самого входа".
Ибо грешник дает силу нечистым желаниям (ситра ахра) притягивать от левой стороны сверху вниз (то есть эгоистически), как сделал Каин.
Тогда змей, который называется "грех", сторожащий у входа в Малхут, раскрывает первую точку, спрятанную в Малхут, и все света уходят от корня души грешащего человека...
Именно благодаря тому, что раскрывается змей и Малхут, которая не способна получить никакого света, человек начинает свое исправление из этой самой нижней, критической точки.
Этот змей выполняет очень важную миссию. Поэтому не в плохом смысле написано, что грех сторожит нас у самого входа – а как раз в хорошем. Творец приготовил нам змея, с помощью которого мы можем родиться в духовном мире.
Змей раскрывает самую основу – что невозможно получить свет в эгоистические желания! Даже не пытайся! Ты просто зря будешь биться о стену и никогда не преуспеешь.
Оставь свои эгоистические желания, ты ничего не сможешь с ними сделать. Тебе надо подняться над ними и выпрыгнуть выше этого мира. Это то, что змей объясняет человеку...
Змей приползает как ангел, посланный Творцом, чтобы подтолкнуть нас к исправлению. Но поскольку мы пребываем в своем эгоизме, то проклинаем эти силы, желающие нас вытащить из него. А надо благодарить змея за его помощь...
Эта змея будто лекарство, не случайно она служит символом медицины. Ведь яд – это основа всех лекарств.
С помощью укусов двух змей Творец ведет нас к тому, чтобы помочь нам внезапно почувствовать природу, лежащую выше нашей природы.
Мы понимаем, что должны подняться над ними обеими, и так находим Того, кто управляет этими змеями.

Если в нас не раскроется левая линия - этот змей, имеющий всевозможные имена и образы, мы не сможем продвигаться.
Поэтому нужно всеми силами прилепиться к правой линии, и тогда, насколько бы ни раскрылась левая линия – это все будет тебе только на пользу.
Главное, ничего не бояться... Ведь ты идешь по очень узкому мосту - в раскрытии света Хохма в свете Хасадим, а это очень тонкая линия, узкий мост из Малхут в Бину.


Для того чтобы совершить движение в духовном, духовное действие, нам необходима помощь нечистой, эгоистической силы, злого начала.
Если злая сила не раскрывается, то человек останавливается на месте, ему как бы нечего дальше делать.
Правая и левая линии стоят друг против друга и ничего не могут сделать.
Необходимо какое-то внешнее пробуждение, вмешательство злого начала, которое подтолкнет к рождению новой жизни.
Так действует "помощь против тебя" – сила зла преданно выполняет свою работу, и в человеке пробуждаются состояние за состоянием.
А без этого невозможен скачок на новую ступень, переход на высший уровень.
Все как бы уже готово, и Малхут может родить души, но не способна это сделать.
Для этого необходимо, чтобы восстало зло в Малхут и дало ей дополнительное эгоистическое желание, - тогда она способна родить, соединиться со светом на новом уровне.



Именно у желания насладиться мы учимся обману – как работать с тем же самым желанием и обманывать его.
Ведь у желания отдавать нет мудрости, нет разума, нет света Хохма – света мудрости, он предназначен для желания насладиться.
Поэтому именно змей – умный, и от него надо учиться мудрости для правой линии.
Это называется "помощь против него", поскольку сам змей обучает правую линию, как с ним работать – как убить его, как извлечь из его яда только лекарство и с этим лекарством работать с желанием намерением отдачи.

.... Парус-граница.....

Получается, что именно благодаря подъему малхут в бину, мир получает возможность существовать, а подъем малхут в бину Ари называет наклонной линией. И он [т.е. Ари] сказал, что это называется [так] (ТЭС, ч. 6, стр. 401): «И вот после того как Он сократил себя, Он поставил парсу [т.е. границу] … И это называется: «Да будет свод посреди вод и будет он отделять воды от вод!»»


Белое, красное и....


Три участника есть в человеке: Творец, отец и мать … отец дает белое, … мать дает красное … а Творец дает ему дух (руах) и душу (нешама)».

И следует объяснить слова «отец дает белое», что отец – это первая компонента работы, т.е. правая линия, или совершенство. Вторая [компонента] – это левая линия, т.е. свойство хисарона, и это называется «дает красное», которое является свойством хисарона. А Творец дает ему тогда нешаму и руах, т.е. Творец оказывает ему требуемую помощь, как сказано в книге Зоар: ему помогают «святой душой», – и это называется, что Творец дает дух и душу. И таким образом объяснить слова Раши: «Эта лестница стоит в Беэр Шеве, а середина ее наклона приходится на Храм». Другими словами, как сказано выше, середина, т.е. средняя линия, соответствует Храму, являющемуся свойством Творца.



.... Учитель ангел....


): «Если учитель похож на ангела Творца, нужно искать Тору из уст его, а если нет – не следует искать Тору из уст его».


И из сказанного следует объяснить, что если учитель обучает учеников работе, которая должна быть на отдачу, – т.е. для чего этот человек пришел в этот мир? – исполнить задачу Творца, т.е. чтобы работать на пользу Творца, получается, что этот человек является посланцем Творца, а не обывателем в этом мире, ведь он – раб Творца, ибо «посланец Творца» означает «ангел Творца». И это смысл слов: «Если учитель похож на ангела Творца, нужно искать Тору из уст его».

И отсюда поймем, почему сказано: «И вот ангелы Творца – сначала – восходят». Причина в том, что в духовной работе, чтобы быть ангелом Творца, т.е. работать на пользу Творца, нужно сначала подняться по лестнице, и это считается свойством правого, которое называется «и вершина ее достигает небес», а потом спуститься вниз, что является свойством левого, и это «поставлена на землю». А потом еще раз, и это называется «восходят и нисходят». А потом они удостаиваются средней линии, т.е. Творец дает душу, и тогда они удостаиваются слияния с Творцом.
...... Камень.... Памятник...


Сказал Яаков: «Сейчас — не нуждаюсь в суде. Когда вернусь в дом отца, обобщусь с судом и свяжусь с ним». Сказал р. Йоси: «Не так. Но — сказал: «Сейчас, если будет Б-г со мной, в Суде нуждаюсь я охранять меня до того, как вернусь с миром в дом отца. А когда вернусь с миром, обобщится Милосердие с Судом, и соединится соединением верным (кшура меhемна ;;;;; ;;;;;;), обобщиться этому в этом. «И камень этот, который поставил я памятником (мацева ;;;;), будет Домом Вс-сильного», — ведь тогда будет всё связкой единой, и этот камень благословится справа и слева, благословится сверху и снизу, поскольку отдам десятину от всего».


Вот, написано: «И взял из камней места». И если скажешь, что камень этот — высший над несколькими камнями в месте сидения его, пребывать на них, но ведь написано: «И камень этот, который поставил я памятником», — «верхний (эльёна ;;;;;;)» нужно было ему [сказать]! Поскольку сказал: «Не это (эйн зэ ;;; ;;), но именно Дом Вс-сильного», тут поднял её, первую, высшую (камень по-евр. женского р.). Поскольку подвесил (тала;;; ) всё восхваление этого к ней, то «нету этому» существования, «но именно — Дом Вс-сильного» (т.е., «это» существует только с помощью Дома), и прекрасно (объяснено). И из-за этого «который поставил я памятником» написано.

83. «Будет Домом Вс-сильного», — вовеки. «Домом Вс-сильного (бейт Эло-hим;;; ;;;;; )«?! «Домом Б-га (т.е., следовало употр. Четырёхбуквенное Имя)» нужно было ему [сказать], как то, что сказано (Эзра, 1): «Установить (леханен ;;;;) Дом Б-га», и также (Теhилим, 122): «В Дом Б-га пойдём»! Но — место дома Суда, оно — с двух сторон высших, со стороны Йовеля (юбилейного, 50-го года), который — Вс-сильный Жизни, и со стороны Ицхака, «Вс-сильный».

Йовель, несмотря на то, что суды пробуждаются (метарин ;;;;;;) в нём, весь он — Милосердие. Всякое веселье (хиду ;;;;) из него выходит, и он — веселье всего. Но «Дом Вс-сильного» — сторона суда тяжкого, если во благо (действует) в левой стороне, пробуждается в ней милосердие, как то, что сказано (Шир hа-Ширим, 2): «Левая его — под головой моей». Если — во зло (ле-биш ;;;;) в стороне левой, пробуждается в ней суд тяжкий, как то, что сказано (Йирмия, 1): «С севера откроется зло на всех жителей земли», конечно — «Дом Вс-сильного». Раби Шимон сказал: «Дом Вс-сильного — именно то, что написано (Теhилим, 43): «Столица царя великого (кирьят мелех рав ;;;; ;;; ;;)«, — есть царь просто, а есть царь великий, конечно, мир высший — царь великий он, и это оно — «Столица царя великого».

Раби Хия и р. Хизкия были сидящими под деревьями поля Оно. Задремал (адмах ;;;;) р. Хия, увидел его, Элияу, сказал: «От свечения (каститура ;;;;;;;;) господина поле светится!» Сказал: «Сейчас пришёл я возвестить, что Йерушалаим — близок он разрушиться (леитхарба ;;;;;;;) и все те города мудрецов. Поскольку Йерушалаим — Суд он, и на суде стоит, и по суду разрушится, и вот, дано право Сама-элю на это и на могучих мира, и пришёл я возвестить мудрецам, — может быть, продлят годы Йерушалаима, ведь всё время, пока Тора находится в ней (Йерушалаим по-евр. женского р.), она стоит, поскольку Тора — Древо Жизни стоит на ней. Всё время, пока Тора пробуждается снизу, Древо Жизни не убирается сверху. Прекратилась Тора снизу — Древо Жизни убирается из мира.

86. И из-за этого всё время, пока мудрецы радуются в Торе, не превозможет (ло яхил ;; ;;;;) Сама-эль их, ведь написано: «Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава», — это Тора Высшая, которая называется «Голос Яакова». Пока тот голос не прекратился, слово (дибур ;;;;) властвует и превозмогает. И из-за этого не должна Тора прерываться». И проснулся р. Хия, и пошли, и сказали слово это мудрецам.


Рецензии