Конкурс на досуге - 100. Задание!

      Дорогие друзья! Здравствуйте!
 
   Вот уже в 100-ый раз мы черпаем вдохновение из латинских цитат, афоризмов и фразеологизмов, поговорок, прошедших к нам сквозь века. Они, как дорогое вино выдержаны временем. Выстояли и не предались забвению, а это значит, в них заключены мудрость и опыт. Их меткость даёт возможность поражать в самое сердце, рождать самые невероятные фантазии и образы, а также приводить к неожиданным заключениям и выводам.  И вами, друзья, это было доказано. Иногда просто удивительно, как одна фраза по разному раскрывается у разных авторов! Спасибо вам всем, кто принимает участие из конкурса в конкурс! Вы поддерживали проект добрым словом, своим участием и прекрасные стихами, которые вылетали каждый раз, как птицы, легко и непосредственно, когда вы не боялись поделиться своими мыслями и чувствами, делая это без оглядки друг на друга, без страха быть непонятыми... Крылатые фразы окрыляли вас!  Этот юбилейный конкурс мы посвящаем вам, наши постоянные участники! Пусть ваше творчество процветает на зависть тем, кто наблюдает в стороне и не решается иной раз на досуге проявить грани своего таланта. А ведь есть такая известная притча о талантах, которыми по-разному распоряжались - кто-то зарыл в землю, а кто-то - пустил в оборот здесь и сейчас! И получил гораздо больше, чем вложил. Что именно? Есть над чем задуматься...

    Объявляется тема 100 конкурса на досуге:

         Hic Rhodus, hic salta —  ЗДЕСЬ РОДОС, ЗДЕСЬ И ПРЫГАЙ
         ____________________________________________________

    - афоризм, восходящий к Эзопу.

  Высказывание предлагает собеседнику, хвастающемуся своими успехами, которых никто не видел, доказать свой талант тут же, на месте («вместо хвастовства, покажи на деле»: не рассказывай о своих славных делах, совершённых где-то или когда-то, а покажи свои возможности здесь и сейчас). Часто цитируется на латыни, хотя не дошедший до нас оригинал был написан по-гречески.

   Эзоп - древнегреческий баснописец (жил на рубеже VII-VI вв. до н.э.) и писал он на древнегреческом. Но его стихотворные басни в оригинале не сохранились.

    П.-М. Шуль  (фр.)рус. прослеживает историю афоризма через «Поговорки» Эразма (№ 2229 в издании 1508 года, № 2328 в издании 1515 года и последующих). А. Саффре  (фр.)рус. отмечает, что первый издатель «Поговорок», Альд Мануций, использовал этот афоризм в своём предисловии на первой странице книги, после перечисления заслуг автора и издателя с самоиронией завершая его словами: ЗДЕСЬ РОДОС, ЗДЕСЬ И ПРЫГАЙ (предисловие написано на латыни). После Эразма выражение вошло в немецкий язык, где употреблялось знаменитостями от Гегеля до Маркса.

  Приведём полный текст басни Эзопа   "Хвастливый Пятиборец":

Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус.
Тогда он на время уехал, а воротившись, стал хвастаться,
что в других городах совершил он множество подвигов
и на Родосе сделал такой прыжок,
какого не делывал ни один олимпийский победитель;
подтвердить это вам могли бы все, кто там были, если бы они приехали сюда.
Но на это один из присутствующих ему возразил: "Дорогой мой, если ты правду говоришь,
зачем тебе подтверждения? Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!"

                /Перевод М. Гаспарова/

   Басня показывает: если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.
Дело может иметь и поэтическую форму, в таком случае оно состоит из хорошо подобранных слов. И в этом помогать автору могут и другие. "Железо железо острит".

  Здесь можно сделать выводы о том, что мы получаем в итоге благодаря тому, что доказываем на деле, что мы что-то можем.
   Лучше сделать что-то и не сожалеть о содеянном, если даже не получили ожидаемого, потому что мы люди и не всегда всё получается так, как хотелось бы, и мы имеем право  на ошибки. Но если не сделать того, что могли сделать, не попытаться, мы можем сожалеть об этом в дальнейшем, может быть, даже всю оставшуюся жизнь. И такое часто бывает... Благодарю делу мы приобретаем опыт, нужные навыки, уверенность в себе. Мы преодолеваем слабости своего характера, приобретаем друзей и много чего ещё другого. Оглядываясь назад, мы видим, что со временем мы уже кое-что можем делать гораздо лучше, чем раньше. Если касается творчества - то это несомненно именно так и происходит. Грани нашего таланта расцветают. И для всех это становится очевидным.

Надо быть, а не казаться.

  В рассматриваем афоризме также имеется мысль о хвастовстве.  Но всё доказывается делом, а отсутствие чего либо становится рано или поздно очевидным.
   Так не будем терять времени! Несмотря даже на то, что это может показаться безумным!

   Иван Аксаков "Зачем душа твоя смирна?":

Зачем душа твоя смирна?
Чем в этом мире ты утешен?
Твой праздный день пред Богом грешен,
Душа призванью не верна!
Вокруг тебя кипят задачи,
Вокруг тебя мольбы и плачи
И торжествующее зло,
А ты… Ужель хотя однажды
Ты боевой не сведал жажды,
Тебя в борьбу не увлекло?

Ты возлюбил свое безделье
И сна душевного недуг.
В пустых речах, в тупом веселье,
Чредою гибнет твой досуг.
На царство лжи глядя незлобно,
Ты примиряешься удобно
С неправдой быта своего,
С уродством всех его увечий,
Не разъяснив противоречий,
Не разрешая ничего!

Пред Богом ленью не греши!
Стряхни ярмо благоразумья!
Люби ревниво, до безумья,
Всем пылом дерзостным души!
Освободись в стремленье новом
От плена ложного стыда,
Позорь, греми укорным словом,
Подъемля нас всевластным зовом
На тяжесть общего труда!

Безумцем слыть тебе у всех!
Но для святыни убежденья
Полезней казни и гоненья,
Чем славы суетный успех.
О, в этой душной нашей ночи,
Кому из нас бесстрашной мочи
Достанет правду возлюбить?
Кто озарит нас правды светом?.
Одним безумцам в мире этом
Дано лучей ее добыть!..
***

Но бывает ещё и так. Сумейте увидеть это в басне, но уже русского баснописца...

    Иван Крылов "Булыжник и Алмаз":

Потерянный Алмаз валялся на пути;
Случилось, наконец, купцу его найти.
Он от купца
Царю представлен,
 Им куплен, в золоте оправлен,
И украшением стал царского венца.
 Узнав про то, Булыжник развозился,
Блестящею судьбой Алмаза он прельстился
И, видя мужика, его он просит так:
 «Пожалуйста, земляк,
 Возьми меня в столицу ты с собою!
За что? здесь под дождём и в слякоти я ною?
А наш Алмаз в чести, как говорят.
Не понимаю я, за что? он в знать попался?
Со мною сколько лет здесь рядом он валялся;
Такой же камень он, и мне набитый брат.
Возьми ж меня. Как знать? Коль там я покажуся,
То также, может быть, на дело пригожуся».
Взял камень мужичок на свой тяжёлый воз,
 И в город он его привёз.
Ввалился камень мой и думает, что разом
 Засядет рядом он с Алмазом;
Но вышел для него случа? й совсем иной:
Он точно в дело взят, но взят для мостовой.
*

   Николай Некрасов "Блажен незлобливый поэт...":

Блажен незлобливый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

   /21 февраля 1852, в день смерти Гоголя/


      Николай Некрасов   "Поэзия":

«Я владею чудным даром,
Много власти у меня:
Я взволную грудь пожаром,
Брошу в холод из огня,
Из покоя в чад похмелья;
А как песенку спою,
Благотворного веселья
Море в сердце разолью;
Разорву покровы ночи,
Тьму веков разоблачу,
Проникать земные очи
В мир надзвездный научу.
Кто пленится сим чертогом —
Крылья дам туда летать,
С Аполлоном, гордым богом,
Наравне позволю стать.
Возложу венец лавровый
На достойного жреца
Или вмиг запру в оковы
Поносителя венца.
Я властна блаженства морем
Грудь страдальца напоить
Или вмиг счастливца горем,
Как стрелою, поразить!..»

-«Кто ж ты, гордая царица?
Тайну смертным обнаружь!
Светлый дух иль чаровница,
Обольстительница душ?.»

Заструилась в небе змейка,
Свет блеснул, исчезла тьма:
«Я не дух, не чародейка,
Я поэзия сама!.. »

4 марта 1839

Исходя из последнего стихотворения Некрасова, позволим себе доказать здесь и сейчас, что окрылённые этой обольстительницей и чаровницей, поэзией, мы многое можем! Не теряйте времени!
 
***

   Надеемся, что вам есть чем поделиться и вдохновение может самым неожиданным образом осенить вас. Тогда не сдерживайте себя. ЗАХОТИТЕ ЛИ ВЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ фразеологизм дословно или нет - не в этом суть. Тему можно раскрыть по-разному. И вы, кто не раз участвовал в наших конкурсах, знаете как это сделать!

  Итак, дерзайте! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди друзей, которые  по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов. Заметьте, что мудрый человек готов выслушать другого в любом случае и постараться понять. А мудрыми могут быть не все...

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
 
   Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

Приём до 24.00 СУББОТЫ!!!  Но если надо, можно продлить... Подсказывайте, у нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!

Иллюстрация: гравюра Rhodus /Родос/ - Enderlin Jacob - 1686.

Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт... Голосование.

Маллар Ме   03.04.2022 11:09     Заявить о нарушении
Голосование для участников здесь: http://stihi.ru/2022/04/03/3281

Маллар Ме   03.04.2022 11:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.