Итак покоритесь Богу противостаньте диаволу

Толкования на Иак. 4:7
1. Свт. Кесарий Арелатский
Будем же, сколько в наших силах, с помощью Господа сопротивляться этому
самому тяжелому пленению души [дьяволом].(Проповеди.)
2. Прп. Иоанн Кассиан
Всякий согрешает от того, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас
же противоречием. Ибо сказано: противостаньте дьяволу, и убежит от вас.
(Собеседования.)
3. Прп. Никодим Святогорец
После вышесказанного следует и настоящее изречение. Поскольку уже было сказано,
Итак покоритесь Богу;
противостаньте диаволу, и убежит
от вас(Евангелие от Иак. 4:7)+
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит
от вас(Евангелие от Иак. 4:7)+
что Бог противится гордым, дае;т же благодать смиренным, поэтому здесь говорит, что
повинитесь Богу христиане. Поэтому-то и царь Антиох, поняв от страдании;, что
праведно есть, повиноваться Богу говорил: «праведно есть повинутися Богови, и
смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде» (2Мак. 9:12). И Давид все; время
напоминал своеи; душе, сие повиновение говоря: «Обаче Богови повинися, душе моя»
(Пс. 61:6). Приняв же благодать и силу, которую дае;т Бог смиренным и
повинующимся, с неи; и противостаньте мужественно дьяволу, когда тот внушает вам
постыдные, лукавые и хульные помыслы. И без сомнения убежит от вас в страхе,
потому что, во-первых, боится благодати и силы святого Крещения, которая дана,
чтобы попирать того, и всю его силу, как написано «Се, даю вам власть наступати на
змию и на скорпию и на всю силу вражию; и ничесоже вас вредит» (Лк. 10:19), и во-
вторых, боится мужества вашего и великодушия, владычествующего и
самодержавного помысла, которыи; показываете против того, вменяюще его как пса, и
презирающе подобно комара. В этом вас с однои; стороны, ободряет на брань
Соломон, говоря, что никакое зло не устоит перед божественнои; мудростью, и
никакое лукавство не противостанет имеющему ее; христианину, с другои; же,
блаженныи; Павел говоря: «облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати
противу кознем диволским, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко
властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» [51].
[51] Отмечаем что, то что здесь говорит святои; Иаков: «противитеся же диаволу, и
бежит от вас», тоже самое, что говорит Павел: «ниже дадите место диаволу» (Еф.
4:27), и это значит, что когда дьявол приносит вам постыдные, лукавые и хульные
помыслы, противостои;те и противоборствуи;те ему и не даваи;те ему места, т.е. не
оставляи;те чтобы в ваше сердце входил враг, сочетанием и сосложением помыслов.
Как же человек может противостоять дьяволу? Или как дьявол может бежать от него?
Если навыкнет всегда поучаться в свое;м сердце, краткои; молитве: «Господи Иисусе
Христе Сыне Божии;, помилуи; мя», как учат божественные Отцы, называемые
Отцами трезвения. Потому что, святое и страшное имя Иисусово, произносимое,
становится как секира и бич, которая бье;т дьявола и изгоняет сущих с ним демонов из
сердца. Как сказал Иоанн Лествичник: «Беи; супостатов именем Иисусовым».
(Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.)
4. Прав. Иоанн Кронштадтский
Как у нас извращен порядок нравственной жизни! Мы повинуемся тому, кому
следовало бы противиться всею силою души, и противимся иногда всеми силами
Тому, Кому мы обязаны совершенным повиновением. Творец наш имеет
неотъемлемое и неоспоримое право на наше совершенное Ему повиновение как
Виновник нашей жизни и нашего благополучия; и пусть бы еще это повиновение
было для нас тягостно, мучительно, как повиновение рабов жестокому господину;
пусть бы от этого повиновения получал хоть какую-нибудь выгоду Господь наш с
ущербом наших выгод, нашего благосостояния. Но этого никто не может сказать:
искреннее повиновение Господу легко и животворно, как повиновение добрых,
нежных детей нежнейшим родителям; Господь, Который Сам дает всем живот и
дыхание и все, ничего не приобретает от нашего повиновения Ему; мы не только не
теряем ничего, детски повинуясь Ему, – напротив, приобретаем все. Как добрые
родители не отказывают ни в чем своим добрым и послушным детям, так Отец
Небесный, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2Кор. 1:3), ничего не жалеет
для послушных чад Своих: Он дарует им любовь Свою, которая дороже и приятнее
всего на свете, дарует мир их душе, который превыше всякого ума (Флп. 4:7), и
животворную радость, которой никто не может отнять у них и которая служит
залогом будущих нескончаемых радостей в светлых обителях на небе. Не гораздо ли
лучше поэтому взять твердое намерение повиноваться Богу во всем, а диаволу
непременно и всеми силами, до крови, противиться как твари, притом враждебной
Богу, которая не имеет решительно никакого права на наше повиновение ей, которой,
напротив, как падшей и находящейся в непримиримой вражде с Богом, мы обязаны
при самом рождении, в таинстве крещения, противиться всеми мерами. Будем же
противиться ему во всем – и он убежит от нас. Если мы в постоянном плену у него,
если он постоянно находится при нас, то оттого именно, что мы нисколько не
противимся ему. А сколько у нас прекрасных средств к обороне от него: сладчайшее и
всесильное имя Господа Иисуса, Его Животворящий Крест составляют ужас и
страшный бич для диавола и его аггелов; надобно только с сознанием и верою
произносить почаще краткую молитву ко Господу: Господи, помилуй и спаси мя, – и
делать на себе изображение Животворящего Его Креста.(Дневник. Том I. 1856.)
Употребляй всегда усилия стать выше козней диавольских – и он убежит от тебя, видя
твое сопротивление. А то ты пугаешься, и сам бежишь, когда следовало бы бежать
ему.(Дневник. Том II. 1857-1858.)
Как противиться невидимому духу? Невидимый действует ощутительно в нашем
сердце – и мы знаем, когда он действует. Когда палит тебя внутренняя, мучительная
страсть, противься ей, противопоставляй ей веру и любовь, не поддавайся ей ни
одною мыслию – и ты будешь противиться диаволу, и он убежит от тебя, и после
тесноты тебе будет вдруг легко, и увидишь ясно, что диавол бежал от тебя.
Противитеся же диаволу, и бежит от вас; то есть, когда он склоняет тебя к ненависти,
то больше возлюби того, кого ненавидеть склоняет; если к зависти – желай больше
добра; если к скупости – будь больше щедр; если к осуждению – старайся найти
добрую сторону в человеке и похвали его, и так противься всякому греху.(Дневник.
Том III. 1859-1860)..
http://bible.optina.ru/new:iak:04:07


Рецензии