Шах Джахан. Тадж-Махал. Венец дворца

Голубоглазый сын великого императора Моголов Джахангира родился в 1592 году. Необычный цвет его глаз привлёк внимание отца и сделал его любимчиком. Его полное имя звучит так: Шахаб Уддин Мухаммад Шах Джахан I, а титул – Аль Султан аль Азам валь Каган аль Мукаррам, абу Музаффар Шахаб уддин Мухаммад, Сахиб и Киран и Сани, Шах Джахан I, Падшах Гази Зилюллях. За то, что он в 1617 году проявил недюжинные военные способности и защитил южные границы империи, отец дал ему имя Шах Джахан Бахадур и после кончины старшего сына султана, именно Шах Джахан стал наследником и преемником трона, хотя он был третьим сыном. Само имя Шах Джахан в переводе с персидского означает “Король мира”.

Тяга к военному делу обнаружилась у принца ещё с юных лет. С 16 лет он уже командовал армией отца и участвовал в многочисленных сражениях – сказывались гены великого Тамерлана. Также его тянуло к архитектуре и строительству. В юном возрасте он построил казармы для своих солдат и отреставрировал несколько зданий в Агре. Его тяга завоевать весь мир сделала его любимчиком не только отца, он и деда Акбара.

Шах Джахан взошёл на трон в 1628 году и правил ровно 30 лет. Годы его правления считаются золотой эрой Моголов. Шах Джахан воздвиг много прекрасных зданий и монументов: Жемчужную мечеть в Агре, дворцы для аудиенций Диван И Ам и Диван И Хас. Он построил целый город Шахьяханабад, который сейчас называют старый Дели. По его заказу был создан уникальный, к сожалению не сохранившийся до наших дней Павлиний трон. Мастера создавали этот трон 7 лет. На него ушло 2 тонны чистого золота. Он был весь украшен драгоценными камнями, среди которых были знаменитые алмазы Шах Акбар, Большая Скрижаль, Шах, Великий Могол; шпинель весом в 361 карат под названием Рубин Тимура. Достоверно известно, что камень принадлежал самому Тамерлану.


За всю жизнь у императора было 10 жён. Мумтаз Махал была третьей его женой. Её настоящее имя Арджуманд Бану Бегум, она приходилась племянницей Нур Джахан, одной из жён императора Джахангира – отца Шаха Джахана. Её отцом был Абдул Хасан Асаф Кхан, персидский вельможа. Её происхождение определило её судьбу и в 1607 году состоялась помолвка Шаха Джахана с Арджуманд Бегум. А спустя 5 лет, 10 мая 1612 года они поженились.

Описание того, как Арджуманд Бану Бегум готовили к свадьбе, завораживающе действует даже на женщин, живущих в XXI веке. Одно купание заняло два часа, причем вместо мыла использовались три чаши с различными очищающими маслами и четыре таза с отварами целебных трав. Ее омывали четырежды, натирая то маслом кокоса, то мукой из нута, то красной водой, которую получали, вымачивая сорок видов древесной коры. Натирали шафраном, стараясь, чтобы он не попал на волосы, ибо считали, что шафран может замедлить их рост. Напоследок еще раз омыли водой с лепестками роз и осушили с помощью губки. После всех этих действ кожа невесты приобрела золотистый оттенок и нежность шелка. Волосы также промывали четырежды, а потом сушили над углями, на которых были разложены ароматические вещества, чтобы коса красавицы благоухала.

На облачение в свадебный наряд и макияж потребовались еще два часа и помощь множества прислужниц!

Золотых украшений невесте полагалось столько, что Арджуманд Бану Бегум с трудом могла передвигаться под их тяжестью.

Но совершенство ее лица затмевало сверкание драгоценных камней. А красота ее души затмевала красоту лица…

Придворный летописец Мотамид Хан записал, что третья жена Мухаммеда Хуррама «выделяется внешностью и характером среди всех прочих женщин». За несравненную красоту и бесчисленные добродетели ее прозвали Мумтаз Махал Бегум — «Украшение Дворца», — а ее прежнее имя было забыто как недостойное.

Астрологи не обманули: видимо, время для свадьбы и правда было выбрано идеально, потому что идеальной была вся совместная жизнь Шах Джахана и Мумтаз Махал. С каждым годом Мухаммед Хуррам влюблялся в Мумтаз Махал Бегум все сильнее. Подобная близость между супругами в персидской культуре встречалась редко, поэтому в равной степени вызывала восхищение и изумление. У него не было наложниц. Ему не нужны были никакие другие женщины. Только Мумтаз Махал. Летописец Мотамид Хан писал, что отношения принца с первой и второй женами «стали не чем иным, как видимостью брака. Близость, глубокая привязанность, внимание и забота, которыми его Величество окружал Лучшее Украшение Дворца, в тысячу раз превосходили те, которыми он удостаивал других своих жен».

Несмотря на то, что у Шаха Джахана и до неё и после неё были жёны, Арджуманд стала его любимой женой. Он ей дал имя Мумтаз Махал Бегум, что означает “выбранная одна во дворце”. Император настолько её полюбил, что не мог и дня без неё провести. Поэтому она его сопровождала во всех его поездках по стране и даже во время военных кампаний. Мумтаз часто была беременной и даже в таком состоянии стойко переносила все неудобства поездок. Будучи фавориткой императора, она старалась не вмешиваться в политические и военные дела мужа. За это её качество, Шах Джахан любил свою жену ещё сильней.

Чувства императора и его любимой жены были настолько сильными, что поэты всей империи старались в стихах увековечить их великую любовь и незабываемую красоту императрицы. Доверие мужа было настолько безгранично, что он позволял Мумтаз хранить у себя императорскую печать.

Увлечения императрицы были такими же, как и у многих богатых женщин того времени. Она любила смотреть на слонов и боевые состязания, которые регулярно проводились при дворе. А ещё она помногу гуляла в саду на берегу реки в Агре, где спустя 20 лет после её кончины будет возведён Тадж-Махал.

В 1631 году Шах Джахан участвовал в битве на плато Декан. А у Мумтаз начались роды, тринадцатые по счёту. Её отвезли в ближайший город Бурханпур. Но из-за тяжёлого пути императрица скончалась при родах, произведя на свет дочь Гаухару Бегум.

Мумтаз была похоронена в городе Бурханпур, в саду Зайнабад, на берегу реки Тапти. Её настоящая могила находится именно здесь. Но Шах Джахан решил, что его любимая жена должна покоиться в другом месте. Поэтому в декабре 1631 года её тело извлекли из могилы и перевезли в золотом саркофаге в Агру. Там оно покоилось в небольшом здании на берегу реки Ямуна до тех пор, пока будет возведён Тадж-Махал.

Шах Джахан не поехал сопровождать тело жены в Агру. Он остался в Бурханпуре, чтобы завершить военную кампанию. Но в его голове уже зрел план строительства великого мавзолея, где будет покоиться любовь всей его жизни.

После смерти Мумтаз император соблюдал строгий траур в течение года. Он уединился в своих покоях на год и никто не смел беспокоить его. Когда он вышел спустя год своего уединения, его сложно было узнать: его голова была седой, спина – сгорбленной, а лицо сильно постарело. По всей стране было объявлено, что Мумтаз Махал остаётся императрицей даже после своей смерти. Среда – тот день, когда она  умерла, считается днём скорби. В этот день запрещено устраивать празднества, слушать музыку, носить драгоценности, нарядные одежды и пользоваться благовониями, есть праздничную еду. Шах Джахан сам неукоснительно соблюдал установленные им правила. Особенно, в течение первых двух лет. Старшая дочь Мумтаз и императора, Джаханара Бегум, была призвана ко двору.

Состояние императрицы Мумтаз Махал составляло 10 миллионов рупий. Император поделил эти деньги между старшей дочерью Джаханарой и другими детьми, рожденными при их браке.

Сразу же после похорон в Бурханпуре император отдал приказ разработать план дворца-мавзолея и сада скорби. Было решено построить дворец в Агре, на берегу реки Ямуны – именно там, где любила гулять императрица.
Для строительства комплекса также использовались драгоценные и полудрагоценные камни. Нефрит доставляли из Китая, яшму – из Пенджаба, бирюзу – из Тибета, лазурит – из Афганистана, сапфиры – из Шри-Ланки, сердолик – из Аравии.

Сказка о любви...

Однажды принц Великих Моголов (государство, располагавшееся на территории современной Индии) 15-летний Хуррам, наследник моголского престола, отправился в сопровождении свиты на базар в своём городе Агра. Там перед его очами внезапно появилась она — красивая 14-летняя Арджуманад Бану Бегам. Она шла по базару, держа в руках деревянные бусы. Арджуманад была дочерью главного министра королевства, то есть вполне подходила принцу по происхождению.

Возможно Мумтаз Махал — это не имя жены шаха, а ее титул, данный ей супругом. Ее звали Арджуманд Бану Бегум. Она была родом из знатной персидской семьи.

Арджуман получила новое имя Мумтаз-Махал, что означало «избранница дворца», однако
       большинство подданных называли ее
                Тадж-и-Махал,
                то есть  «венец дворца».

Ее родной тётей была последняя и одна из самых любимых жён шаха Джахангира, отца мужа Мумтаз Махал — женщина по имени Нур-Джахан.
Она была очень образованной, хорошо знала арабский и персидский языки, а на последнем даже писала стихи. Имела репутацию женщины скромной, но откровенной, искренней, хотя сдержанной. Шах Джахангир был рад, что его сын женится на Арджуманд Бану Бегум, считал ее очень достойной.

Будущие шах Джахан (на то время Шахзаде Хуррам Бахт Бахадур-мирза) и Мумтаз Махал были обручены в возрасте 15 и 14 лет. И только через 5 лет вступили в брак.

До этого момента шахзаде уже успел заключить один брак. Но он был больше политическим. Судя по многочисленным историческим записям, любовь на протяжении жизни он испытывал лишь к своей Мумтаз Махал. Хотя она стала его второй женой, а потом был еще один политический брак.

Он даровал своей любимой еще три титула - «Малика-и-Джахан» («Властительница мира»), «Малика-уз-Замани». («Властительница эпохи») и Маликаи-Хиндустан («Властительница Хиндустана»), одарил ее роскошью, подобной которой ранее не обладала ни одна императрица.

Ее резиденция, Хас-Махал, была украшена чистым золотом. В ней было множество фонтанов, из которых текла розовая вода.

Каждая жена императора Великих моголов получала высокое ежемесячное пособие. Но за всю историю империи, самое высокое пособие было именно у Мумтаз Махал — 1 миллион рупий в год.

Супруг-император советовался с ней по частным и государственным вопросам. По ее заступничеству прощал врагов и смягчал смертные приговоры.

Он настолько ей доверял, что выдал ей императорскую печать, которой она могла пользоваться. /перстень/
Мумтаз Махал больше интересовала судьба бедных и обездоленных. Мумтаз также покровительствовала ряду поэтов, ученых и других талантливых людей, выплачивала пособия дочерям бедных ученых, богословов и набожных людей.



Свадьбу пришлось ждать несколько лет, но чувства молодых только крепли день ото дня. Так, к двадцати годам они стали супругами. На бракосочетании по традиции невесту переименовывали и новым именем Арджуманад стало имя Мумтаз Махал, что означает «украшение дворца».
Мумтаз стала его любимой женой, ей даже позволялось сопровождать мужа в походах, а Хуррам, став королём и взяв имя Шаха Джахана, нередко обращался к ней за советом. И хотя король, как полагается, обладал огромным и пестрым гаремом, но любил свою супругу слишком сильно, чтобы дарить свою любовь кому-нибудь ещё.
Ей было 36 лет. Шах Джахан не знал горя сильнее, чем потеря Мумтаз. Он даже хотел пойти вслед за своей любимой женой, но вовремя одумался — ведь он король и его предназначение велико!

Шах Джахан поседел от горя, наполняющего всё его существо. Его жизнь была лишена смысла. Он объявил в стране двухлетний траур, всем жителям запрещалось проводить празднования, прилюдно развлекаться.

Когда Мумтаз умирала, а Джахан, убитый горем, провожал её в последний путь, то поклялся, что запечатлеет её красоту и их любовь на века. И тогда всю свою скорбь, всю любовь и нежность к умершей жене он овеществил в грандиозном творении Тадж-Махал.

В течение двадцати двух лет строительства, трудами более двадцати тысяч ремесленников и мастеров он был воздвигнут прямо над могилой Мумтаз, а после смерти императора его похоронили вместе с любимой.

Невозможно описать красоту и очарование Тадж-Махала. В разное время суток он создаёт разное впечатление. Во многом вина этого явления принадлежит белому полированному мрамору. Свойства этого камня сделали Тадж-Махал сияющим, отражающим все краски рассвета, заката, сумерек, непогоды или солнца.

Особенная архитектурная композиция — восьмиугольная платформа, на которой стоит здание,
         четыре маленьких купола и один большой,
           повторяющие очертания женской груди,
 четыре возносящихся в небеса минарета, прекрасный парк, каналы и бассейн — в сочетании с белым мрамором всё это создаёт визуальную лёгкость и невесомость огромного строения.

В ажурной резьбе сверкает множество полудрагоценных камней — агат, яшма, бирюза, малахит, сердолик. Узкие стрельчатые арки, ажурный мусульманский орнамент, изящные витиеватые решётки, цитаты из Корана… всё это в целом воссоздаёт дух той эпохи и неповторимый дух восточного мира.

Решётки - цитаты, листы Корана...


Рецензии