Тоталитаризм, массы и междисциплинарность

Проблема взаимодействия общества и тоталитарной власти в условиях  идеологической монополии последней является одной из ключевых проблем истории ХХ века и потому кажется весьма перспективной для осмысления и анализа. Всякая тоталитарная власть стремится утвердить своё господство над обществом навсегда, для чего ей жизненно необходимо сделать общество абсолютно предсказуемым - сделать его "массой". Достижение состояния абсолютной предсказуемости общества неразрывно связано с наделением тоталитарной власти самое себя исключительным правом на сакрализацию и интерпретацию культурных смыслов.

Эта тема является весьма многогранной и многоаспектной и отсюда по сути своей междисциплинарной, поскольку ее базовая терминология и категориальный аппарат (общество, власть, тоталитаризм, идеология, личность, культура, сакральность, ... ) являются общими для многих гуманитарно-социальных наук и смежных с ними областей знания. Конечно, основной наукой здесь является история. Но сам процесс осуществления тоталитарной элитой власти над "массами" предполагает создание гигантского системообразующего комплекса конкретных запретов для каждого члена общества — и это является уже антропологической составляющей.

Взаимодействие исторических и антропологических моментов темы не исчерпывает всех междисциплинарных взаимодействий и подходов. Односторонняя связь власти и общества в условиях тоталитаризма имеет массу иных аспектов: культурологический, психологический, социально-психологический, социально-философский, социологический, семиотический, юридический, экономический, информационный, этический, эстетический, политологический, религиозный и многие другие. Социально-философский и социально-психологический подходы представляются наиболее значимыми, однако это не умаляет актуальности остальных междисциплинарных взаимодействий.

Любая тоталитарная власть стремится превратить общество в «массы». Массы всегда насильственно отрываются тоталитарной властью от элитарной культуры прошлого, которая хотя и опирается на мораль и вековые архетипы национального сознания, но тем не менее почти всегда объявляется неполноценной и вредной. Новая «массовая культура» (часто псевдокультурная по своей сути) становится тотальным этическим базисом аморальных повелений тоталитарной власти.

Понятие «массы» также является междисциплинарным. Все научные (а часто и научно-популярные) работы ХХ и начала XXI века, в центре внимания которых лежит проблема духовного бытия масс, являются междисциплинарными. Это и «В тени молчаливого большинства, или конец социального» Жана Бодрийяра, и «Русская трагедия. Гибель утопии» А. А. Зиновьева, и «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества» Герберта Маркузе, и «Общество спектакля» Ги Дебора — и многие, многие другие.

Представляется необходимым по возможности подробно остановиться на двух весьма значимых междисциплинарных трудах, имеющих отношение к заявленной теме: «Восстании масс» Хосе Ортеги-и-Гассета и «Массе и власти» Элиаса Канетти.

Хосе Ортега-и-Гассет — известный социальный философ, интересовавшийся массовой культурой, в своей работе «Восстание масс» он описал культурный кризис Европы, связанный с изменением положения и значения масс в обществе. Этот кризис является многоаспектным общественным явлением, далеко выходящим за рамки культурологии и истории культуры, поскольку он, по мнению Хосе Ортеги-и-Гассета, системен. Это обстоятельство предопределяет междисциплинарность работы Ортеги.

В «Восстании масс» Хосе Ортега-и-Гассет даёт определение понятию «масса» вне зависимости от тоталитарности/демократичности общества: «Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, как и все, и не только не удручён, но доволен собственной неотличимостью» и «Масса — это те, кто плывет по течению и лишён ориентиров. Поэтому массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны». Эти авторские определения массы междисциплинарны по сути, поскольку значительно выходят за рамки социальной философии (в этику, религию, психологию, …). Автор также сравнивает «массового человека» с избалованным ребёнком с врождённой неблагодарностью ко всему, что смогло облегчить ему жизнь — а это уже выход на онтологический статус «массы».

При этом «массе» Хосе Ортега-и-Гассет противопоставляет «избранное меньшинство». Избранными, по мнению автора, являются «не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно» и «единственные, кто зовёт, а не просто отзывается, кто живёт жизнью напряжённой и неустанно упражняется в этом» - а это уже прямая отсылка как к конфуцианству и его концепции «благородного мужа», так и концепции сверхчеловека Фридриха Ницше. Отсюда явным образом следует междисциплинарная связь «Восстания масс» с историей философской мысли.

Хосе Ортега-и-Гассет описывает современную эпоху как эпоху небывалых возможностей. В мире всего стало больше: «всего, что можно придумать, пожелать, создать, разрушить, найти, употребить или отвергнуть». Значительно выросли и уровень жизни людей, и выбор товаров: «Трудно вообразить вещь, которой не было бы на прилавках, и наоборот – невозможно вообразить все, что там есть». Ортега  считает, что современную жизнь в целом невозможно называть упадочной, но при этом он указывает на явные упадочные черты: концентрацию человека на своем уровне жизни и потреблении в ущерб морали и духовному развитию, на отрыв человека и общества в целом от своего прошлого (которое перестает быть духовным мерилом настоящего), на проблему возрастающей специализации науки (которая приводит к распаду единой картины мира), на исчезновение морали из умов людей — исследование всех этих тенденций не укладывается в рамки какой-либо одной конкретной науки.

Труд «Масса и власть» Элиаса Канетти также междисциплинарен.  Главный предмет интереса Канетти — массовое общество. Так же как и Хосе Ортега-и-Гассет, Элиас Канетти не ограничивает себя ситуацией тоталитаризма. В работе «Масса и власть» четко прочерчен антропологический компонент. На основании данных социальной антропологии он выделил основные формы массы и ввел новые термины: «открытая» и «закрытая» масса, «кольцо», «массовый кристалл» - которые значительно выходят за рамки собственно социальной философии как базовой науки данного труда.
В своей работе Элиас Канетти проанализировал происхождение властных отношений и их связь с первичными явлениями человеческой природы — питанием, тактильными ощущениями, страхом смерти, воображением. Он также дает очень интересный анализ социальных механизмов, которые превращают человека из независимой самодостаточной личности в часть толпы, и этот анализ не может не быть междисциплинарным. Автор старался понять, как происходит подчинение массы её руководителям: он проводил некую параллель между руководством и паранойей, пытаясь провести анализ на основе фрейдистского учения — а это является выходом на психологию.

Обилие междисциплинарных связей в труде может стать и недостатком: несмотря на всю эрудицию, заложенную Элиасом Канетти в «Массу и власть», её все же невозможно считать собственно академическим исследованием - это скорее всего, разрозненные взгляды на общество интеллектуала, который находится над обществом -  "массой", который отторг это общество.


Рецензии
Сергей!
Прочитав Ваше эссе, я пришёл к однозначному своему выводу,
чтобы сконцентрировать мысль в направлении окончательного
заключения, нужно запятую, несомненно поставить после массы!
И, в результате читаем:-"Тоталитаризм массы,и её междисциплинарность."
В этом ключе, есть логическое тогда обоснование! А так
получается, что масса есть, - в виде воды!)) ТолкИ тудысюды,
толкуй на своё усмотрение во всех дисциплинах массовых
интерпретаций...
Как-то так.

Петр Гладуш   04.02.2024 22:34     Заявить о нарушении
Да, массы тоже тоталитарны - это ответная реакция на тоталитаризм власти :-)

Сергей Путилин   10.03.2024 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.