Песнь песней. Цитаты. Каббала. Сияние 1 и2

Господин, Воинств, Господь, Бог
(АДНИ, Цваот, АВАЯ, Эhье)

61) Открыл и сказал: «Песнь песней, которая для6 Шломо»7. Счастливо
поколение, в котором покоится высшая мудрость! В час, когда Святой,
благословен Он, пожелал раскрыться на земле, Он не раскрылся высшим
ангелам. Почему так? Это тайны мудрости высшего Имени, что было отчеканено,
поскольку Имена святые не были им, ангелам, переданы, а были переданы
мудрецам, что на земле. В этот час ангелы восхваляют (БС: «восхваляли»), говоря:
«Господи (ЙhВh)! Господин наш (адонейну)! Как величественно имя Твое во всей
земле! Ты, который дал славу Твою на небесах»8.

62) И поясняет: «как величественно имя Твое во всей земле» – это тайны
высших святых Имён, что были отчеканены, которые раскрылись на земле,
превознеся их, эти святые Имена, «на небесах». Все эти множества ангелов
благодарят и восхваляют деяние это: что на земле раскрылось то, что не
раскрылось им.

63) Ведь вот, здесь, в стихе «Песнь песней, которая для Шломо», Тайны
Высшей святой колесницы – четырёх Имён, что были отчеканены, и это – Тайна
тайн Колесницы Высшей Имён: Господин (адонаи, АДНИ), Воинств (цваот),
Господь (ЙhВh, АВАЯ), Бог (Эhье), и это Малхут, Есод, Зеир Анпин и Бина. Тайна
четырёх Имён, что были отчеканены от четырёх сияний (зоhорин. БС: орот,
«светов»), и все и каждое сияние (зоhара/зоhар) – одно включается в другое,
влечение одного – войти в другое и включиться одному в другое.

Слова «Песнь песней, которая Шломо» скрыто указывают (ромзим) на четыре
Имени: Песнь (шир) – АДНИ, Малхут; Песней (hа-ширим) – Цваот, Есод, которая
(ашер) – АВАЯ, ЗА; для Шломо (ли-шломо) – Эhье, Бина.

64) И эти четыре сияния (зоhарин. БС: орот, «света») распространяются
Именами известными. Одно называется сиянием (зоhар/зоhар) тёмным (хашух) и



не тёмным. Когда в него вглядишься – тотчас наступает (мерим) тьма (хашух,
«тёмный». БС: хошех, «тьма»). Когда вглядишься в него больше – блещет (ноцец) и
полыхает (лоhет) светом и высшей красотой (шапир/йофи), и свет его сжимается
(камит, «сморщивается». БС: неэлам, «исчезает») внутри него, доколе в него не
ударяет свет другой, который копает [яму] в этом свете и продырявливает его. И
наполняется тогда от этого сияния, и во все стороны сверкает.

В Малхут есть два состояния (мацавим). В состоянии 1 она находится в виде
двух великих светил (меорот), когда уровень Малхут [столь же] велик, как уровень
ЗА, что означает, что оба они получают от одного источника, от Бины. ЗА принимает
от правой линии Бины Хесед, а Малхут принимает от левой линии Бины Хохму.
Однако в этом состоянии Малхут считается «тьмой», поскольку принимает от левой
[линии] Бины без правой, а Хохма левой пребывает без Хеседа правой, но Хохма не
может светить без облачения от Хеседа и потому является «тьмой».

А затем она умаляется и опускается как точка под Есодом, и тогда Есод, средняя
линия, умаляет её от получения Хохмы посредством экрана де Хирик, что в средней
линии (см. во Введении в комментарий Сулам (птиха ле-пируш hа-сулам, ППС),
п. 38), и тогда выстраивается (нивнит) заново посредством АвИ и приходит к
состоянию 2, когда получает свет Хесед от ЗА и не может более получать от Бины. И
вместе с тем, есть в ней также и свет Хохма от Бины в сосуды состояния 1, и потому,
когда она обустраивается в состоянии 2, и у неё уже есть Хесед от ЗА, она облачает
Хохму, которая в ней осталась, в Хасадим, и тогда светит Хохмой и Хасадим во всей
полноте (разъяснение этих двух состояний Малхут в см. ППС, п. 88).

Одно называется сиянием тёмным и не тёмным – это Малхут, называемая
АДНИ. И поясняет: когда в него вглядишься – тотчас наступает тьма, поскольку в
начале всматривания (hисталкут) нужно пробудить (леорер) в ней Келим состояния 1,
прежде чем Хохма облачилась в Хесед, когда она является тьмой. И потому, когда
начинают вглядываться в неё, выявляется в ней тьма, что в Хохме состояния 1.

Когда вглядишься в него больше, то есть, когда продолжают вглядываться в
неё и пробуждают Хесед, который она получает от ЗА в состоянии 2, сверкает и
полыхает светом, светом Хасадим, и высшей красотой, свечением Хохма.

И вот, всё это говорится [о том, что происходит] после того, как уже пришло
состояние 2, и желают пробудить её Хохмой. И тогда, в начале всматривания/
созерцания соделывается тьма из-за проявления (hофаа) состояния 1, а в продолжении
всматривания всё восполняется благодаря состоянию 2. Но пока она находится в
состоянии 1, нет никакого способа (эца), чтобы осветить ту тьму, что в ней, как
сказано: и свет его сжимается внутри него, то есть, пока она находится в состоянии
1, получается, что свет сжимается (камут) и исчезает (неэлам) внутри Малхут,
поскольку тогда она померкла (хашаха), доколе в него не ударяет свет другой, свет
Есода в тайне экрана де-Хирик, находящегося в нём, который копает [яму] в этом
свете, то есть, умаляет от Хохмы и, таким образом, «копает [яму]», и соделывает её
вместилищем (бейт кибуль), которое сможет получать свет Хесед от ЗА, и
продырявливает его, то есть, умаляет её, чтобы не могла долее получать Хохму от
левой [линии], как прежде, и наполняется тогда от этого сияния (зеhира. БС: ба-ор,
«светом»), и во все стороны сверкает, как в левую Хохмой, так и в правую [светом]
Хасадим.

И вот, всё это говорится [о том, что происходит] после того, как уже пришло
состояние 2, и желают пробудить её Хохмой. И тогда, в начале всматривания/
созерцания соделывается тьма из-за проявления (hофаа) состояния 1, а в продолжении
всматривания всё восполняется благодаря состоянию 2. Но пока она находится в
состоянии 1, нет никакого способа (эца), чтобы осветить ту тьму, что в ней, как
сказано: и свет его сжимается внутри него, то есть, пока она находится в состоянии
1, получается, что свет сжимается (камут) и исчезает (неэлам) внутри Малхут,
поскольку тогда она померкла (хашаха), доколе в него не ударяет свет другой, свет
Есода в тайне экрана де-Хирик, находящегося в нём, который копает [яму] в этом
свете, то есть, умаляет от Хохмы и, таким образом, «копает [яму]», и соделывает её
вместилищем (бейт кибуль), которое сможет получать свет Хесед от ЗА, и
продырявливает его, то есть, умаляет её, чтобы не могла долее получать Хохму от
левой [линии], как прежде, и наполняется тогда от этого сияния (зеhира. БС: ба-ор,
«светом»), и во все стороны сверкает, как в левую Хохмой, так и в правую [светом]
Хасадим.

65) Сияние это отчеканивается в семидесяти двух искрах, которые суть
семьдесят два отчеканенных имени, где, то есть которые собою представляю (сод):
семьдесят – Санhедрин, и два – свидетели. Тогда сияние это состоит из двух имён
и увенчивается именем этим: АДНИ.

14

Имя «семьдесят два» (Айн-Бет) – это три линии и тайный смысл трёх стихов: «и
двинулся», «и вошёл», «и простёр»1, как разъяснено в книге Зоhар (глава Бешалах,
п. 173), и та Хохма, которая раскрывается в Малхут, передаётся от этих трёх линий,
как сказано:

Сияние это отчеканивается в семидесяти двух… и это Имя АБ (Айн-Бет, 72)
разделяется на семьдесят – Санhедрин, и два – свидетели (см. там же). Тогда сияние
это состоит из двух имён, Эhье АВАЯ, и это Бина и ЗА, и там – источник, из которого
она выходит. Но там она [находится] в смешении (балула) и не раскрывается. И
увенчивается именем этим: АДНИ, поскольку Хохма раскрывается только в имени
АДНИ, в Малхут, но не в двух высших именах.

66) Тогда Малхут – князь (; ;;;;;, сар) мира всего. Все воинства и станы в
вышних и внизу, все произносят похвалу сему стиху, «Песнь песней, которая для
Шломо», поскольку, его восхваляя и хвалу произнося, в вышних восхваляют, и
когда восполняется это сияние свечением Есода, буквой Йуд, Песнью (; ;;;;;;, шир)
становится, поскольку Малхут – это господин (адон), то есть князь (сар) и владыка
(рибон), и это та Йуд, что в [слове] «песнь» (шир), которой восполняется,
восполняется всем (досл. «от всего»), то есть, от Есода, являющегося буквой Йуд, и
вместе с ней [слово сар] становится Песнью (шир). И потому называется «Песнь
восхождения», и это – владыка (рибон), начальствующий над всеми воинствами и
станами, нижними ступенями, то есть, над всем, что есть в трёх мирах Брия, Ецира и
Асия.

67) Сияние второе – сияние, в котором собираются (каниш. БС: меасеф) все
замкнутые очи высшие, и это сияние блистает (ноцец), чтобы очи не могли в него
вглядеться, и называется оно живым. И так как называется живым, берёт все
замкнутые высшие света; и искры и сияния (зhирин. БС: орот, «света») бросает
вниз, соделывая плоды (пирин/пирот) и отпрыски (ибин/ибим) по роду своему.

Второе сияние – это Есод, и он – второй, после Малхут. И известно, что Есод –
это средняя линия от хазе Зеир Анпина и ниже. Свет хохма называются очами
(эйнаим). И они замкнуты (стумим, «закупорены») в левой линии, доколе не
соединяются с правой посредством средней линии. И сказано об этом:

Сияние второе, Есод, это сияние, все замкнутые очи высшие, то есть, все
света; хохма, называемые очами, замкнутые в левой линии, собираются в котором
благодаря чему левая с правой соединяются, отпирается (нифтаха) хохма из
замкнутости своей (стимата) и светит. И известно, что средняя линия не может
соединить Ллевую с правой, прежде чем уровень хохмы умалится до ВаК де-хохма,
чтобы светить только снизу вверх (см. ППС, п. 38).

И это сияние, Есод, блистает снизу вверх, чтоб очи не могли в него
вглядеться, то есть, в это свечение хохмы, которое умалилось, чтобы невозможно
было вглядываться в него сверху вниз. Но до того, как хохма умалилась, Есод не
может в неё светить, даже в ВаК де-хохма.

И называется живым, поскольку нисходит (нимшах) от ЗА, называемого
Древом Жизни, являясь средней линией, которая низводит (мамших) ВаК де-хохма,
называемые «жизнью» (хаим), так же, как ЗА, средняя линия в вышних, над табуром.
И называется живым по той же причине, что ЗА называется «жизнью».

И так как называется живым, и из-за того, что является средней линией, берёт
все замкнутые высшие света,; все света; хохма левой [линии] и облачает в хасадим


правой, и искры и сияния – света; хохма, облачённые в искрящиеся (hитноцецот)
хасадим – бросает вниз, на Малхут, соделывая плоды и отпрыски по роду своему,
ибо эти света;, возложенные (матиль) на Малхут, соделываются в ней душами
(нешамот) и ду;хами (рухот), называемые «плодами и отпрысками по роду своему».

68) И это сияние живое называется жизнью миров. Оно в себя включает как
вышних, так и нижних, поскольку включает в себя то, что от мира высшего, ЗА, и то,
что мире мижнем, Малхут, в тайне [слов Писания] «ибо всё [что] на небесах и на
земле»1, и потому, что искры и сияния, то есть, хохму, облачённую в хасадим,
бросает вниз, соделывая отпрыски по роду своему, то есть души (нешамот).
Сияние это называется воинствами, вторым именем из четырёх имён (см. п. 63). И
непрестанное влечение его – чтоб непрестанно восхвалять в изначальном сиянии
этом, которое зовётся Песнью. Когда же как одно они, Малхут и Есод, включаются
взаимно в соединении одном, без разделения, влечением совершенным, тогда
зовётся Песнью Песней всё, так как Малхут называется «песнь» (шир), а Есод
называется «песнями» (hа-ширим).

69) И даже само оно в себе содержит всё, поскольку содержит в себе ХаГаТ,
Нецах и hОд, и содержащим множества зовётся. Оно в себе содержит все сияния
(зоhарин. БС: орот, «света;») – и вышние, и нижние. «Всё» (коль) называем мы его
из-за того, что оно в себе содержит от всего (де-хола/hа-коль), и это – жизнь. О нём
написано: «и древо жизни среди сада»2, поскольку это средняя линия. Вся жизнь
зависит от него, от средней линии (кав – м. р.), и от него исходят (пархин/порхим,
«летят», «порхают») жизнь и во все стороны (ле-холь стар/ле-холь цад») сияния (БС:
све; та).

70) Та песнь, о коей мы сказали, то есть Малхут, колодцем (беэр, в исходном
арамейском тексте написано как аббревиатура, с гершаим, Бет-Алеф’’Рейш)
называется, и входит жизнь, света; Есода, высшая в него. [И то сияние, которое
зовётся жизнью, бьёт в нём ключом – эти слова БС в своём переводе опускает]. Об
этом и написано: «колодезь вод живых»3, и написано: «колодезь, который
выкопали князья»4 – по имени тех песен высших, сияний (зоhарин. БС: орот,
«светов») укрытых, что собраны в сиянии этом (зоhара/зоhар) Есода, и это ХаГаТ
де-ЗА, что собраны в Есоде Зеир Анпина. И они выкапывают это колодец, Малхут, но
не сами они его копали, но через его посредство, то есть, посредством Есода (см.
71) Сияние (зоhара/зоhар) третье – это ЗА, который является средней линией,
что от хазе и выше. Сияние это в себе содержит три сияния: Хесед, Гвура, Тиферет,
поскольку средняя линия, ЗА, называется Тиферет, включающаяя в себя две линии,
Хесед и Гвуру. И в этом тайна трёх Букв Йуд-hЕй-Вав. В сиянии этом праотцы
(аваhан/авот) соединились (итдабаку/нитдавку, «прилепились» [друг к другу]), при
этом средняя линия – это Яаков, и в нём соединяются Хесед и Гвура, Авраам и
Йицхак.

72) И ЗА – это: «убегали и возвращались», и нет того, кто может
остановиться в искрении его. О нём, ЗА, написано: «и убегали животные и
возвращались»5. И унаследует наследство и достояние сияний укрытых, которые
не раскрываются, то есть, наследие высших АвИ, [букв] Йуд-hЕй, и от которых
зависят (тальяин/тлуйот) три буквы Имени святого Йуд-hЕй-Вав-hЕй. А ЗА – это
Вав, и вместе это Йуд-hЕй-Вав. Отсюда, от этих Йуд-hЕй-Вав [и далее] – буква hЕй,
четвёртая, Малхут, собирает и удерживает, и потому ЗА называется Именем Йуд-
hЕй-Вав-hЕй – по той причине, что всё порядком совершенным упорядочивается
так, что три буквы Йуд-hЕй-Вав будут светить последней hЕй.

73) И поясняет: это сияние, Зеир Анпин, убегает и возвращается в тайне
буквы Вав Имени Йуд-hЕй-Вав-hЕй, где Йуд-hЕй скрыто указывают на Хохму и
Бину, а Вав-hЕй – на Зеир Анпин и Малхут. Стои; т она, буква Вав, Зеир Анпин,
посередине, между верхом, Биной, и низом, Малхут. Буква hЕй, Бина, – с той
стороны, что вверху, и буква hЕй, Малхут, – с той стороны, что внизу, а
«животные» – это Вав, то есть, ХаГаТ, как сказано в соседнем комментарии [к п. 71],
посредине, и потому она «убегает и возвращается»: убегает к hЕй высшей, Бине,
дабы подняться к ней во влечении (теовта/тшука) совершенном, чтобы принять
от неё Хохму и Хасадим и возвращается к hЕй нижней, Малхут, чтоб дать ей то,
что получили свыше, от Бины.

74) Сияние это – как ока колесо (гальгала/гальгаль), в сокрытом виде (бе-орех
сатим/ба-дерех сатум, «путём сокрытым»), Сияние его убегает и возвращается,
поскольку его влечение – подняться верх и тотчас возвратиться. И в этом тайна,
«которая» – имеется в виду слово «которая» (ашер), что в [названии книги] «Песнь
Песней, которая [для] Шломо», где «Песнь» (шир) – это Малхут, «Песней» (hа-
ширим) – Есод, а «которая» (ашер) – Зеир Анпин стои; т и здесь, и здесь, в Бине и
Малхут.

Здесь он разъясняет тайный смысл [стиха] Писания «убегали и возвращались»
как тайну четырёх цветов ока, поскольку око светит от Хохмы только скрыто (ба-дерех
сатум, «путём сокрытым»). Тогда поднимается кверху и принимает от Бины три
цвета: белый, красный и зелёный, и это три линии, ХаГаТ, сокрытые от Хохмы, и это
называется «убегает». А затем раскрывается (потехет, «рапахивается») око в порядке
«и возвращается» Малхут, к чёрному цвету ока, и приходит раскрытие (нитгальта)
Хохмы (см. подробности в Зоhар Ваэра, п. 291).

75) Сияние четвёртое – Эhье, Бина, и это – сияние закрытое (сатим/сатум),
оно невидимо совсем – ведь вышли из этого сияния закрытого сияния другие,
Хохма и Хасадим, распространились и включились они одно в другое. Но само
сияние это не раскрывается совсем, но в понимании (сухлетану/твуна) сердца
стои; т оно, то есть, НеhИ Твуны облачаются в ЗА в тайне сердца (лев, Ламед-Бет), и
это 32 (Ламед-Бет) тропы (нетивот) Хохмы, что в Зеир Анпине. И сердце его знает и
вглядывается в него, хотя оно невидимо совсем, то есть принимает от него и
передаёт Малхут.

76) И так – поскольку из всех сияний (зоhарин. БС: орот, «светов») этих,
которые исходят от Бины, исходит влечение сияния (зоhара/зоhар) нижнего,
Малхут, а влечение её – к тому, дабы хвалою восхвалить и в эти сияния (зоhарин.
БС: орот, «светов») вглядеться (леистакала/леhистакель), то есть, раскрыть свечение
Хохма, называемое «взглядом» (hистаклут) и в них включиться, дабы подняться к
этой высшей красоте, то есть, раскрыть свечение Хохмы, укрытой (мехуса) в Бине,
называемое «красотой» (ноам). Об этом царь Давид сказал: «одного просил я у
Господа, того [лишь] ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни
жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его»2. И это тайна


Рецензии