Мне серебро и мне золото

Следует понять, что означает в духовной работе, что Творец говорит: “Мне серебро и Мне золото, поэтому не делайте Меня”. И также следует понять сказанное - при том, что Мне серебро и Мне золото - всё равно не делайте Меня. Что означает сказанное “при том, что”.

В духовной работе есть два направления.

Человек стремится к слиянию с Творцом, это называется “кисуфин” (томление), и это называется правая линия, как сказано: “Томится и изнывает душа моя по дворам Творца, сердце моё и плоть моя поют Творцу живому”.

Это означает, что когда человек идёт в правой линии, тогда “сердце моё и плоть моя поют”.

То есть, когда он вспоминает о Творце, даже если весь день он был занят другими вещами, как материальными, так и духовными, но о любви к Творцу не вспоминал. Но когда вспоминает о любви к Творцу, даже если тело не хочет любить Творца, всё равно он испытывает томление по тем минутам, когда приходят к нему мысли о любви к Творцу, и он весел и рад тому, что вспомнил, что есть Творец мира, который управляет каждым.

Поэтому с одной стороны, сейчас он видит, как тело сопротивляется этому томлению, то есть, тело не насаждается тем, что человек хочет слиться с Творцом. Но “сердце моё и плоть моя поют Творцу живому”. Это означает, что он благодарит Творца за эти томления, за счёт чего у него есть связь с Творцом. То есть, он хочет слиться с Творцом, а тело сопротивляется ему, и это тоже считается большой заслугой для человека, потому что он видит сейчас своё свойство, как “это и это судьи”.

Но до того, как к нему пришла мысль о любви к Творцу, он был совершенно далёк от любви к Творцу, и его голова была занята другими вещами. И главным образом, когда идёт в правой линии, он должен верить, что вспомнил о любви к Творцу не случайно, а Творец обратился к нему и дал ему мысль, что есть Творец и хорошо бы соединиться с ним.

То есть, эта мысль не пришла к нему в результате его усилий, а Творец обратился к нему и напомнил ему о работе Творца. Но это только на короткое время. То есть, эта мысль не остаётся в его разуме и сердце долгое время. Потому что пока человек к этому не способен, эта мысль непродолжительна.

И об этом сказано: “Скоротечны дни грешников и гнев пленяет их”. Мой господин, отец и учитель (Бааль Сулам) объяснял, что грешники, когда немного постигают день, что называется “свет свыше”, и поскольку они ещё грешники, то есть не вышли из получения ради себя, свет уходит от них. И это называется, что их дни скоротечны. Поэтому они пленники гнева, и гневаются, почему свет ушёл от них, а они стремятся к свету.

Но когда человек праведник, он оправдывает управление и говорит, что Творец забрал у него возбуждение для его же блага, и воздаёт хвалу и благодарение за то, что у него было определённое возбуждение, которое дал ему Творец. И он веселится и радуется этому. И состояние воздаяния благодарности Творцу называется правая (линия) потому что он испытывает томление к Творцу, и не думает, сколько времени он ощущал день, и он благодарит и восхваляет весь день за то, что ему дали одну минуту слияния с Ним. И это называется “Творец серебра”, когда его работа в правой линии, это называется кесеф (серебро, буквы каф-самех-фей, как в слове кисуф - томление), или свойство хесед (милосердие), когда желает лишь хесед.

А левая линия называется “Творец золота”, как объяснял мой господин, отец и учитель (Бааль Сулам), золото (захав) означает зе-гав (как лай собаки), и это противоположно правой линии, когда хочет только ощущать томление к Творцу, и хочет отмениться перед Ним, а себе человек не хочет ничего, и сколько есть у него, рад своей доле, как будто ему дали большое имущество.

Тогда как в левой линии он говорит: “Это я хочу, а это я не хочу”, он уже рассчитывает выгоду. Это называется, что он как будто указывает пальцем и говорит, что он хочет. Это происходит из-за его критики, как сказано (Йов, 37:22): “С севера приходит золотое сияние, север - имеется ввиду помыслы сердца (однокоренные слова: помысел - мацпун и север - цафон), - это размышления и оценки его действий, то есть, что он хочет за свои усилия в этом мире, какую награду ожидает. И всё, что касается исправлений, относится к левой линии.

То есть, когда человек начинает выяснять составляющие духовной работы, то есть, оценивает, на кого он работает и ради чего он работает, тогда начинает чувствовать истинное усилие, которое есть в работе Творца. И человек уже думает, что он знает, что ему хорошо, а что плохо, и он думает, что это и возложено на него, - чтобы его работа было по пути левой линии. Это называется “Творец золота”. И когда Творец даёт ему эти мысли, называемые “левая линия”, всё равно говорит Творец: “Не делайте Меня Творцом серебра и Творцом золота”.

Отсюда следует объяснить слова раби Йоси, который спросил о смысле сказанного: “Мне серебро и Мне золото, не делайте Мне, то есть, не делайте Меня”. Следует объяснить, - хотя Я дал вам правую линию, называемую “Творец серебра”, и также левую линию дал вам, и все мысли, которые вы ощущаете, Я послал вам, все равно не делайте Меня, то есть, истинная работа именно в средней линии. Это означает, что смысл сказанного Творцом: “Мне серебро и Мне золото” в том, что “Мне” - означает, что хотя Я дал вам, всё равно это не конец изречения, а нужно идти в средней линии, и это линия состоит из двух.

Отсюда мы берём силы, чтобы идти этими путями. Об этом сказано: “Создал злое начало, создал Тору в приправу к нему”. Как мы объяснили, всё находится в Торе. То есть, когда учим Тору, нужно требовать за изучение Торы награду, которая может быть для нас двух видов:

Чтобы наше вознаграждение было в виде “свет Торы возвращает к Источнику. Что означает, чтобы удостоится келим отдачи, потому что без помощи свыше невозможно выйти из любви к себе.

Удостоиться свойства Торы, как сказано в книге Зоар: “Тот, кто не знает указаний Господина, как будет служить Ему?


Рецензии