Конкурс на досуге - 90. Задание!

 Дорогие друзья! И снова здравствуйте!
 
    Что вдохновляет сегодня поэтов? Почему многим талантливым "не пишется"? Наш проект частично решает эти вопросы, если авторы испытывают затруднение. Мы не даём скучать! Но сегодня подчеркнём главное. Чувства. Нужны чувства и желание ими поделиться! Не так ли? А какими бывают чувства? Не всегда благоденствия и радости, витания в облаках от рассматривания окружающего мира в розовых очках. Бывают и другие...

   Объявляется тема 90 конкурса на досуге:

          Facit indignatio versum   —  НЕГОДОВАНИЕ ПРОБУЖДАЕТ ПОЭТА
                _____________________________________

(латин.) —  эта фраза, стала поговоркой, переводится ещё так: "Негодование порождает стих", т. е. заставляет выступить в качестве сатирика-поэта. Вошедшее в поговорку выражение это представляет цитату из Ювенала (Satur., I, 79).

  Децим Юний Ювенал (ок. 60 — ок.127 гг.) — римский поэт-сатирик. До середины жизни, то есть до 40—50 лет он упражнялся в ораторском искусстве, но не для заработка, а для собственного удовольствия; некоторое время был военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца обожествлённого императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем (если судить по туманным объяснениям в его жизнеописании) он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии. Свои сатиры Ювенал начал писать или публиковать только при императоре Траяне, после 100 года. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг.
   
     Очень любопытно написал о нём Василий Андреевич Жуковский (1783-  1852), что поможет нам лучше понять смысл интересующего нас высказывания:

   «Горациевы сатиры можно назвать сокровищем опытной нравственности, полезной для всякого, во всякое время, во всех обстоятельствах жизни. Характер сего поэта — веселость, чувствительность, приятная и остроумная шутливость. Он живет в свете и смотрит на него глазами философа, знающего истинную цену жизни, привязанного к удовольствиям непорочным и свободе, имеющего проницательный ум, характер откровенный и, наконец, способность видеть недостатки людей, не оскорбляться ими и только находить их забавными. Посреди рассеянности и шума придворной жизни он сохранил в душе своей привязанность к простым наслаждениям природы. Он забавляется над глупостями, заблуждениями и пороками; но он невзыскателен, не выдает себя за строгого законодателя нравов и имеет ту снисходительность, которая и самые неприятные упреки делает привлекательными; его простосердечие и любезный характер примиряют вас с колкостию его остроумия — и вы охотно соглашаетесь у него учиться, потому что он говорит от сердца, по опыту, и забавляет вас, предлагая вам нравоучение полезное; его философия не имеет целию морального совершенства стоиков, над которыми он позволяет себе иногда смеяться; она заключает в себе искусство пользоваться благами жизни, быть истинно независимым и любить природу. Со стороны стихотворной сатиры его почитаются совершеннейшими из всех нам известных. Формы его чрезвычайно разнообразны: иногда говорит он сам, иногда выводит на сцену посторонние лица, иногда рассказывает читателю своему басню. Его описания чрезвычайно живы; но он только прикасается к описываемому предмету и никогда не утомляет внимания; изображая характер, он представляет одни главные и самые нужные черты его живою, но легкою кистию. Он имеет дар, говоря уму, оживлять воображение и прикасаться к сердцу — и мысли его всегда согреты пламенем чувства. Одним словом, прочитав его сатиры (надобно к ним причислить и послания, из которых некоторые ни в чем не разнствуют с сатирою), вы остаетесь с лучшим знанием света, с яснейшим понятием о жизни и с бо?льшим расположением ко всему доброму.
 
   Ювенал имеет характер совсем противоположный Горациеву: он бич порочных и порока. Читая сатиры его, уверяемся, что Ювенал имел пламенную, исполненную любви к добродетели душу; но в то же время и некоторую угрюмость, которая заставляла его смотреть на предметы с дурной только стороны их: представляя их глазам читателя, он с намерением увеличивал их безобразие. — Он родился при императоре Калигуле; но сатиры его, из которых дошло до нас только шестнадцать, все написаны во времена Траяна или Адриана, следовательно в глубокой старости. Сии обстоятельства объясняют нам и то, отчего сатирик везде представляется нашим глазам как строгий судья и нигде не утешает нас веселою философиею чувствительного человека. Ювенал, стоик характером, видел все ужасы Клавдиева, Неронова и потом Домицианова царствований: он был свидетелем, с одной стороны, неограниченного деспотизма, с другой — самой отвратительной низости, самого отвратительного разврата, и в душе его мало-помалу скоплялось сокровище негодования, которое усиливалось в тишине принужденного безмолвия. Сатиры его можно наименовать мщением пламенной души, которая долго не смела себя обнаружить, долго роптала против своей неволи и вдруг, получив свободу, спешит воспользоваться ею неограниченно. Старость и привычка к чувствам прискорбным лишили его способности замечать хорошие стороны вещей; он видит одно безобразие, он выражает или негодование, или презрение. Он не философ: будучи сильно поражаем картиною окружающего его разврата, он не имеет того душевного спокойствия, которое необходимо для философа, беседующего с самим собою; но он превосходный живописец; в слоге его находим силу и высокость его характера...»
                (Василий Жуковский)

  Конечно, чувство негодования побуждает писать сатиру, памфлеты, едкие эпиграммы... Но можно не так открыто, "прямо в лоб" выражать свои чувства, включая негодование. Можно использовать разные другие методы, разные жанры, приёмы. И палитра красок может быть очень широкой - от мрачных до глубокой синевы, где исчезают все страсти, включая отчаяния и огорчения. Нам иногда необходимо "выпустить пар", сказать о наболевшем! Так давайте это сделаем изящно, изысканно и умно, если получится. Ведь в любом, даже самом мрачном, тёмном царстве должен быть лучик света. Пусть он засияет той надеждой, которая поможет и другим выйти из мрака! Вот такая задача. Дерзайте! А для настроения найдём что-нибудь подходящее у великих и известных:

Михаил Лермонтов - И скучно и грустно…

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
                1840 г.

   Борис Слуцкий    "Лошади в океане"

            /И.Эренбургу/

Лошади умеют плавать,
Но — не хорошо. Недалеко.

«Глория» — по-русски — значит «Слава», -
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось — плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их —
Рыжих, не увидевших земли.
                1950 г.

Иосиф Бродский -  Ни тоски, ни любви, ни печали:

Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.
Оглянись — и увидишь наверно:
в переулке такси тарахтят,
за церковной оградой деревья
над ребенком больным шелестят,
из какой-то неведомой дали
засвистит молодой постовой,
и бессмысленный грохот рояля
поплывет над твоей головой.
Не поймешь, но почувствуешь сразу:
хорошо бы пяти куполам
и пустому теперь диабазу
завещать свою жизнь пополам.
___________________________

  Итак, дерзайте, друзья! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди друзей, которые  по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов.

***

   Не будем узко подходить к раскрытию темы. У всех разные взгляды, жизненные ориентиры. И есть чем поделиться всегда. Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что хотим передать. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь действительно только повод - буквально ли, косвенно, вы коснётесь заданной темы и с какой стороны. Не в этом суть. Главное, чтобы вас поняли и приняли то, что вы пытаетесь донести. Завоёвывайте внимание вашего читателя, применяя все средства, даже если пишем простым языком! Не забывайте про искренность. И тогда всё получится!

   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
 
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

Приём до 24.00 СУББОТЫ!!!  Но если надо, можно продлить... Подсказывайте, у нас семеро одного ждут!

Иллюстрация:  Акварель, сюрреализм. Молодая художница из Рима Сильвия Пелиссеро, известная  под псевдоним Агнес Сесиль

Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   16.01.2022 01:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.