Смерть Сослана ч. 8

Нартский эпос

Часть III Сослан

Окончание

Начало здесь:

http://stihi.ru/2022/05/12/931,
http://stihi.ru/2022/05/14/6219,
http://stihi.ru/2022/05/17/925,
http://stihi.ru/2022/05/19/1046,
http://stihi.ru/2022/05/21/3977,
http://stihi.ru/2022/05/23/4278,
http://stihi.ru/2022/05/26/687

Искал на небе, на земле,
Но нет нигде, в кромешной мгле
Искал он в реках пятый день,
Искал в горах, искал, где тень
Уходит подлая во тьму,
Искал в пещерах, наяву…

И вот однажды сам пастух,
Пришёл к нему (лаская слух):
«Бугай уже, который день
Приходит к склепу, прячась в тень,
И там неистово ревёт,
Как будто кто там его ждёт!»...

«Ревёт?!», - то точно неспроста
Батрадз подумал, маета…

Бугая взрезал под кинжал,
На плечи шкуру, подбежал,
И заревел, что тот бугай,
Что дрожь по телу, не зевай.

Он слышит голос Колеса:
«Ко мне пришёл, моя краса.
Я выйду, только подожди,
Обед поминочный в дожди.
Сижу я в склепе, всё мертво,
Страшусь Батрадза одного».

«А! Значит подлое ты здесь!
Давай наружу прежде лезь!
Ты от меня не убежишь!», -
Батрадз ответно, «Что брюзжишь?!
И голову мне не морочь!»

Тут Колесо бежало прочь…

И, чтобы дальше легче бечь,
Взлетело Селезнем, засечь
Батрадз успел, уняв покой,
Стал Коршуном вперёд в разбой.

Со страху Колесо тотчас,
Упало на равнину враз.
Осокой став, совсем сухой,
Батрадз - батыром стал, постой…

Из рук его явился жар,
И на равнине той пожар
В ладони хлопнул раз, другой,
И загорелся сухостой.

Фазан с отчаяньем взлетал,
В огне поляна та в накал,
Батрадз – в Орла, тот был ведом.
Фазан в селенье нартов в дом
Влетел и к вещей, взгляд тяжёл, 
Батрадз спустился, сам вошёл.

«Где тот Фазан, что в дом влетел,
Он где-то здесь, не улетел.
Не то я дом, прости, сожгу,
С тобой, детьми, не подожду!»

Испуг старухи, визг, азарт:
«На кладбище летел, мой нарт!
Ищи в могиле, той в хвою,
В последней, справа на краю!»

Разрыв могилу ту Батрадз,
(Бог за дела ему воздаст!)
Схватил Балсага Колесо,
Что было в жизни так борзо,
И расколол на части две,
Тростинку как сломил в главе…

А дальше мщением гоним, 
Пришёл к Сослану на помин…
И части эти колеса,
Воткнул в могилу, чудеса…

Встал у могилы, говорит:
«Прими, Сослан, мой дар!», - горит
Отрадой щёки, и сейчас
Сослан ответно: «Братья! Глас
Услышан Божий! Отомщён!
Постройте нарты склеп»,  - смущён,
«Одно окно, чтоб на восток,
В другое солнце чтобы в срок
Всходило, третье, чтоб дрожала сень,
На запад, чтоб прощалось в день.
Лук, стрелы рядышком со мной,
Тем сохраните мой покой!»

Вот вроде всё, но только смерть
Обходит нарта, круговерть
Вокруг, что хоть батыр без ног
Он слышит всё, вдруг клич тревог…

Он приподнялся, чтоб узнать…
Склеп, пастушок давай стенать…
Кричит: «Тревога! Прячьте флаг!»,
Сослан из склепа: «Где наш враг?!
А пастушок ему в ответ:
«Я пошутил!»», - нет в мире бед…

Обидно нарту, если так
Уже у склепа шутка в такт.
И с той поры, уняв азарт 
Навеки в склепе знатный нарт…

*) Сослан - имя происходит от осетинского имени Сосруко, персонажа кавказской мифологии, в частности, нартской саги. Этимологически оно произошло из тюркских языков (ногайский суслан "выглядеть угрожающе", сусла "грозный, мрачный"). Вариант Сосруко, в свою очередь, является адыгейским
**)Ацырухс -  (осет. Ацырухс, Уацирохс - буквально «сверхъестественный свет») - персонаж осетинского нартского эпоса, лучезарная дочь Хура (осет. Солнце) - божества, жившего на небе.Ацырухс жила в пещерном семиярусном замке под покровительством семи великанов уаигов и была ими воспитана. Ацырухс была третьей женой прославленного нарта Сослана, который отбил её у небесного жениха. Чтобы взять Ацырухс в жёны, Сослан должен был выполнить обязательное условие великанов уаигов добыть обладавшие целебными свойствами листья волшебного Аза-дерева, которое росло в стране мёртвых.
***) Урочище Зилахар - небольшой географический объект в РСО-Алании. По легендам осетин, на этом поле в старину осетины устраивали ежегодные спортивные игры
****) Балсаг - мифический персонаж осетинского нартовского эпоса, обладатель все сокрушающего огненного колеса – колеса Балсага. По указанию бога-солнца Хура Балсаг отправляет на землю свое огненное колесо, которое убивает знаменитого нарта Сослана, оскорбившего дочь солнца; в некоторых вариантах колесо Балсага убивает и другого нартовского героя – Батраза. Известно, что солнце - любимый предмет народного творчества осетин, и оно нередко представляется в образе прекрасной девушки - дочери Бога. Осетины были уверены, что солнце воплощает в себе два начала: доброе и злое. Но Cолнце для наших предков - это так же источник жизни, тепла и света. Неслучайно и в нартском эпосе осетин - оно одно из главных персонажей. Нарты считали себя детьми солнца и поддерживали с ним дружеские и родственные отношения. Сестре нарта Уархага Солнце подарило бусинку из белого камня, на дочерях Солнца Ацырухс и Хорческе женаты нарты. Одна из его безымянных дочерей — названная сестра нарта Батрадза.
*****)Сырдон  (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли;
******)Курдaлагон - небожитель, владыка кузнечного дела, первый и самый искусный кузнец.
*******)Ахсартагката (осет. ;хс;рт;ггат;) - один из трёх родов, являющих собой эпический народ нартов. Кроме Ахсартагката существуют нартские роды Алагата и Бората. Все три нартских рода живут на одном горном склоне в трёх разных селениях: «Верхние Нарты» принадлежат роду Ахсартагката, «Средние Нарты» - роду Алагата и «Нижние Нарты» - роду Бората. Род Ахсартагката владел тайным и чудодейственным хатским языком, который не понимали остальные нартские роды.
********)Урызмаг также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг - один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания.
*********)Хамыц (осет. Х;мыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц не совершал подвигов, был легкомысленен.
**********)Батраз (осет. Батыраз) - один из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе, дух грозы, сын Хамыца и девушки из рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру. Батраз называется в эпосе стальным, неуязвимым.


Рецензии
Однако, Игорь, прочитал
Поэму Вашу, стало жаль
Героя. Столько совершил
И даже он не враз почил,
К кончине нас он так подвёл,
Чтоб горе в сердце не пришло!
Спасибо Вам за поэму!

Владимир Шихов   12.06.2022 19:23     Заявить о нарушении
Ничего страшного, Владимир! Будут новые произведения, новые герои этого славного эпоса. Добрый день. Спасибо за прочтение всей сказки. Игорь

Игорь Апрельский   13.06.2022 12:52   Заявить о нарушении
Да, Игорь, труд огромный Вы вложили,
Спасибо Вам! Мы - будем ждать.

Владимир Шихов   13.06.2022 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.