Конкурс на досуге - 122. Задание!

 Дорогие друзья! И снова здравствуйте!

  В то время, как наш мир содрогается от громких заявлений, угроз, падают "с неба звёзды", покидая страну, где они сияли в любви и славе на протяжении многих десятков лет, мы с вами снова вдохновляемся на создание откровенных глубоких и разных стихов. Мы не молчим. Или всё-таки что-то умалчиваем? Подтекст нашего поэтического слова иногда смущает читателя, создавая шокирующие образы. А это уже можно отнести к символизму, где аллегория царствует во всей красе. А разве не это ли привлекает многих авторов в наших проектах, когда мы иллюстрируем задания конкурсов сюрреалистическими картинами? А ведь именно символы в них оживают, производя в нас плод фантазии, приводящий к самовыражению! Возможно ли объединить всё, что здесь перечислено? Легко! И вот вам доказательство, состоящее всего из двух слов, но сколько за ними открывается проницательной творческой личности... 

   Итак объявляется тема 122 конкурса На досуге:

                Sub rosa

                ПОД РОЗОЙ
                _______________

    Sub rosa — латинское крылатое выражение. Дословно переводится "под розой". Соответствует русским выражениям «тайно», «втайне», «по секрету».

Кто розы соединил с крестом
И жесткость дерева облек
Венцом со всех сторон?..
Сребристы облака, парящие в выси,
Кресту и розам в легкости сродни.
И изливается святая жизнь
Тройным лучом из точки в середине.

                И. В. Гёте "Тайны"

 Розу как символ молчания древние римляне часто вешали над столом во время пиршеств в знак того, что о сказанном под розой, во время застолья, следует молчать где бы то ни было. Впоследствии, в средние века, с той же самой целью она изображалась на потолке комнат, где проходили важные, секретные совещания, встречи, переговоры, а также в решётке католической исповедальни. Символом молчания роза считалась потому, что Амур, получив её в подарок от матери, богини любви Венеры, посвятил этот цветок Гарпократу, египетскому богу молчания, чтобы влюблённые не разглашали тайны своей любви. Греческая интерпретация египетского бога Гарпехрути (Гора младшего), сына Осириса и Изиды; бога зимнего солнца, который изображался в виде голого ребёнка с детской косой на голове и пальцем правой руки во рту, что означало признаки детства. Греки не поняли этого условного знака и сделали Гарпократа богом молчания и отдельным божеством.

Старинный словарь Ллойда (N. Lloyd, Dictionarium historicum, geographicum, poeticum. Лондон, 1686) приводит под словом Harpocrates следующее, якобы "найденное на мраморе", стихотворение, объясняющее значение розы как символа молчания:

;st rosa fl;s Vener;s: quo d;lcia f;rta lat;rent
H;rpocrat; matr;s d;na dic;vit Am;r.
;nde ros;m mens;s hosp;s susp;ndit am;cis
C;nviv(ae) ;t sub e; d;cta tac;nda sci;nt.

"Роза - цветок Венеры: дары матери Амур посвятил
Гарпократу, чтобы сладостные шутки оставались тайной.
Поэтому хозяин подвешивает розу над гостеприимным столом,
чтобы сотрапезники знали, что о сказанном под розой надо молчать".

   В 16 веке символом Генриха VIII в Англии была стилизованная роза династии Тюдоров . Большое изображение розы покрывало потолок покоев, где государственные решения принимались тайно.

  Кстати, Роза Мира, объединяющая все религии мира, из известного произведения Даниила Андреева – это перевернутый цветок. Корни которого в небе, а бутон на Земле в человечестве. Его стебель - это канал, по которому текут духовные соки откровений. Они питают и укрепляют бутон, каждый его лепесток. А сердцевина бутона – это собственное учение Розы Мира – новое отношение к природе, к истории к судьбам человеческих культур, к их задачам, к творчеству, к любви. Даниил Андреев верил в это, что когда-нибудь так и будет и наступит долгожданное процветание и благоденствие.

   Интересно, что цветок розы упоминается во многих религиях, кроме Библии. Роза, считается, цветок Запада, как лилия - Востока.

   Как символ цветок розы весьма многозначен, приведём некоторые значения этого символа.    Основные значения:
В наше время роза — атрибут симпатии, влюбленности, стремления мужчины к женщине.
Безукоризненный, образцовый цветок в западной традиции.
И ещё...
 1)   девичья невинность, неуступчивость.
 2)   перемена, изменение, смерть, воскресение из мертвых…
 3)   поэтическое вдохновенье
 4)   любовь, весна, красота, молодость; атрибут богинь любви, плодовитости, рассвета, весны:
 5)  сердца, центра мироздания, космического колеса,
 6)   любви — божественной, романтической и чувственной
 7)   таинственность, молчания и сохранения тайны, таинства
 8)  небесное совершенство и земную страсть;
 9)   время и вечность;
 10)   жизнь и смерть;
 11)   чувственность и совращение — в сочетании с вином
 12)  любовь, жизнь, творчество, плодородие, красота и девственность
 13)   цветок женских божеств
 14)   смерть, смертность и скорбь — увядание розы;
 15)   забота о сохранении счастья в жизни; боль и смерть, боль, кровь и мученичество — шипы, колючки
 16)   вечной мудрости, одухотворенности, нежности, лирического вдохновения; мистического союза, мистического круга, кольца, Грааля, души, молитвы, тайны, молчания; напыщенности, тщеславия (преимущественно в XVII в.), победы (в античном Риме); Запада; мужества (у арабов); цифры «5» (пять лепестков дикой розы).
 17)   таинств духовной жизни.
 18)   Четырехлепестковая — четверичное деление космоса.
 19)   Пятилепестковый цветок дикой розы, по мнению древних, был выражением Вселенной, состоящей из пяти стихий-элементов: огня, воды, земли, воздуха и эфира, а также безостановочного повторения эпох в круге Вечности. Кроме того, пятилистник — это пентаграмма, эмблема колдовства и чародейства, микрокосм.
 20)   Шестилепестковая — макрокосм.
  21)  Семилепестковая — связана с семью сторонами пространства, днями недели, планетами, ступенями совершенства и т. д.
  22)  Восьмилепестковая — возрождение.

    Алая (красная) — желание, страсть, жажда, порыв; стыд, смущенье, супружеский союз, материнство; радость, чувственную красоту, завершенность; мужская смерть.
    Белая — добродетель, чистота, девственность, набожность. «цветок света», невинность, духовное раскрытие, очарование. целомудрия
    Красная и белая — союз огня и воды, соединение противоположностей.
    Золотая — совершенство; знак высочайшего достижения, которым папа Римский награждает тех, кто сделал нечто очень значительное для католицизма. Начиная с XI века вручается на четвертой неделе Поста.
    Желтая — ревность, зависть, неверность.
    Голубая (синяя) — недостижимое и невозможное: таких роз нет в природе (то же и о черных розах), хотя ведутся селекционные работы в этом направлении.

   Символика различных видов роз и её элементов многообразна. И нужны знания и цели, чтобы употреблять её на понятном читателю языке.

   А как насчёт поэзии? Розы были воспеты такими поэтами, как Гомер, Анакреон и Вергилий,

  В стихотворении Гете «Полевая розочка» цветок колется, стараясь уберечь свою добродетель, но его все-таки срывают и розе остается только терпеть это…

   Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте. После Данте роза всё чаще символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство, творческий порыв (в итальянском гуманистическом неоплатонизме, философских утопиях розенкрейцеров и масонов и т. д.). Роза как символ земной чувствительной страсти чрезвычайно популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике XVI—XVII вв. Эволюция образа розы отмечается и в более поздней поэтической и мистической традиции. Так, у немецкого поэта К. Брентано в «Романсах о Розарии» выступают три сестры — Розароза (Алая роза), Розадора (Золотая роза) и Розабланка (Белая роза), которым грозит кровосмесительная связь с братьями, но их спасает вмешательство благодати. Роза становится стержневым образом-символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штифтер и др.), символистов рубежа XIX—XX вв. (С. Малларме, В. де Лиль-Адан, О. Уайльд, кружок франц. поэтов — розенкрейцеров и др.), писателей XX в. (например, У. Б. Йитс, Дж. Джойс, Т. С. Элиот, П. Целан; в России, в первую очередь, — А. А. Блок и О. Э. Мандельштам); в большинстве своём мотивы розы у этих авторов так или иначе восходят к Данте. В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» роза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным символом мира и человеческой жизни. Образ розы присутствует во многих произведениях искусства (роза — один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая роза на витражах средневековых храмов). Роза знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», то есть «живопись роз». Исключительную роль играет роза в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к розе: когда её срывают, соловей вскрикивает; роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т. п. Не менее известен мотив, объединяющий розу и вино.

  Родоначальник стиля модерн, Чарльз Макинтош особым образом использовал розу в своих дизайнерских работах, которые до сих пор имеют своё воплощение в современном мире капризной моды и дизайне.
 
   Итак, при всём многообразии символики, связанной с этим замечательным цветком, есть возможность иносказательно, используя аллегорию поведать о тайном, о чём не говорят напрямую. Ведь и в наших стихах мы предпочитаем так раскрывать тайны своего сердца и то, что сильно волнует нас.

   Есть один очень красивый романс "Две розы". В советское время авторы романса "Две розы" - композитор Самуил Покрасс, автор стихов Павел Герман (или Д'Актиль - Анатолий Адольфович Френкель) - не указывались, сам романс не популяризировался. Причина в том, что на имени Самуила Покрасса стоял вечный запрет из-за его эмиграции, несмотря на то, что он был автором знаменитых патриотических песен вроде "Красная Армия всех сильней" и "Три танкиста". М ы приведём здесь текст этого романса:

     ДВЕ РОЗЫ

Капли испарений катятся, как слезы,
И туманят синий вычурный хрусталь.
Тени двух мгновений, две увядших розы,
А на них немая, мертвая печаль.

Одна из них, белая, белая,
Была как улыбка несмелая,
Другая же алая, алая,
Была как мечта небывалая.
И обе манили и звали,
И обе увяли…

Одна из них, грустная, грустная,
Была как свирель безыскусная,
Другая же – странная, странная,
Какая-то вечно обманная.
И обе манили и звали,
И обе увяли…

Увяли они, не цвести больше вновь,
А с ними увяла и чья-то любовь.

Счастья было столько, сколько влаги в море,
Сколько листьев желтых на сырой земле,
И остались только две увядших розы,
Две увядших розы в синем хрустале.

Капли испарений катятся, как слезы,
И туманят синий вычурный хрусталь.
Тени двух мгновений, две увядших розы,
А на них немая, мертвая печаль.
***

Александр Пушкин "Соловей и роза":

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.
Не так ли ты поешь для хладной красоты?
Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?
Она не слушает, не чувствует поэта;
Глядишь — она цветет; взываешь — нет ответа.
***

          Николай Гумилев "Две розы"

Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза — страстности эмблема,
А страстность — детище земли.

Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.

А обе на Пороге Знанья…
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!
***                1912

   Осип Мандельштам:

Как бык шестикрылый и грозный,
Здесь людям является труд
И, кровью набухнув венозной,
Предзимние розы цветут…
***
                Октябрь 1930

      Булат Окуджава "Я пишу исторический роман":
                /В.Аксенову/

В склянке темного стекла
из-под импортного пива
роза красная цвела
гордо и неторопливо.
Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь как в туман
от пролога к эпилогу.

Были дали голубы,
было вымысла в избытке,
и из собственной судьбы
я выдергивал по нитке.
В путь героев снаряжал,
наводил о прошлом справки
и поручиком в отставке
сам себя воображал.

Вымысел — не есть обман.
Замысел — еще не точка.
Дайте дописать роман
до последнего листочка.
И пока еще жива
роза красная в бутылке,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке:

каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить…
Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить.
                1975

________

  Так не нам ли судить кто как пишет? Нет, только удивляться и восхищаться, как ароматом роз! Так не сдерживайте себя и на этот раз! Вам, безусловно, не привыкать создавать стихи по-своему, особенным образом.  Верим в вас, всё получится! Поведаете ли в стихах откровенно о цветах или  используя иносказательный язык - будьте искренни и всё получится.

  Итак, дерзайте, друзья, используя выходные дни! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди друзей, которые  по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросить о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
 
   Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

      Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить приём. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!

Иллюстрация: художник Сэр Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912)

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова
______________________

ВНИМАНИЕ!   ПО ПРОСЬБЕ ОДНОГО УЧАСТНИКА ПРИЁМ ПРОДЛЁН ДО 10.00 ВОСКРЕСЕНЬЯ!!! РЕДАКТИРУЙТЕ ТЕКСТЫ, если желаете, пока не появится запись "Принято".
                /Татьяна Игнатова/


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   30.10.2022 11:48     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2022/10/30/3271

Маллар Ме   30.10.2022 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.