Единорог
Зверь зверей земных есть единорог, На скрещенья он всех земных дорог, И куда нейди, все придешь к нему, И узнаешь свет, миновавши тьму.
К. Бальмонт.
Единорог-«Мал животно, подобен козляти»
Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть.
Ртуть (Меркурий) отождествлялся в алхимии с женским, летучим, пассивным началом...
"И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает."
Единорог неоднократно встречается нам на страницах Ветхого Завета с различными символическими значениями. Так, в Книге Иова, единорог является символом силы и свободы. В Псалтири, излюбленном чтении наших предков, также несколько раз упоминается мифический зверь как пример существа грозного и величественного: «И вознесется, яко единорога рог мой»,– восклицает пророк Давид.
В древнерусских источниках зверь известен под несколькими именами: это и привычный нам единорог, и инорог, моносер и монокирос (от греческого monoceros), единорожец и даже
единорожденый.
Древнерусские энциклопедические сборники –«Азбуковники» – содержат удивительное предание о появлении единорогов, весьма сходное с историей птицы феникс:
«Подружия же се не имать, живет 532 лета, и скинет рог во скрай моря на песце, и на него мочится, на корень, на крвавой конець, и от того зародится в нем червь, от похоти и крови зверины, и тако возрастет червь и бывает зверь единорог».
Фраза о похоти(желании) и крови(дам/душа) явно заимствована из Евангелия от Иоанна о последователях Христа, которые
«не от крове, ни от похоти плотския… но от Бога родишася».
Различными были не только именования единорога, но и его изображения. Единственным обязательным отличительным атрибутом зверя был его рог, остальной же облик менялся от рукописи к рукописи. Сам рог мог быть прямым, загнутым или витым, нередко единорога изображают с когтистыми лапами вместо копыт, а морда его имеет бородку. Даже окрас животного мог быть не только привычным для нас белым – символом чистоты, но и голубым, зеленым, желтым, и, весьма часто, красным, обозначающим свирепость и опасность мифического зверя.
«единорог подобен коню, промеж ушиюимать рог велик и страшен и непобедим»
«великой конь, шерстию карь, а голова, что у еленя, а в челе рог чернь»)
Интересно:рог черн?
Чернь:художественная обработка металла, при которой гравированный на нём рисунок заполняется чёрным матовым сплавом из серебра, меди, серы..... (алхимия)
Червоный:-
Красный (родственно ст.;слав. красьнъ ‘красивый, прекрасный’), также червлёный, червонный, пунцовый, алый, багряный, багровый, рдяный (арх.) — область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальным частотам электромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом.
Рог его описывается то как черный, то светлый как стекло, или даже подобный карбункулу. Один «Азбуковник»называет интересную особенность облика животного: «Инорог имать власы противорастущия, сиречь противо хвоста до главы».
Единорог с птичьими лапами. Миниатюра «Притчи о единороге». Лавришевское Евангелие, XIV век.
Жил единорог в Индии, месте, куда наши предки помещали большинство невиданных зверей, или «во странах муринских».
«То тако убо ловят и: девицю чисту повергут пред ним, и приползнет к пазусе девичи, к персем, и сосет и, и ведет его девица в полату. Сию речь приложите к лицу Спасову. «Воздвиже бо рог спасения нашего в дому Давыдове, отрока своего», не могоша ангельския силы удержати Его, но вселися в чрево истинныя Девиця Богородица Мария, «и Слово плоть бысть, и вселися в ны».
28 псалом: «И возлюбленный яко сын единорожь».
Псалтырь:
91 псалму («Вознесется яко рог единорога рог мой»).
Желтый единорог с витым рогом под иконой Богоматери «Знамение». Миниатюра старопечатной Псалтири XVII века.
В старообрядческом «Слове о рассечении человеческого естества» та же история, не лишенная дополнительных подробностей, приводится как пример женского коварства:
«Зверя же сего тако ловят: наряжают красную девицу и посаждают я на пути, которым единорожцы ходят. И единорог к ней пришедши, ласкается околии нея, и главу скланяет на ноги ея. Она же ноги ему опутает и шею вяжет, таже приступают звероловцы, и живаго емлют. Оле прелести женския! Что диво, яже Далида Сампсона победила, понеже и лютых зверей девицы побеждают и за любовь смерть им воздают».
В «Физиологе Дамаскина Студита» нам встречается история о пустынных животных, которые не могут пить горькую воду до тех пор, пока наш зверь не погрузит свой рог в реку и, подобно Моисею в египетской пустыне, не сделает ее сладкой:
«Яко во глубоцей пустыни не обретаются реки, токмо собирается малая вода в малых ямах земных и та от солнца бывает горка, собираются убо вси звери пити и не могут, зане есть горка, сего ради ожидают, дондеже придет инорог пити, и егда преклонится, достизает перво рог его в воду и услаждает ю, и пиет первее той, таже и прочии звери».
Телец и белый единорог. Миниатюра Годуновской Псалтири, XVIвек.
В «Иерусалимской Беседе»-
«А зверь зверям мати единьрох, коли на земли была засуха и в те поры дождя на землю не было, тогда в реках и озерах воды не было, только во едином езере вода была, и лежал великой змий, и не давал людем воды пить, и никакому потекучему зверю, ни птице полетучей, а коли побежит единорог воды пить, и змий люты заслышит и побежит от зверя того за три дни, и в ту пору запасаются водою люди».
В «Стихе о Голубиной книге» мы встречаем «отца всех зверей» Индрика, мифического зверя, по всей видимости,соединившего черты инорога и царь-рыбы идропа. В «Стихе» индрик – обитающий под землей хозяин водных источников:
У нас индрик-зверь всем зверям отец.
Почему индрик-зверь всем зверям отец?
Ходит он но подземелью,
Прочищает ручьи и проточины:
Куда зверь пройдет,—
Тута ключ кипит;
Куда зверь тот поворотится,—
Все звери зверю поклонятся.
Живет он во святой горе,
Пьет и ест во святой горе;
Куды хочет, идет по подземелью,
Как солнышко по поднебесью,—
Потому же у нас индрик-зверь всем зверям отец.
Живет мифический индрик за морем-океаном, либо на святой горе, варианты названия которой многочисленны: это и библейский Сион, и новозаветный Фавор, и даже Афонская гора...
Единорог-зверь — всем зверям отец.
Почему единорог всем зверям отец?
Потому единорог всем зверям отец,—
А и ходит он под землею,
Единорог-зверь — всем зверям отец.
Почему единорог всем зверям отец?
Потому единорог всем зверям отец, —
А и ходит он под землею,
А не держут ево горы каменны,
А и те-та реки ево быстрыя;
Когда выдет он из сырой земли,
А и ищет он сопротивника,
А тово ли люта льва-зверя;
Сошлись оне со львом во чистом поле,
Начали оне, звери, дратися:
Охота им царями быть.
Слове о рассечении человеческого естества»:
«Инорог бо велию имать силу в *розе! , глаголют бо нецыи, яко и под землею им ходит и многие звери им побивает, сице убо и человек, аще имать рог, сиречь крепость Христову, и под землею ходит, еже есть – под земными вещьми, и звери побивает, сиречь злые помыслы дьявольских прилог и злых еретиков».
Притча повествует о человеке, убегая от «беснующагося инрога», упал в ров, но схватился за дерево, влез на него и обрел спасение от страшного зверя. Ухватившись за дерево, человек чувствует себя в безопасности, но когда начинает разглядывать окружающее, он видит под деревом ров, на дне рва – огромного змея, «огнем дышуща и усты страшно зевающа», желающего его поглотить, четырех аспидов и двух мышей, черную и белую, беспрестанно подгрызающих корень того самого дерева. Однако, заметив на дереве капающий мед, человек начинает наслаждаться им, забыв об окружающих его опасностях.
К. Бальмонт.
ВЕЛИКОЕ НИЧТО[1]
1.
Моя душа — глухой всебожный храм,
Там дышат тени, смутно нарастая.
Отраднее всего моим мечтам
Прекрасные чудовища Китая.
5 Дракон, владыка солнца и весны,
Единорог, эмблема совершенства,
И феникс, образ царственной жены,
Слиянье власти, блеска, и блаженства.
Люблю однообразную мечту
10 В созданиях художников Китая,
Застывшую, как иней, красоту,
Как иней снов, что и;скрится не тая.
Симметрия — их основной закон,
Они рисуют даль как восхожденье,
15 И сладко мне, что страшный их дракон
Не адский дух, а символ наслажденья.
А дивная уто;нченность тонов,
Дробящихся в различии согласном,
Проникновенье в таинство основ,
20 Лазурь в лазури, красное на красном!
А равнодушье к образу людей,
Пристрастье к разновидностям звериным,
Сплетенье в строгий узел всех страстей,
Огонь ума, скользящий по картинам!
25 Но более, чем это всё, у них,
Люблю пробел лирического зноя.
Люблю постичь сквозь лёгкий нежный стих,
Безбрежное отчаянье покоя.
К старинным манускриптам в поздний час
30 Почувствовав обычное призванье,
Я рылся между свитков, и как раз
Чванг-Санга[2] прочитал повествованье.
Там смутный кто-то, я не знаю кто,
Ронял слова печали и забвенья:
35 «Бесчувственно Великое Ничто,
В нём я и ты — мелькаем на мгновенье.
Проходит Ночь, и в роще дышит свет,
Две птички, тесно сжавшись, спали рядом,
Но с блеском Дня той дружбы больше нет,
40 И каждая летит к своим усладам.
За тьмою — жизнь, за холодом — апрель,
И снова тёмный холод ожиданья.
Я разобью певучую свирель,
Иду на Запад, умерли мечтанья.
45 Бесчувственно Великое Ничто,
Земля и Небо — свод немого храма.
Я тихо сплю — я тот же и никто,
Моя душа — воздушность фимиама.»
МОРЕ ВСЕХ МОРЕЙ
К литургии шёл сильный царь Волот,
Всё прослушал он, во дворец идёт.
Но вопрос в душе не один горит.
Говорит с ним царь, мудрый царь Давид.
5 «Ты уж спрашивай, сильный царь Волот,
На любой вопрос ум ответ найдёт.»
И беседа шла от царя к царю.
Так приводит ночь для людей зарю. —
«Где начало дней? Где всех дней конец?
10 Городам какой город есть отец?
Кое древо — мать всем древам земным?
Кою травам мать мы опредедим?
И какой старшой камень меж камней?
Птица между птиц? Зверь между зверей?
15 Рыба между рыб? Озеро озёр?
Море всех морей? Всех степей простор?»
Так-то вопрошал сильный царь Волот,
Мудрый царь Давид речь в ответ ведёт. —
«Где начало дней, там и дней конец,
20 Их связал в одно вышний наш Отец.
Свет идёт во тьму, тьма ведёт во свет,
Большее понять — разума в нас нет.
Город городов — строится в умах,
Радость в нём — свеча, свет во всех домах,
25 Там сады для всех, все цветы есть в нём,
Водоёмы бьют, с башней каждый дом.
Кипарис есть мать всем древам земным,
Кипарис родит благовонный дым,
В час, как дух у нас посвящён мольбам,
30 Фимиам его дышит в храмах нам.
А всем травам мать есть плакун-трава,
Потому что грусть в ней всегда жива,
И приходит год, и уходит год,
А в плакун-траве всё слеза цветёт.
35 Камень камням всем — огневой рубин,
В нём святая кровь, в нём пожар глубин,
Перед тем как новь распахать для нас,
Нужно сжечь леса в самый жаркий час.
Птица птицам всем есть морской Стратим,
40 Взор его — огонь, а перо — как дым,
Он крылом своим обнимает мир,
Всех живых зовёт на всемирный пир.
Зверь зверей земных есть единорог,
На скрещеньи он всех земных дорог,
45 И куда нейди, всё придёшь к нему,
И узнаешь свет, миновавши тьму.
Рыба между рыб кит есть исполин,
Возлюбивший ночь и испод глубин,
Двух сынов родил исполинский кит,
50 И на них на трёх весь наш мир стоит.
Озеро — отец всех земных озёр —
Есть зеркальный круг между снежных гор,
Кто на высь взойдёт, глянет в тот затон,
Весь увидит мир как единый сон.
55 Степь степей земных, Море всех морей —
В помыслах людских, в сердце у людей,
Кто в зеркальный круг заглянул в мечте,
Вечно он в степи, в Море, в Красоте".
Каркаданн — единорог исламского мира, обладающий внешностью быка, оленя, лошади, антилопы или другого животного, а иногда даже с крыльями. Наиболее необычный вид имеет персидский единорог — в виде белого осла с тремя ногами, шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом.
«от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога".
Иероним Босх в своём триптихе «Сад земных наслаждений» (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотландский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.
В алхимии красный лев символизирует мужской принцип (сера), а единорог — женский (ртуть)
Единорог и девственная богиня охоты и луны Артемида (в римской мифологии Дианой). Символизм рога, тождественный символизму фаллоса и копья, в сочетании с волшебной силой очищения, сделал единорога поэтическим символом проникновения, особенно тайны зачатия Христа в девственном чреве...
Единорог у колен девушки....
"рог" сексуального желания...
Свидетельство о публикации №122042103475