Конкурс на досуге - 125. Задание!

Дорогие друзья! И снова здравствуйте!

  Есть такое выражение "растекаться мыслью по древу", или говорить многословно, не по сути. Это странное выражение пришло к нам из «Слова о полку Игореве», написанного в XII веке и найденного в самом конце XVIII века. В нём упоминается легендарный певец-сказитель Боян, который, если «кому хотяше песнь вторити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, сизым орлом под небеси».
И есть противоположное ему, известное выражение, которое мы все любим повторять -  "Краткость сестра таланта", принадлежащее А. П. Чехову. Он высказал эту мысль в письме своему брату 11 апреля 1889 года, Москва. Но ещё до него эту мысль выразил Вильям Шекспир: «Therefore, since brevity is the soul of wit…» «И так как краткость есть душа ума…». Как видим, эта тема волновала многих, но то, что было сказано гораздо раньше, раскрывает обратную сторону с неожиданной стороны. Остановимся на ней...

   Итак объявляется тема 125 конкурса На досуге:

               Brevis esse laboro, obscurus fio   —

             СТАРАЮСЬ БЫТЬ КРАТКИМ - СТАНОВЛЮСЬ НЕПОНЯТНЫМ
              _______________________________________

   Автор этого афоризма - Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus), часто просто Гораций (8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

   Обратите внимание, сам афоризм - краткое изречение, но всё понятно, что в нём говорится. Мысль выражена чётко и ясно, и дошла до наших времён, вызывая интерес. Конечно, в нём заключена мудрость. А мудрость, в свою очередь, включает опыт. А жизненного опыта у каждого из нас достаточно. Так почему же мы иногда не понимаем друг друга и нам трудно затронуть струны души так, что высказанное читатель долго будет сохранять в памяти? Есть много причин. Одна из них - мы все разные. Одни склонны изъясняться образно и иносказательно, другие - любят ясность и предпочитают конкретный простой язык даже в поэзии. Но согласитесь, последнее не всегда вызывает интерес, особенно, если затрагиваются банальные вещи и понятия. Умело найденное слово и образ приковывает внимание и не только вызывает интерес, но и запускает мыслительный процесс, который имеет своё продолжение и послевкусие, и ты уже не зная почему, но возвращаешься снова и снова, перечитывая то, что тебя затронуло так или иначе.
 
   Мужчины и женщины - ещё одна причина. Почему женщинам легче понимать друг друга даже по намёку, а мужчинам это становится скучным и лишним, потому что, как правило, или они шутят, или решают вопросы дельно и рационально, а чувства  - это десятое дело. Но вот если мужчина - лирик и способен играть на чувствах читательниц, то часто его изощрённый слог вызывает удивление, как и женская склонность пофилософствовать и доходить до самой сути поставленного вопроса и проблемы.

   В нашем проекте На досуге мы, кажется, уже хорошо узнали друг друга, и без имён легко считываем иной раз авторство конкурсных стихов. Но не всегда... А всегда ли стихи других вызывают у нас интерес и  восхищение? Легко ли нам находить эти самые достоинства, за которые можно похвалить? Одно из них - это понятливость. Но стоит ли стремиться настолько угождать читателю, что текст теряет свою самобытность и поэтическую ценность? Вопрос. И на него сложно однозначно ответить.
 
   Тема сегодняшнего конкурса о проблеме общения. И нам как-то надо поэтическим языком донести до читателя то, что мы желаем сказать.

 Давайте выделим два совершенно разных пути раскрытия темы:

 1) о проблеме понимания между людьми  при всём старании  хотя бы с одной стороны изъясняться кратко

2) старательно показать на деле как можно изъясняться кратко, вызывая интерес и достигая понимания, применяя язык образов и символов, аллегории

  Эти два пути будут вполне определённо соответствовать нашей теме.

   Если вы выбираете первый путь - вы можете, не прибегая к лаконизму, просто написать о проблеме взаимопонимания между людьми. Возможно, это будут сюжетные стихи. Но они должны быть актуальны и вызывать интерес у читателя.

  Выбирая второй путь раскрытия темы - ваши стихи приобретают законченный лаконичный вид: короткая строка, малый объём произведения. Мысль должна быть донесена чётко и ярко, а не быть просто тарабарщиной или загадкой без ответа, что будет только раздражать и отталкивать читателя. О чём вы поведаете в данном случае будет не так важно для соответствия теме. Вы старались, изъяснялись, а донесли или нет - будет определять читатель. Но применяем всё своё умение владения богатой образностью и различными средствам выразительности (аллюзии, иносказание, паронимы, параллелизмы и т.д.)

   Если Вам захочется совместить эти два пути - ещё лучше. Кратко излагая суть дела, не забудьте, что надо избегать штампов в речи и банальности. Сама мысль заложенная в стихах должна быть афористична и свежа, как раннее утро!

  Приведём некоторые стихи классиков  в качестве примеров:

           Валерий Брюсов из "Китайских стихов":   

Пусть этот чайник ясный,
В час нежный, отразит
Лик женщины прекрасной
И алый цвет ланит.
*
Ты мне дороже, чем злато,
Чем добрый взгляд государя;
Будь любви моей рада,
Как кормщик, к брегу причаля.
*
Глупец восклицает: «Ломок
Стебель памяти о заслугах!»
Мудрый говорит: «Буду скромен,
И меня прославят речи друга!»
*

   Михаил Михайлов   "Согласие"

Истины оба мы ищем: её ты ищешь в природе,
В сердце ищу я, и — верь! оба ее обретём.
Здравое око увидит творца в чудесах мирозданья;
Здравое сердце в себе мир и творца отразит.
*

        Борис Пастернак "Болезни земли"

О, еще! Раздастся ль только хохот
Перламутром, Иматрой бацилл,
Мокрым гулом, тьмой стафилококков,
И блеснут при молниях резцы,

Так — шабаш! Нешаткие титаны
Захлебнутся в черных сводах дня.
Тени стянет трепетом tetanus,
И медянок запылит столбняк.

Вот и ливень. Блеск водобоязни,
Вихрь, обрывки бешеной слюны.
Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы
Или с сардонической сосны?

Чьи стихи настолько нашумели,
Что и гром их болью изумлен?
Надо быть в бреду по меньшей мере,
Чтобы дать согласье быть землей.
*

    Осип Мандельштам из цикла "Камень":

Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
                1908
*
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
                1908
*

Сегодня дурной день,
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.

Мелькающих стрел звон
И вещих ворон крик…
Я вижу дурной сон,
За мигом летит миг.

Явлений раздвинь грань,
Земную разрушь клеть
И яростный гимн грянь -
Бунтующих тайн медь!

О, маятник душ строг,
Качается глух, прям,
И страстно стучит рок
В запретную дверь к нам…
                1911
*
Отравлен хлеб, и воздух выпит.
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать.

Под звёздным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.

Немного нужно для наитий:
Кто потерял в песке колчан,
Кто выменял коня, - событий
Рассеивается туман.

И, если подлинно поётся
И полной грудью, наконец,
Всё исчезает - остаётся
Пространство, звёзды и певец!
                1913
*
И последнее... Приведём высказывание неизвестного автора, которое поможет нам определить цену того, что мы создаём, и того, что мы имеем:

   "Если хочешь узнать цену того, что имеешь — представь, что ты это потерял…"

   Примените этот совет к своим собственным стихам...
__________________

    Итак, дерзайте, друзья, используя выходные дни! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди друзей, которые  по достоинству оценят всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросить о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям.
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного и выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть.

Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

      Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить приём. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!

Иллюстрация:   Олег Чубаков

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Татьяна Игнатова 5   20.11.2022 01:19     Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.