Смуглая леди. Мэри Фиттон

Смуглая леди сонетов Шекспира. Мэри Фиттон, Уильям Герберт и Шекспир.

Иллюстрация: Мэри Фиттон, фрейлина королевы Елизаветы Первой, годы жизни 1578 – 1647. Портрет датируют примерно 1595 годом, когда леди Мэри поступила на службу во дворец. Здесь ей 17 лет (хотя выглядит старше; может быть, виной тому официоз).

          Эта красавица в оранжево-серебряном платье с сильно удлиненным лифом и объемными рукавами-стручками, как тогда было модно, имела в любовниках Уильяма Герберта 3-его графа Пембрука. Связь стала явной, когда она родила ребенка, но Герберт жениться отказался, отделавшись всего лишь кратковременным тюремным заключением.

Потом она имела еще многих любовников, а он любовниц, она вышла замуж, он наконец женился, и это уже не столь интересно, в отличие от того обстоятельства, что граф Пембрук - один из претендентов на роль «Fair Youth» и «Mr W.H.» сонетов Шекспира, а Мэри Фиттон тогда – та самая загадочная «Dark lady».

           Идея насчет «Fair Youth – это Уильям Герберт граф Пембрук» принадлежит исследователю и издателю сонетов Тайлеру (Tyler, 1890). Трудно поверить, глядя на портреты пожилого графа, что в юности он был так невообразимо хорош собой, что вдохновлял поэтов и легко влюблял в себя женщин, в том числе и королев, но, во всяком случае, профиль у него благородный, а инициалы его имени совпадают с теми, которые значатся в посвящении к первому изданию сонетов – W. H. (William Herbert). К тому же он в самом деле не торопился бросаться в объятия Гименея, так что первые сонеты цикла, полные навязчивых рекомендаций на предмет «продолжения красоты в потомках», как раз в тему.

Вообще, стоит заметить, с этим аспектом нет проблем у обоих претендентов на роль «Белокурого юноши», ни у графа Пембрука, ни у графа Саутгемптона, тут они идут «рука об руку»: оба были привередливыми женихами, расторгая уже спланированные помолвки, причем Пембрук это сделал даже дважды, так как вслед за Элизабет Кэри, внучкой лорда-камергера Генри Кэри барона Хансдона (который курировал труппу Шекспира и по одной из версий сам также может быть Шекспиром), отверг еще и Бриджит де Вер, сестру Элизабет де Вер, от которой (как тесен мир) отказался Саутгемптон (невесты из дома Оксфордов-Бёрли вряд ли были настолько дурны собой, но с приданым там обстояло неважно; во всяком случае, браки высшего света заключались не ради любви, что в самом деле могло покоробить чувствительные души).
 
Все эти разрушенные помолвки находятся в рамках предполагаемых границ создания сонетов: Саутгемптон – 1594 год, Пембрук – 1595 и 1597 годы. Хотя датировка появления сонетного цикла разнится: чаще всего называют 1592-1599 годы, более избирательно 1592-1595, но иногда верхнюю границу проводят даже позднее 1600 года, чуть ли не до самого 1609 года, когда сонеты были изданы.

Впрочем, так или иначе, но главное остается: эти люди были молоды и предпочитали любовные приключения.

Кстати говоря, любовь в условиях придворной жизни являлась (и при Елизавете, и при Якове однозначно) делом небезопасным, а за самовольный брак можно было угодить за решетку даже пожизненно, как это случилось, к примеру, с Арабеллой Стюарт, только позднее рассматриваемых событий.

          Итак, идея насчет «Fair Youth – это Уильям Герберт граф Пембрук» принадлежит издателю Тайлеру, который, стоит отметить, был ортодоксальным стратфордианцем (то есть не сомневался в том, что Шекспир (Shakespeare, «Портрясающий копьем») – это актер Уилл Шекспир (Will Shakspere), прибывший в Лондон из своего Стратфорда счастья искать, все схватывавший на лету и потому по итогу увенчанный бессмертными лаврами).

Идея насчет «Dark lady – это Мэри Фиттон» появилась как следствие предположений Тайлера относительно графа Пембрука, в надежде развить и обогатить данную версию подходящей кандидатурой на роль героини Шекспировых сонетов: Георг Брандес «Шекспир. Жизнь и произведения» Глава XXXVI «Смуглая дама» сонетов.

Брандеса упрекают в «поражающем легкомыслии», поскольку, «пользуясь чисто литературными приёмами сонетов», он «дал целый роман о связи Шекспира с Фиттон и в горьком чувстве, оставленном её изменой, видит источник мрачного периода шекспировского творчества 1600 - 1609 гг.». Однако и его предположения, как явствую анналы альтернативного шекспироведения, в свой черед также были восприняты:

«В 1600 г. красавец Герберт вступил в тайную связь с фрейлиной королевы [Елизаветы Первой] Мэри Фиттон, в мужском наряде ускользнувшей из дворца.  … К началу романа между белокурым красавцем Уильямом и смуглянкой Мэри относятся, между прочим, сонеты 138 и 144, попавшие уже в 1599 г. в пьесу «Страстный пилигрим».
          Ф. Шипулинский «Кто скрывался под маской Шекспира».

(Насчет переодевания в мужской наряд – аллюзия на смелый поступок той самой невезучей Арабеллы Стюарт, о которой вскользь упоминалось. Мэри Фиттон юбку с фартингейлом на бриджи не меняла.)

Дальше и у Шипулинского с Брандесом происходит то же самое, что у Брандеса с Тайлером: начинается встраивание почерпнутых сведений в следующую по счету теорию, вплоть до предположения,  что сонеты к Смуглой даме, включенные в Шекспировский цикл, писал сам Уильям Герберт граф Пембрук (которому они затем и были посвящены – запутанная история), поскольку Шекспира как такового не было, а был коллектив авторов под общим псевдонимом (тут напрашивается отсылка к матушке Пембрука, Мэри Герберт графине Пембрук, хозяйке литературного Уилтонского круга, но не будем отвлекаться).

Продолжение цитаты: «Мэри Фиттон предпочла обвенчаться с более солидным поклонником…,  а сам Уильям Герберт вскоре утешился в браке с Мэри Тальбот, графиней Шрюсбери. Но юноша еще долго не мог забыть свою первую глубокую любовь к «смуглой даме», продолжал умолять и упрекать ее в своих сонетах... Этому таинственному роману посвящено чуть ли не больше половины сонетов «Шекспира».

          Чтобы закончить всю эту фантасмагорию, самое время еще раз посмотреть на портрет придворной дамы Мэри Фиттон. Волосы высоко поняты надо лбом, они темные, в самом деле (не «жгучая брюнетка», по выражению М.С. Френкеля, но во всяком случае и не «светлая блондинка», как написано в одной из статей, с возмущением развенчивающей фантазии Брандеса и иже с ним). Кожа вроде бы имеет слегка желтоватый оттенок. Так, значит, в самом деле «смуглянка Мэри» и та самая «Dark lady», Беспокойный призрак, как об этом загадочном персонаже отзываются англичане? 

Или дело заключается в манере живописца и свойстве старинной живописи – темнеть с годами, подобно тому, как старое золото покрывается патиной, а произошедшие когда-то события забываются, путаются, приобретают несвойственные ранее черты и служат уже не истине, но вновь возникшей легенде.
25.06.2022
***

Использованные источники:


Георг Брандес (1842—1927) «Шекспир. Жизнь и произведения».
          Брандес первым выдвинул Мэри Фиттон, кратковременную подругу Уильяма Герберта, на роль Смуглой дамы Шекспира.


М.С. Френкель. «Загадка Шекспира» Глава «Дебют поэта».
          Френкель поддерживает мысль Брандеса о Мэри Фиттон и Уильяме Герберте, при этом не подвергая сомнению, что третьим углом любовного треугольника был актер и драматург Уильям Шекспир из Стратфорда, увлекшийся любовницей своего покровителя. 


Ф. Шипулинский «Кто скрывался под маской Шекспира».
          Автор придерживается мнения, что Шекспир – образ собирательный, шекспировские произведения принадлежат разным авторам: Элизабет Меннерс Рэтленд, Уильяму Герберту Пембруку, описавшему свой роман с Мэри Фиттон – Смуглой леди.

«William Shakespeare. Sonnets» Владимир Микушевич, вводная статья и поэтический перевод сонетов.
          В предисловии переводчик разбирает любовный треугольник «Мэри Фиттон – Уильям Герберт 3-й граф Пембрук – Шекспир» и выдвигает претендентов на роль Шекспира - автора сонетов.
***
http://stihi.ru/2022/07/29/3668


Рецензии