Танит

     Танит – финикийско-карфагенская богиня-девственница, особенно почитавшаяся в Карфагене.
    Название Танит появилось в Карфагене. Несомненно, она являлась аналогом богини Астарты, а в римском Карфагене ей поклонялись в качестве Юноны Келестис — локализованной формы римской богини Юноны.
    Танит была объектом культа в пунических колониях во всём Западном Средиземноморье (от границ Мальты до Гадеса в эллинистический период). С V века до н. э. поклонение богине связано с Баал-Хаммоном, ей самой посвящён эпитет pene baal («лицо Баала») и титул rabat, женская форма слова rab (господин). В Северной Африке и на острове Кипр она была супругой Баал-Хаммона, небесной покровительницей войны, девственной богиней-матерью и символом плодородия.
    Эмблемой финикийского божества была трапеция, закрытая сверху горизонтальной линией и имевшая в середине круг. Саму Танит иногда изображали с львиной головой, указывая на её воинские черты. В южнофиникийском городе Сарепта был обнаружен посвящённый Танит храм, надписи в нём тесно связывали её с лунной богиней Астартой (и далее с Иштар).
     Истоки Танит найдены в пантеоне города Угарит в лице местной богини Анат (уже было, об Анат см. http://stihi.ru/2022/07/23/5608). Существуют оспариваемые свидетельства, что для Танит (Анат) и Баал-Хаммона приносили в жертву детей. По свидетельству римского христианского автора Тертуллиана они не проводились открыто до правления императора Тиберия. Подтверждением детских жертвоприношений богине Танит археологи посчитали найденный карфагенский тофет (массовое захоронение маленьких детей). Однако дальнейшие исследования захоронения поставили под сомнение такой вывод, анализ останков показал значительный процент младенцев, умерших ещё до рождения. В результате была выдвинута гипотеза о том, что тофет являлся особым кладбищем для мертворождённых и умерших до 6 месяцев от болезней детей. Эта гипотеза, тем не менее, оспаривается другими учёными. В любом случае, о человеческих жертвоприношениях финикийцев древние иудеи не сомневались, и фактически при Яхве это в регионе впервые стало считаться преступлением и мерзостью. Остатки этого культа в виде проведения детей через огонь неоднократно упоминается в Библии. Поэтому два слова о Молохе:
         Два слова о Молохе, он же Ваал, - упоминаемое в Библии имя семитского божества, которому поклонялись евреи во время исхода (Амос.5:26) и во времена царя Соломона (3Цар.11:7). «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом, и Молоху, мерзости аммонитской». Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. (Царств 11:7-8.) Поклонение Молоху отличалось принесением детей в жертву через всесожжение, рудиментом которой многие считают Жертвоприношение Исаака и дочери Иеффая (Суд.11:39). Между тем еще Моисей категорически критиковал подобную форму поклонения Богу (Лев.18:21; Лев.20:2).
   Помимо евреев Молоху поклонялись аммонитяне (3Цар.11:7) и финикийцы. Похожий культ практиковали и моавитяне. Молох – это известный Ваал, супруг и брат Таит (она же Анат и Астарта).
       Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки. Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки.
       В Библии упоминается о «проведении чрез огонь» детей в долине Гинномской (Геенна) около Иерусалима, в честь Молоха, при еврейских царях. Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва. Местом отправления культа в Палестине был, по Библии, тофет в долине Хинном (Иер.32:35).
        В иудаистической традиции человеческие жертвоприношения были запрещены; иудейский царь Иосия (об Иосии см. http://stihi.ru/2022/05/14/6945) уничтожил тофет (2-я Цар.23:10); человеческие жертвоприношения совершали, лишь цари как Ахав (4-я Цар.16:3) и Манассия (о царе Манассии см. http://stihi.ru/2022/05/02/6581

        Откуда мы знаем, что пунийцы приносили человеческие жертвы? Согласно словам Диодора Сицилийского, в 310 году до н. э., во время атаки города, чтобы умиротворить Ваал Хаммона, карфагеняне принесли в жертву более 200 детей из знатных семей. Принесение невинного ребёнка в жертву искупления считалось величайшим актом умилостивления богов. По всей видимости, этот акт был призван обеспечить благосостояние как семьи, так и общества. Так и ли иначе, это пишут победители, и никто не знает насколько это было распространено.
       Но есть и более существенное. В 1921 году археологи обнаружили место, где были найдены несколько рядов урн с обуглившимися останками как животных (их приносили в жертву вместо людей), так и маленьких детей. Место назвали Тофет. Захоронения находились под стелами, на которых были записаны просьбы, сопровождавшие жертвоприношения. Подсчитано, что в этом месте находятся останки более 20 000 детей, принесённых в жертву всего лишь за 200 лет.
      Однако, у теории о массовых детских жертвоприношениях в Карфагене есть и противники. В 2010 году группа международных археологов изучила материал из 348 похоронных урн. Оказалось, что около половины всех захороненных детей были либо мертворождёнными (как минимум 20 %), либо умершими вскоре после родов. Лишь несколько захороненных детей имели возраст от пяти до шести лет. Таким образом, детей кремировали и хоронили в церемониальных урнах независимо от причины их смерти, которая не всегда была насильственной и происходила на жертвеннике. Исследование также опровергло легенду о том, что карфагеняне приносили в жертву первого рождённого младенца мужского пола в каждой семье.

      Долгое время после уничтожения Карфагена римлянами население северной Африки поклонялось Танит под именем Юноны Келестис, которую связывали с римской богиней Юноной. Вергилий в «Энеиде» называл Юнону богиней, благоволившей к карфагенянам, поскольку отождествлял её с Танит. Античные берберы также адаптировали культ Танит. У древних египтян её имя означало Земля Нейт, сама Нейт являлась богиней войны.
Продолжаю цикл «Богини»
Статуя Танит. Музей археологии Каталонии, Барселона

9.82022


Рецензии