Память Меркурия. Айвазовский. Сбор урожая в Крыму

         Память Меркурия. Айвазовский И.К. - «Сбор фруктов в Крыму»


Батальную картину «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими
кораблями Айвазовский Иван Константинович писал в 1892 г. и она
в коллекции в Феодосии, в музее Айвазовского. Размер: 221x339 см.

«Память «Меркурия»» –
Унаследовал Георгиевский флаг от легендарного брига «Меркурий».

В конце октября 1894 года на крейсере «Память Меркурия»
из Ялты в Севастополь было доставлено тело покойного Императора Александра III.

_______________________________

"До того, как Иван Айвазовский обрел семейное счастье с Анной Никитичной (Мкртичевной) Бурназян-Саркизовой, он был женат на англичанке Юлии Гревс, дочери петербургского врача, которая когда-то служила гувернанткой. В этом браке у них родились четыре дочери. Семейная жизнь поначалу складывалась хорошо. Юлия разделяла интересы мужа. Она активно принимала участие в археологических раскопках, предпринятых Иваном Константиновичем в 1853 году близ Феодосии. Но семейное счастье дало трещину. В 1870 году Айвазовский обращается в Синод Эчмиадзина с просьбой дать согласие на развод.
«Руководствуясь человеческим и христианским долгом, я многие годы терпеливо относился к недостаткам жены, что могут засвидетельствовать не только родные и друзья, но и все знакомые во многих городах России. Перенесенное ею в 1857 г., по свидетельству столичных врачей, неизлечимое нервное заболевание еще более несносным сделало ее характер. Исчезло спокойствие в моем доме. Почти двадцать лет она клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного. Моя жена Юлия, относясь ко мне враждебно, живет в столице за мой счет, часто путешествует в Австрию, Францию, Германию, вовлекая меня в колоссальные расходы. Жизнь в Одессе мотивирует болезнью, хотя на самом деле одесские врачи рекомендуют ей уезжать из города. Юлия Гревс, руководствуясь советами сомнительных лиц, в последнее время обращается к губернатору и другим высоким чинам государства с просьбой забрать мое имущество и имение, хотя я постоянно обеспечиваю жизнь ее, посылая в Одессу ежемесячно по 500–600 рублей. Она восстанавливает дочерей против меня, беря у них подписи, что после развода они будут жить с ней».
В 1877 году вновь поданное прошение было удовлетворено.
Знакомство Ивана Айвазовского с Анной Бурназян-Саркизовой произошло случайно. Хотя, нет. Случайных встреч не бывает.
Иван Константинович встретил Анну в, казалось бы, неожиданной ситуации. Его экипаж проезжал по одной из феодосийских улиц. На пути встретилась похоронная процессия, провожающая в последний путь известного в Феодосии купца по фамилии Саркизов. Внимание Айвазовского привлекла молодая женщина, следовавшая в процессии. Выяснилось, это была вдова купца Саркизова. (Бурназян — девичья фамилия Анны.)
Если и есть любовь с первого взгляда, то это была именно она. Художник влюбился. Спустя приличествующий срок после смерти супруга, Анна Саркизова принимает предложение Айвазовского стать его женой. Разница в 40 лет не стала для них помехой: дом Айвазовского наполнился уютом и теплом. В дом художника с удовольствием приезжали дочери и внуки Ивана Константиновича и подолгу гостили там. Гостили у них и художники, и писатели, и музыканты".


«Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить
ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает
целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине
мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит
тусклая...», – признался как-то Анне своей не стареющего сердца
художник. Из уст Ивана Константиновича вырвалось еще одно признание:
«Благодаря этой женитьбе я стал ближе к своему народу»".
 ________________________________


Красота что поле минно, -
Сутью коей не  Христосъ.

Айвазовский - Анны  имя,
Феодосии, — незримо
С ним не (!) тянущие воз…

Но везущие по праву
На арбе  и лет, веков
В те же самые «...О нравы!»
В гроздах скарб на «Переправу»,
Со усердием волов*,
Кои вый не прогибая
В два столпа и на холсте,
Под музыку  урожая,
Ждут той скрипкой,  не дыша и:
Не качнуться бы  арбе!

Преждь жена, а после – дочерь…
На Никитишне халат
Виноградом спелым сочен;
Черных - взгляд не обезточен,
Бархат щек… Лукум-рахат*!

Виноградна сладость Крыма
И в Ивановых очах,
«Трубы медные» за «…рымом»
В искушенья  Славой зримой
Что пройдя здесь,  и сейчас 
Полонит любой мариной
В сеть морщин и на губах
Взор отцов, детей — в старинном,
И «младое племя» в крины*
Все парящих в облаках.

…Развезло и дум дороги,
Что не «болью»* искони,
Похоронные зря дроги
В сердце прежде недотроги
В Славной Родины гробы…

Не крестьянскою повозкой
По брусчатке бричка мчит,
Разбивая на бороздки,
Расплетая неба коски,
Не на трех струнах бренчит;
Кто под кузовом закрытым
Четырехколесной вдаль
Тем старухиным корытом
Что росою в «кровь» гранита
Сеет в сребреник печаль…

И взгрустнулося мне, друзе…
Ведь и мачехой, да — Мать:
И пузырь от слова пузо,
Вдохновение,  —  не «муза»…

— О, charmant! Почем — «стГадать»?..

Хотя, нет…. Постой! Не смей и:
Не при чем, но — помолчи…
«Ов, сирун» и мне роднее,
С ней любовь не постареет
И по морю тех причин…

***

…Не «Меркурия»  ли  память
Все справляет сердца бриг
В кирзачах, что уж  не давлють,
Февралей бураня замять
Во весь свой медвежий рык.

Ах ты ж, лилия –лилея
В Ованеса и сады,
Кои пил он, не хмелея, 
Егда тучи не довлея
И сулили, — лишь дожди…




________________________________

*“В России есть две беды: дороги и дураки” – «…Автор есть. И мы хорошо его знаем. Это наш современник Михаил Задорнов. В конце 1980-х годов, в разгар перестройки, он с успехом читал с эстрады сатирический монолог «Страна героев» (в печати монолог появился в 1989 году). Согласно Задорнову, «Н. В. Гоголь писал: “В России есть две беды: дороги и дураки”. Вот такое завидное постоянство мы сохраняем по сей день».
Ничего подобного Гоголь, разумеется, не писал; ссылка на классика должна была послужить охранной грамотой подцензурному советскому сатирику и придать его мысли бо;льшую авторитетность. Эта цель была блестяще достигнута: версия об авторстве Гоголя стала основной.
К.В.Душенко "История знаменитых цитат" Дубинка Петра Великого / Дураки и дороги https://zotych7.livejournal.com/1524939.html

*Кринъ -  Само слово "лилия" имеет латинское происхождение (лат. lilium) и появляется в русском (славянском) языке не позднее XV века (оно, в частности, присутствует в геннадиевском переводе Библии, вышедшем в 1499 году). Первоначально и вплоть до конца XVII в. оно, видимо, употреблялось наряду со словом «крин» в качестве его синонима.

*Вол — христианский символ самопожертвования Христа, а также эмблема святого Луки и духовенства вообще. Вола часто можно увидеть вместе с ослом в сценах Рождества, иногда его скульптурные изображения поддерживают крестильные купели.

*Рахат-лукум в переводе с турецкого языка означает «кусочки счастья»


http://youtu.be/WGMuR11N5tQ
Вахтанг Кикабидзе "Мимино" | Ов сирун, сирун / Светлой памяти Фрунзика Мкртчяна



­Писано в Понед;льникъ, 20 Декабря 2021 года (7 Декабря 2021 по ст.ст.)
         Рождественскій постъ.
         Иконы Божіей Матери «Селигерскія-Владимірскія».

«СЛАВА РОССІИ».
Календарь русской исторіи.

1812. Армія ген.-отъ-кавал. П. Х. Витгенштейна заняла г. Вилькоміръ.
1812. Распущены партизан. отряды флиг.-адъют. полк. А. Н. Сеславина и подполк. А. С. Фигнера. Ихъ войска возвращены къ своимъ полкамъ.
1837. Въ Казахской степи геройски погибъ отрядъ хорунжаго Алекс;я Рытова (34 казака трое сутокъ противост. 1000 воинамъ султана Кенесары).
1917. Продолжилъ работу Пом;стный Соборъ Всероссійской Правосл. Церкви 1917-1918 г.г.


Рецензии