Смерть Сослана ч. 1

Игорь Апрельский
Нартский эпос

Часть III Сослан

В селенье нартов за рекою,
Где солнце всходит над горою
В довольстве, в счастье жил Сослан* -
нарт всем известный. Он – охран
традиций горских в каждом часе.
В семье душевно, всё в согласье,
С женой чудесною Ацырухс**
Но есть и в ладе этом минус…

В тиши семейной он увяз…
И на охоту в тот же час
собрался в поле Зилахар***,
туда, где нартов ждёт хабар -
добыча дерзкая и вот
идёт на подвиг нарт, идёт…

В охоте дни его в недели,
Три незаметно пролетели.
Когда ж совсем он одичал,
Друзей-батыров повстречал.
Мужей достойных и лихих,
Двенадцать ровно было их.

На поле у реки в сторонке
Шатёр воздвигли на соломке.
С утра до самого обеда
Охотились, а посль примета -
В шатёр вертались отдыхать,
Чтоб «сказки» в ночь, шутя слагать… 

Всё было, как я вам сказал,
Устали, жарко, сон всех взял..
Но лишь Сослан один не спит,
Усталость не берёт, молчит.
Себя от сна переборол,
В ущелье пред горой зашёл…

С собою лук он взял и стрелы,
Шел долго, озеро замшело
Там за ущельем его ждёт.

«Зверь к водопою точь придёт! -
Батыр подумал: «Ведь жара,
Могла свести и их с ума».

Сидел он долго. Вечерело.
Глядит же зорко, матерело.
Вдруг видит диво - Олениха
К воде идёт, ступает тихо.

Стройна, легка в своих движеньях,
И грациозна в отраженьях.
А в довершение чар в яву
Звезда блестит луной во лбу.

Сослан, как есть, завороженный,
Застыл в молчании влюбленно.
Но всё ж стрелу на тетиву
Вложил, вдруг диво наяву…

Глядь, обернулась Олениха
Девицей и игриво, лихо
Ему, смущаясь, говорит:
«Будь здрав, Сослан, мой лазурит!»

На что батыр, тряся главой:
«Пусть счастье будет и с тобой!»

«Я сколько раз спускалась с неба,
Тебя здесь встретить для потреба.
Ждала, ждала и наконец,
Сегодня встретила, венец
Хочу, чтоб ты женой назвал
И за собой, душа, позвал».

«Девиц, коль буду всех бездомных
К себе вести я беспардонно.
Не хватит места, да ж в подвал!», -
Сослан с досадою сказал.

«Смотри, Сослан, ты пожалеешь,
Словами дерзкими коль смеешь,
Меня бездомною назвать», -
Девица молвила опять.

«Всю жизнь охочусь, твердо знаю,
Место свиней в болоте, маю,
Коль всех бы в жёны раньше звал,
То дом не дом бы стал, а свал.
Тащить всех замуж – это среза,
Булат стал б черным как железо».

От дерзких слов или потуги
Вдруг вскинула девица руки
И взмыла в небо дерзко ввысь,
Сослан схватить хотел, «Держись!
Я бога дочь, царя БалсАга***
Он попирает пяткой блага.
Не ведаешь в тиши земной,
что сделает отец с тобой!»

И в дом отца влетала дочь,
Пересказав тому всё в точь.

Как оскорбился царь Балсаг,
он колесу: «Да будет так!
Ступай вперёд! Быстрей катись!
Небесной хляби свергни высь!
Убей обидчика Сослана,
Не пощади его охрана!»

И покатилось колесо,
Стремительно, шумя борзо.

А между туч кричит Балсаг:
«Ей, нартский отпрыск! Будет так,
Как захочу сегодня я,
Прими «подарок» - сласть огня!»

Продолжение следует…

*)Сослан - имя происходит от осетинского имени Сосруко, персонажа кавказской мифологии, в частности, нартской саги. Этимологически оно произошло из тюркских языков (ногайский суслан "выглядеть угрожающе", сусла "грозный, мрачный"). Вариант Сосруко, в свою очередь, является адыгейским
**)Ацырухс -  (осет. Ацырухс, Уацирохс - буквально «сверхъестественный свет») - персонаж осетинского нартского эпоса, лучезарная дочь Хура (осет. Солнце) - божества, жившего на небе.Ацырухс жила в пещерном семиярусном замке под покровительством семи великанов уаигов и была ими воспитана. Ацырухс была третьей женой прославленного нарта Сослана, который отбил её у небесного жениха. Чтобы взять Ацырухс в жёны, Сослан должен был выполнить обязательное условие великанов уаигов добыть обладавшие целебными свойствами листья волшебного Аза-дерева, которое росло в стране мёртвых.
***)Урочище Зилахар - небольшой географический объект в РСО-Алании. По легендам осетин, на этом поле в старину осетины устраивали ежегодные спортивные игры
****)Балсаг - мифический персонаж осетинского нартовского эпоса, обладатель все сокрушающего огненного колеса – колеса Балсага. По указанию бога-солнца Хура Балсаг отправляет на землю свое огненное колесо, которое убивает знаменитого нарта Сослана, оскорбившего дочь солнца; в некоторых вариантах колесо Балсага убивает и другого нартовского героя – Батраза. Известно, что солнце - любимый предмет народного творчества осетин, и оно нередко представляется в образе прекрасной девушки - дочери Бога. Осетины были уверены, что солнце воплощает в себе два начала: доброе и злое. Но Cолнце для наших предков - это так же источник жизни, тепла и света. Неслучайно и в нартском эпосе осетин - оно одно из главных персонажей. Нарты считали себя детьми солнца и поддерживали с ним дружеские и родственные отношения. Сестре нарта Уархага Солнце подарило бусинку из белого камня, на дочерях Солнца Ацырухс и Хорческе женаты нарты. Одна из его безымянных дочерей — названная сестра нарта Батрадза.