Серафим Саровский. Полная версия

(19.07./1.08.1759г – 2.01. /15.01.1833г). 
               
               
Купеческая семья из Курска.

Прохор.

Отец семьи – Исидор Мошнин – был богатым купцом,
Жена Агафья – родила второго, и дважды он стал отцом.
Они малыша назвали Прохор, (но имя будет другим,
Он будет известен миру всему под именем Серафим).

Исидор имел заводы свои по выделке кирпича,
Строил церкви, дома для Курска – некогда было скучать.
Прохору было всего три года, когда вдруг умер отец…
И мама продолжила дело его, закончив церковный венец.

Агафья любила сиротам-детям милостыню подавать,
Особенно девочкам ей удавалось заботу свою создавать.
И Серафим унаследовал это – всем своим сердцем принял,
Черту характера – милосердие – от матери он перенял.


Оплошность.

Редко кому удаётся прожить детство своё без бед…
Случай такой и с Прохором был, когда ему было семь лет.
С матерью на колокольню поднялись, на город свой посмотреть,
Через перила пострел перегнулся – мать не смогла доглядеть…

С очень большой высоты упал он – но невредимым был!
Мать обнаружила сына в порядке – не корчился он и не выл.
Случай этот просто потряс, была перепугана мать:
"Каким это чудом ты уцелел-то?" – она не могла понять.


Болезнь.

Старший брат Прохора, Алексей, заниматься торговлей хотел.
И младшего брата он приучал, но тот больше к церкви радел.
Службы утренние и обедни мальчик не пропускал,
И на вечернях усердно молился – поклоны притом отдавал.

И прихожане с улыбкою милой всегда наблюдали за ним
Светловолосая голова, средь взрослых – по нраву им.
Поближе к священнику, в первых рядах, всегда находился малец,
Видимо так в сознании детском формировался Творец.

Вскоре у Прохора жар начался – и сильно он заболел.
Неделю он промучился так, никто помочь не сумел.
И так же жар неожиданно спал, но мальчик лежал недвижим,
Просто его разбил паралич – суставы зажал, как в зажим...

С участью этой смирились все, паралич ведь трудно лечить,
Но Прохор боролся, молитвы шептал, что раньше смог заучить.
Ребёнок молился и день, и ночь, лёжа в постели своей –
И Божия Матерь явилась во сне, обещав излечить поскорей!

Мимо их дома, икону Знамения – крестным ходом несли.
Ливень случился и всей процессией к Мошниным в дом вошли.
Случаем этим Агафья решила воспользоваться тот час –
Она поднесла сына к иконе – и лик чудотворный спас.

После этого парализованный стал на поправку идти,
И с осознанием веры глубокой – духом начал расти.
Десять лет Прохору было, когда он недуг победил –
И маму свою и старшего брата, чудом опять удивил.


Духовный поиск.

Медный крест.

В четырнадцать лет Прохор с друзьями Киев решил посетить,
Постриг в монахи возле святынь хотелось ему совершить.
Мать, узнав о решении сына, отнеслась с пониманьем к нему,
Знала, что сын не такой как все – духовность – ближе ему.

Сына мать благословила медным крестом большим,
И Прохор, взяв этот крест с собой, уже не расстанется с ним.
Они вшестером в Печерской лавре, стали послушниками…
И больше двух лет так пронеслось с постами-молитвами.


Сомнения.

Много, что в лавре происходило – было не по душе,
Он понимал, что многих монахов нужно бы гнать взашей.
Разговоры одни – а дела другие, жизнь эта не для них…
Плотское – преобладало в одних, и искушало других.

Прохор сомнениями терзаем, о старце-провидце узнал,
Досифей его звали, и он в обители Китаевской обитал.
Прохор за помощью и за советом к старцу тому пришёл,
Как ему быть и что ему делать – ведь то, что искал – не нашёл.

Старец обитель ему указал в Нижегородском краю –
Прохору следует там поселиться – найти там духовность свою.
Саровская это обитель была, среди лесов глухих,
И он понимал, что жизнь его будет вовсе не из простых…

Обратный путь был нелёгкий и долгий, зашёл по дороге к родным,
Знал, что он их уже не увидит, ведь путь его станет иным.
Прохор решил посвятить себя Богу – всю душу ему отдать –
Отречься от жизненных благ и семьи и плотью возможно страдать.


В Саровской обители.

Новый послушник среди остальных вызвал живой интерес,
Рост выше среднего, сам молодой, на груди увесистый крест.
Своим смирением и благочестием он уваженье создал –
В церковь Прохор ходил ежедневно, до конца все службы стоял.

Глядя в пол, чтоб не отвлечься – показывал всем пример,
И чувство спокойствия передавалось, для многих слабеющих вер.
Духовные книги читал только стоя, всегда с соблюденьем постов…
А отдыхом было – для богомольцев – резьба деревянных крестов.

Послушником Прохор прожил восемь лет, он возмужал и окреп,
Сила огромная в нём была – хотя без различных потреб…
Русые волосы, брови густые, усы с бородой в пол лица,
И проницательность глаз голубых с молитвами без конца.


Новое имя.

Очередной недуг.

Случилось так, что вскоре Прохор вновь тяжело заболел,
Всё его тело сильно распухло, и голос сипел и свистел.
Врачей было много, но диагноз никто не определил.
Три года водянкой болел несчастный с постели почти не сходил.

Он отказался от всех врачей… но неожиданно, вдруг –
К нему явилась Божия Мать – и отступил недуг!
А с Нею вместе апостолы были Пётр и Иоанн,
И в полуяви Прохору был целебный сеанс преподан.

Она возложила на голову Прохора – руку… в лучах утра,
А левой рукой жезл держащей – коснулась его бедра.
На месте том углубление стало, и жидкость вытекла так,
А ямка та на всю жизнь осталась – размером примерно с кулак.


Пустынь.

Послушник Прохор был снова пострижен и инока сан получил,
С именем новым – Серафим – дальше так он и жил.
Год прошёл – в иеродиакона рукоположен он…
Спустя шесть лет в иеромонахи – выше ещё возведён.

От непрестанного в церкви стояния ноги распухли его
Раны открылись и он, страдая – в прострации был от всего…
Его духовник Пахомий – умер… и некому поддержать…
Тогда Серафим решает в лесу жизнь свою продолжать.

Келья-избушка в дремучем лесу, в которой жил Серафим,
Была жилищем кому-то раньше – теперь же заселена им.
Рядом река с названьем Саровка. Избушка на берегу.
Раньше пустынь такая давалась отшельнику-бирюку.

Возле избушки отец Серафим устроил себе огород,
Разбил там пасеку небольшую, и добывал с неё мёд.
К нему паломники потянулись – уж так повелось на Руси –
А в том числе и женщины были, и стали о разном просить.


Искушения.

Кому-то хотелось жить вместе с ним, иметь от него детей,
И Серафим в борьбе с искушеньем – страдал от таких затей.
Он к настоятелю обратился, чтоб тот повлиял на них,
И чтобы женщины не донимали, чтоб голос плоти затих.

К нему перестали женщин пускать, а он же себя истязал,
За то, что раньше греховные мысли он к себе допускал.
Носил на шее тяжёлые цепи и тяжесть усиливал сам –
Пояс железный, а так же кресты по нескольку килограмм.

(Что-то в нём было от мазохиста). Зато он духовно рос –
Он полагал, что плоть ничтожна – душой нужно жить всерьёз.
В баню, он никогда не ходил – в источнике мылся всегда,
И запах чудесный шёл от него, несмотря на его года.


Житие.

Отшельнику было почти пятьдесят – так он и жил в лесу,
Он иногда привечал медведя, три белочки и лису.
Кормил с руки диких зверей, и злой свирепый медведь,
Рядом с ним ручным становился и мог возле ног захрапеть.

Белочки так же могли часами сидеть у него на плечах,
И от паломников, что приходили, слышалось: «Ух, да ах!»
А многие видели даже такое – как он парил над землёй!!!
И в народе мнение крепло: «Ведь явно, что это Святой!»

Колкой дров – грелся в морозы – накалывал целый воз,
А иногда Серафим добровольно, терпел крепкий мороз.
Множество пришлых хотели стать учениками его –
Но время спустя от жизни суровой – не было, ни кого…

Больше двух лет не ел он хлеба, а тот, что несли – не брал,
Питался же он лишь с огорода – то, что сам и взращал.
От недоеданий во время молитв, виделись бесы вокруг…
Его видения то наплывали… то прекращались вдруг.


Визитёры.

Нападение.

Пришли к Серафиму под вечер трое крестьян,
Один среди них – смутьян и баламут,
Он и сказал: "К тебе ходит много мирян –
Стало быть, вместе с едой и деньги несут".

Затем пригрозил, чтоб старец деньги отдал:
Тебе ведь деньги в лесу совсем не нужны.
Старец ответил: «Денег я сроду не брал,
Они для меня бессмысленны и не важны".

В руках Серафима был обычный топор,
И он, вспомнил слова Иисуса про меч,
На землю топор положил, чтоб закончился спор:
"Берите что надо – нечего мне здесь стеречь".

Хоть Серафим был силён – но руки сложил,
А те не поверив – бросились на него…
Один из троих, лежавший топор схватил –
Ударил обухом по голове его…

И хлынула кровь у затворца, со рта и ушей,
Его стали бить за то, что он денег не дал…
Когда ж разглядели, что он и не дышит уже,
Всё же связали – когда шевелиться он стал.

Хотели топить… но бросили старца в сенях,
Всю келью они обыскали – но ценностей нет…
Лишь только икона, да малость картошки в углах…
Они напугались и убежали в рассвет.


Боль.

Солнце вставало – ночная закончилась страсть,
Избитый очнулся – и путы свои развязал!
Голову страшно ломило – ну что за напасть…
Пришёл он в обитель, и видом своим ужасал.

Череп проломан… рот почти без зубов…
На волосах и одежде кровь запеклась…
Лицо заплыло и рассечённая бровь,
Над глазом висела – как будто оторвалась…

Несколько рёбер сломано – трудно дышать,
Видимо тут поработал тот же топор…
Как же страдальцу помочь – стали решать,
Врачи удивлялись: «Как же он жив до сих пор?»

Больше недели так Серафим и страдал…
Но вскоре видения снова сыграли роль –
Явилась к нему Богоматерь – и жар пропал!
А Пётр с Иоанном уняли страшную боль!

И смерть постепенно стала его оставлять,
И с этих пор, он на поправку пошёл!
Выздоровел – без докторов опять –
И вновь своё спокойствие духа нашёл!

Обидчиков старца нашли – решив наказать,
Но Серафим, не трогать их, попросил:
"Будет лучше осужденных развязать –
Не то я уйду из Сарова – набравшись сил".

Злодеев не тронули – те пошли по домам,
Но наступила расплата для всех троих…
И в одночасье сгорели у них дома!
Те в ужасе к старцу пришли, чтоб простил он их.


Обеты.

Молчание и столпничество.

Полвека было уже Серафиму, уйти вновь он в пустынь хотел.
Тут третий наставник из жизни ушёл – и он словно осиротел.
Старец Исайя – был как отец, во многом поддержку давал,
И Серафим от горя такого – обет молчанья принял…

Вновь он в келье, уединившись, три года не говорил,
Словно немой – лишь жесты да взгляд, для тех, кто к нему приходил.
Суровое это своё испытание он и другим дополнял –
Каждую ночь на огромном камне, молясь, на коленях стоял…

Другой же валун находился в келье, и после короткого сна,
Вновь на коленях стоял и молился – сменяла зиму весна…
Так он провёл на обоих камнях, тысячу дней и ночей –
А на ногах вновь раны открылись, но он не смыкал очей.


Затворничество.

(Старая боль уже не отпустит до самой смерти его),
А он тяжелее сделал задачу – для себя самого.
Он перешёл в обитель опять, на келии дверь указал,
Принял обет – затворничество, и ни кого не впускал.

Так прожил Серафим, пять лет, запершись в келье своей,
Пищу редко он принимал, чуть выползая за ней.
Голову он закрывал полотенцем, пряча глаза ото всех…
Многим чудно на это смотрелось и вызывало смех.

Странность ещё такая была – в сенях был дубовый гроб,
Возле которого он молился – себя успокоить чтоб…
За эти пять лет он научился мысли у всех понимать,
И после обета в келье своей начал людей принимать.


Посетители.

От крестьян до князей.

Затворничество закончилось – посетители тут как тут,
И со своими проблемами к Серафиму в келью идут…
С вопросами самыми разными шли к нему издалека,
Поток людской не кончался – очередь велика.

Подсказывал старец, как трудности житейские разрешать,
К примеру, корова пропала – он говорил, где искать.
Письма, что приходили, провидец не открывал –
А своему помощнику ответы на них диктовал.

Но не всех принимал он – некоторых ждал отказ,
Таких, например, как Волконский – ни с чем отсылал и не раз.
(Князь будет вскоре восставшим в событиях декабря)
Серафим отвергал все бунты, идущие против царя.

Вновь из Саровской обители в чащу ушёл Серафим,
Паломники же, как прежде, так и тянулись за ним.
Здоровые и больные, и просто кому не лень –
А в праздники ещё больше – по нескольку тысяч в день!


Предсказания и наши дни.

Пророчества были такие – вспышка холеры грядёт,
Но, в Сарове от этого, ни один человек не умрёт.
Что погибнет с семейством – царь Николай второй…
Так всё потом и вышло, как говорил святой.

О нескольких катаклизмах так же точно сказал –
Голод будет… и буря – и даты все указал.
Множество всяких болезней страждущим исцелил,
И из святого источника воду на голову лил.

Предание было такое: "Явилась вновь Божия Мать,
Жезлом, ударив о землю – родник смогла указать".
Люди идут и поныне за этой самой водой…
Со всех уголков России их привлекает Святой.

Рака с его мощами – объект поклоненья людей,
И верующие тысячами едут в Дивеево к ней.
В село под Арзамасом ведёт одна из дорог –
И там Серафима просят, чтобы в беде Он помог.


Собрано в полную версию 20.07.2015.


15 января - День памяти Серафима Саровского.
1 августа - Праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского.


Рецензии
Я очень рада, что ещё раз прочитала о Серафиме Саровском, теперь уже в этой интерпретации.
Большое спасибо за благочестивый труд!!!

Валентина Лысич   17.01.2022 06:27     Заявить о нарушении
Спасибо за память о святом человеке, Валентина!🌷🌈

Эд Корепанов   17.01.2022 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.