Обзор Евгения Овсянникова

«Вот и настали предпоследние времена»
Юрий Арабов
Страх, тревога, депрессия в условиях расчеловечивания. И поиск опоры, защиты – в детстве, религии, труде, лёгком ёрничестве, иронии («Ирония – она служит ему щитом» (Ю. Левитанский)).
Техника во многих текстах – почти плакатная, без полутонов.
Большое спасибо всем авторам, нашедшим в себе силы поэтически осмыслить происходящее в эти дни.

1.Вера де Юра «Плюшевый»
http://stihi.ru/2022/06/20/7114   

Если хочется уйти, закрыться, спрятаться от кошмарной действительности, то почему не сделать это по-детски? Апеллирование к детскости – инстинктивное: желание закуклиться, свернуться в клубок, вернуться в прошлое.  Одновременно «дети и война» - сильнейшая антитеза. «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» (А. Твардовский).
Как не вспомнить здесь строки Максима Жукова:
«Что сказать тебе хотел
Не скажу пока:
Снова – слышишь? – артобстрел,
Снова – ДШК.
Ржавый танк, как старый жук,
Загнан в капонир.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Измените мир».
«Плюшевый». Детская считалка, сбивающаяся на прямой отсчёт и страшные прятки, которые уже не игра.

2.Саша Неместный «Верещагин»
http://stihi.ru/2022/03/13/6969 
Наверное, примерно так выглядит сардоническая улыбка предпоследних времён.
Лёгкая ирония видится и в описании крушения великих проектов, и в антропонимической аллюзии: «А он был самым стойким бойцом//Он всегда оставался живым!// Эй, Хабибулин! Эй, Хабибулин!» («Крематорий»), и в «И это нечто летает…».
Очень верный образ выбран в качестве морального камертона - Верещагин.
Презрительное сплёвывание в кинозал (привет жующему попкорн «населению») видится рефлексией, оценкой действиям и бездействию масс. Замечательное.

3.Михаил Эндин «Мальчик»
http://stihi.ru/2022/05/25/1891
И снова попытка взглянуть на события глазами ребёнка. «Солнечный круг, небо вокруг…». Правда, здесь рисунок мальчишки безмятежный, но с трагическим аккордом в финале.

4.Семён Кац «Подранки»
http://stihi.ru/2022/05/10/3519
Ясное, внятное, правильное, открытое высказывание. Обращает на себя внимание небольшая неточность: «Покуда я жив». А после разве не будут звучать? Ключевой (по замыслу) метафоре «мысли-подранки» мешает, на мой взгляд, очень стойкая (возможно, впрочем, индивидуальная) ассоциация «подранков» с детьми войны, сиротами (фильм Николая Губенко «Подранки»).

5.Ирина Пахомова Викторова  «Commedia dell arte»             
   http://stihi.ru/2022/03/23/2422  «Commedia dell arte»
«Комедия без героя». И, добавим, без достойного зрителя. Может быть, пошлость на сцене (во всех смыслах) оттого и существует, что «…заполнили ряды ротозеи//набивали животы и глазели»? Обратим внимание, что это уже второе стихотворение лонга, в котором появляется условный «зал», непритязательные зрители.

6.Александр Анатольевич Андреев «Чертить круги»
http://stihi.ru/2022/07/01/994
Очень женское стихотворение. При общей понятности замысла («воспоминания», «разлука») неосязаемость, абстрактность и отсутствие яркой, знакомой читателю эмоции не дают проникнуться сопереживанием. Вот этот пассаж кажется семантически перегруженным:
«Часов чеканно-ясные следы
Слетают с липы начертаньем знака
Забвения».
Извините, автор, но этот чертёж остался для меня холодным умозрительным эскизом.

7.Юлия Александровна Михайлова «Кошачье лето»
http://stihi.ru/2022/06/19/1955
Замечательный образ кошки создал автор. Сквозной. Связной. Через время. Кошка в этом стихотворении – почти сфинкс. И финал замечательный.

8.Евгений Аксельрод «Что-то случилось»
http://stihi.ru/2022/05/12/5995
Осознание того, что что-то случилось, - это уже немало. Так «что-то случилось» с героем одноимённого романа Джозефа Хеллера.
И да, с некоторых пор мы словно движемся по траектории параллельной реальности.

9.То Дасё «Сизифов труд»
http://stihi.ru/2022/08/21/7411
Интересное переосмысление-притча-сиквел.

10.Лора Катаева  «Белая рыба моя»            
    http://stihi.ru/2022/07/19/746
Хорошее, сильное стихотворение. Богатое на метафоры и символы («ихтис» чудится, например), с ощутимым притчевым началом. Удивительно: значительный объём нисколько не портит прекрасного впечатления от этого текста, который читается легко и интересно.

11. Алиса Нескучная «Булатное комИльфо..»
http://stihi.ru/2022/07/27/3307 
Разудалое и одновременно горько-ироничное.

12.Марианна Казарян Вьен «Не о весне сегодня»
http://stihi.ru/2022/04/05/1198 
Война. Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение.
Таблица падежных окончаний прилагается.

13.Хелена Фисои «Только не с вами»
http://stihi.ru/2022/04/04/4213 
Хэштег понравился.


14. Анна Германова «Благовест»
http://stihi.ru/2022/04/22/997 
Сильное стихотворение. О трагическом, наверное, надо именно так писать.
Мне кажется, вплести в текст евангельские мотивы, увязать их с недавними страшными событиями и при этом не сфальшивить – невероятно трудно. Автор блестяще справился.

15.Валентин Емелин «Колыбельная»
  http://stihi.ru/2022/03/10/3943   
Третье «детское» стихотворение в этом лонге. Читается как развёрнутая стихотворная иллюстрация или сказка по мотивам известного высказывания о том, что кого ожидает в случае гибели мира в ядерной войне. Ложь во спасение и самообман в одном флаконе. Страшное и убедительное поэтическое произведение.

16.Соэль Карцев «Абояма надевает калоши»
http://stihi.ru/2022/07/27/185 
Всё это очень похоже на поэтику раннего БГ. Такое когда-то завораживало. Для подобных текстов характерна принципиальная необязательность встречающихся диковин: замените «Абояма надевает калоши» на «Йошивара гасит фонари» - мало что изменится.

17.Анна Иделевич «Ливни, горы и затмения пейзажные».
http://stihi.ru/2022/04/23/5170 
Кудлатый текст. Великолепные находки («вода живая и до дрожи минеральная») перемежаются с прямым нарративом-проговариванием. Про ливни, горы и затмения пейзажные было бы любопытнее, на мой взгляд.

ШОРТ:
1. «Плюшевый»
2. «Верещагин»
3. «Кошачье лето»
4. «Белая рыба моя»
5. «Благовест»
6. «Колыбельная»

*****
Обзор делался по анонимному лонг-листу, при публикации восстановлены имена авторов и ссылки.

*****
Евгений Овсянников

Родился в г. Глазове (Удмуртия), живёт в Нижнем Новгороде.
Окончил факультет романо-германской филологии Удмуртского государственного университета. Переводчик.
Публиковался в журналах «Нева», «Сибирские огни», «Нижний Новгород», «Европейская словесность», «Эмигрантская Лира», альманахе «Витражи».
Лауреат Международной литературной премии им. Игоря Царёва (2015, 2016 г.) и Международного поэтического конкурса «45-й калибр» (2019 г.).

Страница Евгения на портале Стихи.ру:

http://stihi.ru/avtor/eov


Рецензии
Благодарю, Евгений! Кудлатость текста с оскаленной пастью и вот уже вслед шествует хозяин с луком в руках и любовью в сердце! :-)

Анна Иделевич   04.10.2022 21:12     Заявить о нарушении
Хороший образ, Анна! :)

Евгений Овсянников   04.10.2022 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.